60
61
пятьДЛЯ УАЗАеяач.заКоробка передач, задуманная некогда для перспективной полуторки, пришлась впору новому вездеходу.О новом агрегате рассказывает один из его разработчиков, до недавнего времени - начальник бюро коробок передач и раздаточных коробок УГК УАЗ. Пятиступенчатую коробку передач на УАЗе разрабатывали впервые еще десять лет назад. Но предназначалась она тогда отнюдь не для известных вседорожников. В Кировабаде (ныне - Гяндж, что в Азербайджане) строился автозавод для выпуска полуторатонных развозных грузовиков. Конструкторские работы по ним были поручены именно ульяновцам. И даже после того, как на УАЗе эта тема была свернута и передана в Брянск, наработки остались. Что касается коробки передач, ее выполнили пятиступенчатой, полностью синхронизированной, максимально унифицированной с коробкой УАЗа и скомпоновали в едином картере наподобие той, что устанавливается сейчас на "Газели". Наработки, к счастью, понадобились: новый, более комфортабельный вседорожник УАЗ-3160 просто не мог не иметь пятиступенчатой коробки. Это не дань моде, хотя у всех аналогов обязательно есть такой вариант трансмиссии. В техзадание на новую машину была заложена более высокая скорость - стандартная коробка на таких режимах заставила бы двигатель работать на слишком высоких оборотах. Ужесточились требования к экологичности и экономичности - их выполнение требует оптимизировать работу двигателя, чему также способствует пятиступенчатая коробка передач. Известно, что "шестидесятый" базируется на старом шасси. Логично, что новыми коробками, отладив их производство,будут комплектовать и "утилитарные" модели: четырех- и пятиступенчатая имеют одинаковые присоединительные размеры. Раздаточная коробка осталась прежней. Пятиступенчатая коробка передач разработана и изготавливается на базе полностью синхронизированной четырехскоростной коробки, применяемой в настоящее время на УАЗ-3151 и УАЗ-3741. Установка пятой, повышающей передачи позволяет уменьшить расход топлива примерно на 1 л/100 км пробега, снизить частоту вращения коленчатого вала при движении с высокой скоростью и тем самым повысить долговечность двигателя. Основной картер 1 изготовлен из чугуна. Дополнительный картер 27 отлит из алюминиевого сплава и крепится на заднем торце основного картера. Для обеспечения соосности опор вторичного вала и отверстий под шток вилки V передачи эти картеры центрируются по установочным втулкам 29 и соединяются болтами 28. Шестерни привода промежуточного вала, II, III и IV передач косозубые, I передачи - прямозубые и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни I, II и III передач (поз. 14,11 и 10) вторичного вала 18 и шестерня 23 V передачи промежуточного вала 2 установлены на игольчатых подшипниках 22.Зубчатые венцы синхронизаторов соединены с шестернями сваркой. Для включения передач скользящие муфты 9и 12 надвигают на наружные зубья венцов синхронизаторов. Муфта 12 переключения Iи II передач имеет на наружной поверхности зубья и служит одновременно ведомой шестерней заднего хода. Боковые стороны зубьев муфт скошены на 3°, зубья венцов синхронизаторов на 4° и во включенном положении образуют замок, препятствующий самовыключещ нию передач. Ступица 24 синхронизатора V передачи и шестерня 23 удерживаются от осевых перемещений на промежуточном валу опорными шайбами 19, пружинной шайбой 21 и болтом. Подшипник первичного вала крепится на валу стопорным кольцом и фиксируется в картере также стопорным кольцом. Промежуточный вал 2 установлен на роликовом 3и шариковом 26 подшипниках, причем шариковый зафиксирован на задней стенке картера с помощью стопорного. кольца и крышки 16. Ступицы синхронизаторов зафиксированы на валах от проворачивания с помощью шпонок 13 и 20. При включении V передачи муфта 25 с помощью вилки (на рис. не показана) пе-60ЗР 1/98 Пятиступенчатая коробка передач УАЗ: 1 - основной картер; 2 - промежуточный вал; 3, 8,15,17, 22, 26 - подшипники; 4, 5 - шестерни привода промежуточного вала; б - первичный вал; 7 - сальник; 9,12, 25 - скользящие муфты; ^ 0 - шестерня III передачи; 11 - шестерня II передачи; 13, 20 - шпонки; 14 - шестерня I передачи; 16 - крышка заднего подшипникапромежуточного вала; 18 - вторичный вал; 19 - опорные шайбы; 21 - пружинная шайба; 23 - шестерня V передачи; 24 - ступица синхронизатора V передачи; 27 - дополнительный картер; 28 - болт крепления дополнительного картера; 29 - установочная втулка; 30 - промежуточная шестерня заднего хода; 31 - ось промежуточной шестерни.Масса коробки - 43 кг, передаточные числа: I 3,78; II - 2,6; III - 1,56; IV - 1 ; V - 0,82; з.х. - 4,12.ремещается в направлении шестерни 23 и фиксирует ее на валу. Шестерня перестает свободно вращаться и начинает передавать крутящий момент от двигателя к колесам: передача включена. 4 Как видите, "овердрайв" (повышающая передача) получен "добавлением" кстандартной коробке картера и шестерен V передачи; удлинены промежуточный и вторичный валы, изменен механизм переключения. АО "Автодеталь-Сервис", снабжающее УАЗ полностью синхронизированными коробками передач, будет поставлять детали и для пятиступенчатой коробки. Изготовление оригинальных деталей и сборка агрегата лягут на механосборочное производство самого УАЗа. На комплектацию машин коробки начнут поступать в этом году.выложить такие деньги, наверняка кое-что за них потребует. Найдется пи Скоро пятнадцать лет, как я езжу на собственном УА3469. Не собираюсь УАЗу чем ответить? Например, качество сборки. Все отечественные автомобили на деле предпеть особых дифирамбов машине - она такая, какая есть. Добыть ее в те годы стоило немалых трудов, и я был счастлив, купив именно "уазик": известно - охота пуставляют собой подобие детского конструктора "Сделай сам". За 20 тысяч "зеленых" клиент заявит: "Сделай мне". Вряд ли такую требовательность можно будет ще неволи. А я, грешным делом, охотник. Не стану рассказывать, с какими болячками машины пришлось столкнуться. назвать завышенной. Опыт показывает, что покупатель дорогого автомобиля сам под капот не покакими "самопальными" усовершенствованиями сумел ее "облагородить". Во-первых, "За рулем" об этом время от времени пишет. Во-вторых, большая часть улуч­лезет, если он, конечно, не фанатичный автолюбитель. Да и двигатель современшений делалась не по желанию, а от необходимости. Слава Богу, нужды в подобный - будь то впрьюковый, стоявший на выставочных УАЗах, или возможный диной изобретательности все меньше - рынок заставил ульяновцев идти за потребизельный - требует современного же сервиса с соответствующим диагностическим телем. Знаю об этом не только из журнала. Настала для меня пора менять своего оборудованием. И подготовленного персонала. Я же не видел НИ ОДНОЙ станции боевого коня. Его преемником станет тоже УАЗ, так что я внимательно изучаю нотехобслуживания УАЗов. Газеты пестрят рекламными объявлениями от "официальных представителей завода". На деле оказывается, что они лишь торгуют мавинки у знакомых ив магазинах, торгующих ульяновской продукцией. Случилось оказаться в Москве во время автосалона. Вдоволь налюбовавшинами. Нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что 3160 не стоит выпускать. Отсутствие шись новейшей экзотикой, с трудом отыскал стенд УАЗа. Героем дня здесь, безуспрогресса, как известно, приводит к застою. Конструкторы УАЗа доказали, что ловно, был 3160. Не берусь судить о самом автомобиле. Если взять все достоинства УАЗа, соумеют проектировать дорогие автомобили. Производственники, может быть, наукратить количество недостатков и добавить к этому современный комфортабельчатся их выпускать. Но кто их будет чинить? К сожалению, ничего вразумительноный кузов, то результат должен получиться неплохой. Однако оценить его можно го на этот счет услышать так и не довелось. Я мог бы адресовать этот вопрос руководителям Ульяновского автозавода. будет только после двух-трех лет эксплуатации. Но не об этом речь. Во времена плановой экономики и "государственных цен" "уазик" был дороНо послал его в журнал "За рулем", поскольку настоящих, действующих сервисных гой машиной - второй после "Волги". Сегодня оба автомобиля относятся к деше- сетей нет сегодня ни у одного отечественного завода, за исключением ВАЗа. Уль%ым, в цене подчас отставая от меньших по размерам "жигулей". Сложился и опяновский завод нынче произвел на свет не модернизацию, а действительно новую ределенный контингент покупателей - народ это небогатый и оттого нетребовамашину и впервые столкнулся (вернее, столкнул покупателей) с проблемой отсуттельный. Мой следующий УАЗ не будет "шестидесятым": двадцать тысяч долларов ствия сервиса. Если ее не решить, дорогие машины не найдут спроса и завод вынудля меня - сумма неподъемная. То же самое говорят ВСЕ мои знакомые, кто эксжден будет вернуться пусть ик доброму, но очень уж старому "козлику". Савелий РАСПОПОВ плуатирует или собирается купить такой автомобиль. Человек, который сможет Ярославская область