БУДЕМеиюет границ.-ВМЕСТЕКлассик утверждает "нам не дано предугадать". А мы и не угадываем - мы изучаем.Есть такое понятие - "обратная связь". Звучит суховато и немного казенно, но суть очень важна. И не только для тех, кто, крича в телефонную трубку, тщится услышать ответ. А для всех - нас, нашей страны, ее экономики и политики. Когда-то это не имело значения: реакция советского человека на все была предопределена и строго регламентирована. Чему возмущаться, а от чего испытывать "чувство глубокого удовлетворения". Сейчас времена другие - каждый свой шаг надо сверять с мнением окружающих. Иначе кто-то рискует потерять , клиентов, кто-то - инвесторов, а кто-то - избирателей. Изучить мнение автомобилистов, получить отклик на все, что происходит в автомобильной жизни - такую задачу поставили мы перед собой в прошлом году. Признаемся, была в этом и некоторая корысть - желание узнать, как вы относитесь к журналу, что в нем нравится, а что - нет. Чтобы, учтя пожелания читателей, сохранить и даже умножить их число. Но главное - мы стремились понять, чем живут сегодня российские автомобилисты, кто они и каковы их взгляды. Очень надеялись, что это будет интересно не только нам, но и всем, кто связан с автомобилем профессионально: промышленникам, торговцам, ремонтникам, ГАИ... Ведь результаты обработки десятков тысяч опросных листов (ни один социологический центр не опрашивает столько людей!) в самом деле потрясающи. Чего стоила одна только анкета, в которой владельцы оценивали свои автомобили! Ну, ладно, кто-то может сказать, что выставление отметок машинам - исключительно дело вкуса их владельцев. Но, согласитесь, ответ на вопрос "наличие дефектов в новом автомобиле" субъективным отношением не объяснишь - дефекты или есть, или их нет. Так выяснился поразительный факт: дефекты Iвстречаются... у 54% новых машин ВАЗа. Грубо говоря, каждый второй автомобиль - брак. И это марка, которую считают лучшей среди российских! Другие, как, наверное, вы помните из материала "36 тысяч экспертов", опубликованного в № 4 за 1997 год, имеют еще больше изъянов: ИЖ - 56%; АЗЛК - 67%, а ГАЗ - 7 1 % ! После такой информации мы ждали лавины звонков с автозаводов. Думали, что будут возмущаться, требовать подтвердить данные или хотя бы попытаются объясниться. Напрасно! В ответ - полная тишина. Лишь одинединственный завод - ПАЗ проявил заинтересованность и рассказал, как пытается улучшить качество автобусов. Спустя полгода мы провели еще один опрос, напрямую касающийся производителей: какой автомобиль хотел бы иметь россиянин. И снова - никакой реакции. Даже если бы дела в автопроме шли блестяще, и тогда было бы не очень понятно столь высокомерное отношение к потребностям потенциальных покупателей. Но ведь автопромышленность наша - на перепутье! После долгого ЗР 1/98КАК СЛОВОбалансирования на грани банкротства заводы один за другим кинулись к западным коллегам в надежде производить или хотя бы собирать что-то современное. По какому принципу ищут партнеров - тщательно изучив спрос? Но ни "Опель-Астра", ни "Хёндэ-Акцент", ни "РеноМеган", ни "ФИАТ-Мареа" ничуть не похожи на тот автомобиль, который нарисовали наши читатели: полноприводный универсал с объемом двигателя 1,5-2 ли по цене около $10 000. Выходит, наши автопроизводители опять принимают решения, не изучив как следует потребности рынка. Да ив серьезности их намерений можно усомниться: везде речь идет о так называемой отверточной сборке, когда готовый автомобиль чуть-чуть разбирают, ввозят в Россию и дособирают. Производством это не назовешь - обход таможни и больше ничего. Убеждают - мол, потом (когда?) в России начнут делать и комплектующие. Но пока до этого дойдет... Такой подход очень напоминает прежний общепитовский: ешь, что дают. Может, пора ив автомобильном производстве все перевернуть с головы на ноги: не заводы должны диктовать рынку, не граждане патриотично поддерживать автопром, а наоборот. Ведь только тогда автомобильная промышленность действительно может стать локомотивом экономики, о чем так любят говорить те самые деятели, которые мало интересуются мнением потребителей. Кстати, для того, чтобы производство автомобилей потянуло вверх хозяйство всей страны, нужно, чтобы во всех отраслях восприняли это всерьез, были к этому готовы. Иначе получится, как в сегодняшней Москве, оказавшейся неподаотовленной к автомобильному буму. И наша анкета о безопастовтжЩви^ жения - тому лучшее подтверждение. 70% водителей признались, что нарушают Правила! Выходит, почти все плохо ездят, хамят, подвергают опасности шбя и других? Р|Г' 1аЦз^Яруг1^^ЖV\Ш|Р НАШЕ ОТЗОВЕТСЯсийский водитель - преступник (может, потенциальный) за рулем? Мало верится в это. Тем более, что самые распространенные нарушения - превышение скорости, несоблюдение дистанции, выезд на встречную полосу. Попробуйте-ка соблюдать дистанцию в час пик на московских (а теперь уже и петербургских, и екатеринбургских, и владивостокских, и многих других городов) улицах! А как не выехать на встречную полосу, когда на вашей огромная, заполненная грязной жижей яма. С ограничением скорости тоже не все так однозначно: часто дорожники оставляют знаки, и на обновленной, широкой трассе стоят бесконечные "40", подталкивая водителей к нарушению. Надеемся, наша статья "Самоубийство!" по результатам этого опроса (ЗР, 1997, № 12) вызовет интерес у ГАИ, у дорожных служб, у всех, от кого зависит безопасность на наших дорогах. И не ради примитивной реакции - наказать нарушителей построже, а для серьезного анализа причин происходящего. Страна должна готовиться к новым масштабам автомобилизации, понимая, что в ней - благо. Радует, что многие фирмы заинтересовались нашими опросами, осознав, как важно для них знать потребности автомобилистов. Значит, уже есть те, кто ориентируется на рынок, кто чувствует, что успеха без этого быть не может. ... Когда мы задаем вопросы о журнале, ответов ждем с большим волнением. Это понятно: всегда боязно слышать о себе правду, но без нее нельзя измениться к лучшему. В ЗР № 11 вашему вниманию была предложена анкета о том, как читают "За рулем". Получены ответы и обработаны результаты опроса. Выяснилось, что большинство из вас - наши постоянные гели Даже те, кто приобретают журнал в розницу, делают это систематически (90% против 10% случайных покупателей). Что называется, от корки до корки журнал прочитывают 63% читателей. Честно говоря, мы на это даже не рассчитывали. Ведь одни материалы адресованы новичкам, другие - технически хорошо подготовленным людям, а "Женский клуб", например, - дамамавтомобилистПоэтому предполагалось, что часть публикаций читают не все. К тому же не надо забывать о блоке рекламы, которую недо любливают некоторые сограждане. И все-таки большинство "проголосовало" за весь журнал целиком. Хотя есть те, кто читает лишь половину журнала (8%) и даже четверть (2%) - сигнал к тому, чтобы еще тщательнее подходить к содержанию. С другой стороны, большинство ответивших (87%) указали, что "За рулем" читают другие члены семьи, друзья, знакомые. Поэтому "в сумме", компанией все равно прочитывают весь журнал. Исходя из этого, общее количество его читателей - около 1 500 000 человек. Раскроем небольшой секрет. Задавая вам эти вопросы, мы проверяли правильность и своевременность нашего намерения выпускать "За рулем" два раза в месяц. Тогда удалось бы гораздо оперативнее информировать вас обо всем, что происходит в автомобильной жизни. Но сначала нужно было посоветоваться с вами. Оказалось, всего 21 % поддерживает эту идею. 63% считают, что объем журнала должен оставаться таким, какой он сейчас. Меньше всего читателей проголосовало за увеличение объема до 300 страниц (11%) и его уменьшение до 200 страниц (5%). С одной стороны, радует, что читатели довольны тем, что мы делаем сегодня. А с другой - опасаемся, что они лишь довольствуются тем, что имеют. Ведь 32% читателей получают "За рулем" в четвертую - последнюю неделю месяца, а 18% - в третью неделю. Увы, почта работает не лучшим образом: об оперативном получении свежей информации говорить не приходится. Поэтому, вероятно, пятая часть читателей и не поддержала решение выпускать журнал чаще (даже без увеличения стоимости "удвоенного" издания). Возможно, мы рвемся опередить время. Но ведь как хочется его немного подогнать вперед - к тому моменту, когда автомобилизация охватит нашу страну. Люди, видя реальность приобретения автомобиля (а сейчас это все более и более реально), станут лучше работать и зарабатывать, активнее жить. И это позволит быстрее идти вперед, развивать экономику, улучшать наше существование. В наступившем году мы снова будем спрашивать вас о многом, публиковать анкеты на самые разные темы автомобильной жизни. Думаем, отвечать на них вы будете не только в надежде выиграть автомобиль, но и ради того, чтобы, высказав свое мнение, повлиять на что-то. Обратная связь, общественное мнение - далеко не пустые слова, за ними - большая сила, которую мы совместными усилиями заставим уважать всех: и промышленность, и законодателей, и исполнительную власть. Уверены, это подтолкнет вперед наш "локомотив", который должен потащить за собой всю российскую экономику, заставит и стражей дорожного порядка осознать, наконец, для кого этот порядок должен существовать. А мы, журнал "За рулем", будем и дальше стараться соответствовать вашим запросам и даже помогать им формироваться. РедакцияROlGph i