182
183
УУ1\(тчт\ш о! тожшнего электронный блок управления дело техники. Примерно так, в общих чертах, рассуждал я после описанного случая с "Фордом" Пойдем дальше. Противоугонная система должна быть нешаблонной (к каждому автомобилю, как совершенно справедливо пишет Шукстов, необходим индивидуальный подход). Следовательно, нужен УНИВЕРСАЛЬНЫЙ "жучок" способный заблокировать не только систему выпуска, но и механизм сцепления, воздушную заслонку, колеса и т.д. Это, естественно, расширяет предъявляемые к нему требования: он обязан блокировать практически все приводы управления автомобилем, имитируя естественные неисправности. Этот "Клещ" (так мы с коллегой его назвали) обеспечивает и блокировку любых механических замков (капота, дверей, багажника, гаражных, сейфовых и др.). Продолжает корреспондент ЗР на Украине Леонид САПОЖНИКОВ: В этом месте рассказа перо Николая Сергеевича забуксовало. И это понятно: система ВИН - "Блокиратор, имитирующий неисправности" - еще не запатентована. Автор установил ее пока на нескольких десятках автомобилей. Те владельцы, с которыми удалось встретиться, отнюдь не выглядят людьми, измученными бессонницей. - Когда у меня украли "ОпельМонтерей" - сказал один из них, - я строил фантастические планы за ­ щиты своего следующего вседорожника - вплоть до того, чтобы в нем ночевал юноша, владеющий всеми видами боевых искусств. Потом случайно узнал, что есть вот такой "Клещ".. . Николай Бабич - реалист и не возлагает особых надежд на то, что украинский, российский или любой другой патент реально защитит его изобретательские права. Поэтому под моим деликатным нажимом он согласился дать читателям ЗР некоторую дополнительную информацию. "Клещ" имеет два устойчивых состояния: "открыто" и "заперто" - с энергонезависимой памятью. Управляется по проводам кратковременным сигналом (12-15 миллисекунд). В остальное время энергии не потребляет. Причем открывающий сигнал закодирован. Подача напряжения любой полярности приводит изделие только в состояние "заперто" При обрыве проводов или отключении аккумуляторной батареи "Клещ" остается неограниченное время в состоянии,Я пришел к тому же убеждению давненько, когда после 25 лет службы в танковых войсках занялся автомобильной техникой. Однажды к нам в мастерскую привезли на буксире "Форд" с "убитым" двигателем. Мы с коллегой сделали ему капитальный ремонт, в отличном качестве которого не сомневались. Каково же было наше удивление, когда двигатель не пожелал заводиться, а, точнее, поработав после пуска несколько секунд, глох! Два дня мы искали причину, пока мальчик, который совал нос под капот и докучал нам, не спросил: "А что это там шипит?" Оказалось, до нас автомобиль побывал у сварщиков, "заштопавших" дырявый глушитель так усердно, что выхода отработавшим газам не осталось. На наше счастье, болты на стыке выпускного коллектора и "штанов" были недотянуты, и газы с шипением вырывались сквозь этот зазор наружу... Вот тогда яи начал размышлять о возможности имитировать неисправности: ведь угонщики все успешнее справлялись с традиционными охранными системами. Потратившись на сканеры и грабберы, они одолели незамысловатые ко ­ ды "противоугонок" старших поколений. Появление систем с практически неуязвимым плавающим ко ­ дом поначалу озадачило злодеев, но затем они стали препятствовать их включению с помощью мощных источников помех... Не правда ли, очень напоминает процесс развития вооружений: новые средства защиты влекут за собой совершенствование средств поражения и т.д. Вернусь, однако, к выхлопной трубе. Простейшее противоугонное устройство - забитая в нее картофелина. Вот если бы еще хозяин имел легкий и недоступный угонщику способ извлекать ее оттуда! Шутки в сторону: имитировать картофелину может клапан, перекрывающий в положении "Охрана" путь отработавшим газам. Открывать и закрывать этот клапан должен электромеханический "жучок" - небольшой исполнительный механизм, монтируемый в глушителе и, понятное дело, выдерживающий тамошнюю температуру. Создать дляКиевлянина Николая БАБИЧА побудил взяться за перо крик души Дмитрия Шукстова, бывшего владельца джипа "ТойотаЛендкрюйзер". Его статья "Угнали!" (ЗР, 1997, № 8) хоть и не во всем бесспорна, в главном попадает "в яблочко": понастоящему надежная противоугонная система должна быть нешаблонной и ничем не выдавать своего присутствия, маскируясь под неисправности.надежно работать также при отрицательной температуре и высокой влажности, в среде, насыщенной солью и разной дорожной га ­ достью. Напрашивается предположение, что такой чудо-механизм, если он вообще существует, стоит безумно дорого. Я же мечтал о системе, доступной владельцам не только элитных автомобилей. Ведь угон "копейки" у пенсионера травмирует его не меньше, чем владельца процветающей фирмы - потеря "Мерседеса".. Базовый элемент такого "жучка" удалось (спасибо конверсии) найти в недрах военно-промышленного комплекса. На его основе разработал исполнительный механизм, способный182ЗР 1/98 - От одного до трех. Места блозаданном последней командой. Размеры позволяют ему легко затеряться кировки выбирает заказчик, и, естев заводской начинке автомобиля: ственно, в каждой машине они свои. длина 35 мм, диаметр 20 мм. Сохра- Но очень важно заблокировать капот ™ няет работоспособность в диапазоне - по крайней мере, для того, чтобы не температур от -100 до +250 градусов. дать угонщику быстро нейтрализоМожет работать совместно с любой вать сирену сигнализации. Что бы охранной системой через декодер там ни говорили о бесполезности размером со спичечный коробок либо этих сирен, к завываниям которых автономно с управлением от брелока, все привыкли, а все же вору крайне потайной кнопки, геркона (магнитного неуютно действовать под такой аккомпанемент, который может приключа), инфракрасного ключа и т.п. - А легко ли адаптировать "Клещ" влечь внимание хозяина, его родни ик различным местам установки? - даже милицейского патруля... На своей "Мазде" я, кроме капота, з а ­ спросил я Николая. - Легче, чем можно было ожидать. блокировал все колеса, установив Примерно в половине освоенных нами "Клещ" на вакуумном усилителе. Но Ф мест он устанавливается вообще без когда о том же просят клиенты, я им всякой адаптации, а в остальных - с отказываю: ведь вмешательство в небольшими доделками. Так, для тормозную систему требует согласия имитации неисправностей сцепления завода-изготовителя, получить ко ­ - "пробуксовки" или "невключения" - торое, вообще говоря, нереально. достаточно дополнительного крон- Вы уверены, что ваши колеса во штейна. Самый трудоемкий случай - время езды не заблокируются самоустановка в выхлопной трубе. произвольно? - Абсолютно уверен. Но если да- Сколько стоит сейчас ваша сиже допустить, что при движении австема вместе с установкой? - Один комплект - то есть электомобиля "Клещ" получит ложный тронный блок управления и "Клещ" - сигнал, то ведь сам он не воздейстот 75 до 110 долларов в зависимости вует на колеса, - это делает водиф от сложности адаптации. Кстати, мы тель, нажав на педаль тормоза, а работаем над тем, чтобы блок управтормозит он в соответствии с обсталения мог обслуживать несколько исновкой. Правда, оппоненты могут сказать, что в определенных условиполнительных механизмов. - Сколько "клещей" вы рекоменях автомобиль с заблокированными дуете устанавливать на автомобиль?колесами опасен, поэтому для всеобщего спокойствия блокировать мы будем только стояночный тормоз. - Николай, вы считаете свою систему панацеей от угона? - Конечно, нет. Во-первых, если воры "пасут" автомобиль, то они могут, изрядно попотев, увезти его на грузовике. Во-вторых, как я уже отмечал, за появлением новой защиты всегда следуют новые средства поражения. И мне просто интересно, какой ответный ход сделают угонщики. Рано или поздно они, наверно, что-то придумают, но и мы ведь не топчемся на месте. А пока я готов положить под капот, оснащенный "Клещом" 500 долларов как приз тому, кто сумеет его разблокировать. - Желающие участвовать в таком конкурсе наверняка найдутся. - Хорошо бы нашлись и те, кто возьмется производить эту систему в достаточном количестве. От редакции. Нетрудно предугадать, что эта публикация вызовет поток писем и телефонных звонков в редакцию: "Где купить? Опубликуйте схему... Дайте адрес." До получения автором патента мы не вправе отвечать на эти вопросы. Цель материала совершенно иная - пробудить творческую активность автовладельцев, желающих надежно защитить свои машины. Пусть на основе нашей подсказки ищут и создают аналогичных "золотых жучков"КЛУБ АВТОМОБИЛИСТОВНЕПОБЕДИМАЯ "АЛЬФА"^ Вот уже четыре года езжу на "Альфа-Ромео-Альфасуд" 1983 года выпуска. Машина редкая в России не только в силу возраста - думаю, автомобилисты знают о недостатках этих моделей и потому не спешат раскошелиться на них. А тем, кто не знает, может быть, окажутся полезными мои "путевые заметки" Наиболее слабое место у старых машин "Альфа-Ромео" кузов: очень низкая стойкость против коррозии. Мне пришлось заменить пороги, участки пола в ногах водителя и переднего пассажира, арки задних крыльев, да и передние оказались не в лучшем состоянии. В подвеске потребовали замены все четыре амортизатора, пружины и сайлент-блоки. По своей вине (не доглядел за чехлом) поменял вышедший из строя правый ШРУС. А вот к мотору претензий пока нет, хотя сальники коленчатого и распределительного валов пришлось менять. Вместе с ними сменил и зубчатый ремень привода ГРМ - старый прослужил 100 тыс. км. В трансмиссии довольно скоро дали о себе знать выжимной подшипник и ведомый диск сцепления - оба также заменил своими руками.•Но наибольшего внимания требуют передние тормозные колодки. Они столь неудачно расположены, что вся вода и грязь из-под машины "бьет" прямо в них. В год чуть не дважды обращаешься к этому узлу. А вообще-то подсчитаешь - не так уж и много замен для столь активной эксплуатации машины, как у меня. Ведь езжу я круглый год, да еще на приличные расстояния. Так, уже дважды был в Мурманске, один раз в Ульяновске, Воронеже, Белгороде, несколько раз в Москве. Выходит, не такая уж плохая "Альфа" как принято о ней думать. Напротив, если бы можно было через журнал выразить благодарность ее создателям - непременно выразил бы. А. ПАВЛЫЧЕВ Нижегородская область, Богородск ЗР 1/98183