180
дольше обычного. Она, конечно, растворяет отложения, и все же такая обработка скорее профилактическая. Толстые наросты, почти закрывающие проходное сечение распылителя, таким средствам не по силам. Есть у добавок и другая особенность. Присадка, словно ершик, эффективно очищает бак и подающий топливопровод (до и после фильтра), после чего хлопья загрязнений могут попасть к форсункам, намертво закупорив их входные фильтры. Чтобы нейтрализовать это свойство, на сервисных станциях применяют специальные устройства для очистки форсунок. Наиболее распространен метод очистки на работающем двигателе, как самый простой и достаточно эффективный. Специальная установка подает топливо на вход топливной рампы (в системах распределенного впрыска) или к форсунке центрального впрыска. (Последняя в силу конструктивных особенностей меньше склонна к образованию отложений или, как это еще называют, карбонизации.) Штатную систему топливоподачи - бак, электробензонасос, фильтр тонкой очистки и трубопроводы - при этом, естественно, отключают. Двигатель работает на специальном сольвенте-декарбонайзере, который служит одновременно и топливом, и очистителем. Так как автомобиль при этом неподвижен идвигатель не нагружен, от чистящего сольвента не требуется обеспечивать заданные мощностью характеристики, детонационную стойкость и т.п. Поэтому стремятся усилить именно моющие свойства сольвента, чтобы резко повысить эффективность очистки по сравнению с добавками в топливо. Время очистки обычно - 20-30 мин. Примерно столько же уходит на подсоединение-разъединение топливных шлангов и отключение штатного бензонасоса все зависит от конструкции и компоновки системы впрыска. Самих же очистительных агрегатов, как и химических составов для очистки, сегодня множество - каждый производитель в рекламе расхваливает свой. Специалисты "Иномотора" провели сравнительный анализ эффективности различных сольвентов и устройств для очистки. Вывод таков: все устройства близки по конструкции и своим возможностям и различаются лишь ценой. А вот у чистящих сольвентов эффективность разная. Лучшим оказался сольвент-концентрат американской фирмы "Карбол клин" (Carbol Clean). По отзывам еще нескольких фирм из Ангарска, Краснодара, Москвы, Новосибирска, Тольятти, этот концентрат ощутимо (в среднем на 15-20%) эффективнее других. Соответственно, расход его меньше и очистка идет быстрее.Перепробовав несколько установок для ее проведения, предпочтение отдали изделию известного американского же производителя диагностического оборудования - фирме ОТО Изюминка ™ устройства в том, что сольвент к форсункам подается давлением сжатого воздуха, который можно брать от компрессора или даже от ножного насоса расход невелик. Понравилось и то, что не нужно присоединять специальный шланг обратного слива. Цена же оборудования вполне приемлема (чуть больше 400 долларов), и теперь мы исповедуем американскую технологию очистки. Стоимость обработки одного автомобиля - около 100 долларов. Эффективность этого метода высо- ф ка. По статистике, накопленной нами за полгода работы, 85% двигателей, прошедших очистку, на всех режимах работают существенно лучше, чем прежде. В заключение отмечу, что неудовлетворительная работа двигателя необязательно связана с загрязнением форсунок. Она может быть следствием неисправностей каких-либо других элементов в системах зажигания, впрыска и т.п. Поэтому прежде, чем грешить на впрыск и чистить форсунки, мы всегда проводим комплексную диагностику ф двигателя и его систем. Лишь убедившись в необходимости, подсоединяем "чистильщика"повернул. Остается только вправо на обочину. Ухожу вправо, там крупный гравий, равняюсь с "пятеркой" пытаюсь тормозить. На гравии машину начинает ДАВАЙТЕ УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА! разворачивать, впереди вижу, что обоДело было в августе. Поехал яс жечина сужается (а там два метра вниз с ной на своем "Москвиче-412" в Воронеж. обочины - и "здравствуй, кукуруза!"). Выехали в воскресенье утром. СолнышСнова давлю на газ, обхожу "пятерку" и ко, птички, машин мало. Мой "зверь" будпытаюсь выскочить обратно на асфальт. то летит над дорогой, двигателя почти не Проблема! Асфальтовое покрытие возслышно (ручная сборка и подгонка детавышается примерно на 10 сантиметров лей), скорость - под сотню. Дорога узкая, над обочиной, да еще гравий не дает по одной полосе в каждую сторону, а по жесткого сцепления с грунтом. Резко сторонам - поля с кукурузой. Впереди выкручиваю руль влево. Выскакиваю никого, сзади далеко белый "Фольксва- перед "пятеркой" лечу на встречную. И тут краем глаза замечаю, что слева "пяген-naccaf; встречных не видать. И вдруг слева на мою полосу не терку" обгоняет "Пассат"! Сразу предспеша выползает из придорожного кусставил себе скрежет металла, ехидные тарника груженая "пятерка" с прицепом. лица гаишников, поиски денег на ремонт Даже не пропустил, хотя на расстоянии и все это за 250 км от дома... Резко руль 500 метров ни в одну, ни в другую сторовправо. Ура! С "Пассатом" разошлись. ну машин, кроме моей и "Пассата" не Он стремительно удаляется вдаль. Торбыло! А скорость-то у меня приличная. можу. Остановился. Адреналин в крови Что делать? Тормозить поздно - "догоаж кипит. Выхожу из машины, чтобы ню" прицеп, влево на встречную - "поговорить" с водилой "пятерки" а он... опять-таки "догоню" прицеп, он еще не пролетает мимо! Я лишь заметил ог-ромные глаза двух женщин на заднем сиденье да тупой взгляд водителя. "Пятерка" с тульскими номерами (цифры не запомнил) стала удаляться. Впрыгиваю в машину - и "газу1! Кто сказал, что "Москвич" не машина?! Разгоняюсь до 130 км/ч и быстро догоняю "пятерку^ Моргаю фарами, бибикаю, жестикулирую левой рукой, чтобы он остановился. Водитель "пятерки" видя мой агрессивный настрой, решил ретироваться. Сдрейфил мужик! Обгонять придурка я не стал: вдруг, когда я его обгоню, он не пустит меня в свой ряд? А тут еще мы догнали колонну КамАЗов... Тем и кончился наш "разговор" "Пятерка" ушла на обгон, а я включил радио и попытался успокоиться, держа на спидометре 80-90 км/ч. В общем, культуры вождения никакой, да и летаем мы как птицы, забыв про то, что мы на колесах. МУЖИКИ! Неважно, на чем мы ездим - на КамАЗе, "Мерседесе" или "Жигулях" ДАВАЙТЕ УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА НА ДОРОГЕ - ДОЛЬШЕ ЖИТЬ БУДЕМ! Москва Юрий С.180ЗР 1/98