89
90
Ш,М!ШЛ:ШИМ1тШ4!ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫСерию обзоров автомобильного электрооборудования (см. ЗР, 1997, № 6-9,12) продолжает статья о звуковых сигналах.Шумовые (безрупорные) сигналы: С311-В-01 (слева) и 20.3721 (справа). Тональные (рупорные) сигналы: С302-Г и СЗОЗ-Г.Антон УТКИНзонатора здесь выполняет столб воздуха, заключенный в рупоре. Чем он короче и чем толще мембрана, тем выше тон сигнала. Ради компактности ему придают форму спирали "улитки" или "змейки" (вспомните духовые музыкальные инструменты). Почти всегда звуковые сигналы закрепляют на упругой подвеске в виде миниатюрной многолистовой рессорки. Теоретически ее длину можно подобрать так, чтобы обеспечить максимальную амплитуду колебаний корпуса сигнала, а значит, максимальную громкость ф сти принимает прежнюю форзвука. Но на практике подвеска му, и контакты снова замыкавсегда значительно короче опются. Цикл повторяется тимальной - опять-таки ради 220-510 раз в секунду, вызыкомпактности. По согласовавая звук. Соответственно, часнию с автозаводом сигналы тота звуковых колебаний меиногда выпускают без подвесталлического дискового резоки - тогда резонансные колебанатора 3, закрепленного на ния корпуса обеспечивает постержне мембраны, составляет датливая деталь кузова, на ко220-510 герц (Гц). Чем больше торой закреплен сигнал. упругость мембраны, тем выше На протяжении полувека частота, то есть тон сигнала. В шумовые сигналы ставили на небольших пределах частоту, малолитражки, грузовики и мотембр и громкость можно регу- тоциклы, тогда как более доропировать винтом 9, изменяя могие, благозвучные и, как прамент размыкания контактов. вило, более мощные тональТональный или рупорный сигнал работает по аналогичному принципу, только роль реные были привилегией солидных легковых автомобилей. Машины среднего класса имеГруппа 3721 - "Звуковые сигналы". Принципиально конструкция этих приборов не менялась уже несколько десятилетий. По-прежнему они бываФ ют двух типов - шумовые и тональные. Схема шумового или безрупорного звукового сигнала показана на рисунке. При подаче напряжения на выводы 10 ток проходит через обмотку 6, сердечник 5 намагничивается и притягивает якорь 2. При этом мембрана 4 прогибается, контакты 1 размыкаются и цепь обмотки обесточивается. Мембрана благодаря своей упруго-ли по два рупорных сигнала калях (Па) у "близких по громразного тона, а представителькости" сигналов может отлиские лимузины - даже три. В чаться в десятки раз. Скажем, последние годы заметен отказ для сигнала 12.3721 от мотоциот тональных сигналов в полькла "Восход", больше похожего зу шумовых. Специалисты зана зуммер, и "волговского" "реключили, что резкий, неприятвуна" С302-Г указан одинаконый звук сигнала эффективнее вый уровень звукового давледля экстренного оповещения ния - до 118 дБ, что показывапешеходов и водителей, нежеет бесполезность иных табличли чистый музыкальный тон. ных данных. Отсюда вывод: Недаром на последних моделях сравнить громкость звуковых "мерседесов" стоят мощные сигналов потребитель может лишь собственным ухом. Впробезрупорные сигналы. Главное свойство звукочем, для рупорных сигналов косвенным признаком громкости вых сигналов, интересующее звука служат их размеры. Чем потребителей, - громкость, больше диаметр мембраны, принято выражать в децибетем больше воздуха она заголах, показывающих уровень няет в рупор, а значит, тем вызвукового давления на расстоше амплитуда звуковых колеянии 2 м. Хотя для большей чабаний. И еще: чувствительсти сигналов приведен один и ность человеческого уха мактот же разброс громкости - симальна в диапазоне частот 105-118 дБ, абсолютная вели1000-3000 Гц, поэтому звукочина звукового давления в пас- вые сигналы "высокого" тона (400-550 Гц) воспринимаются Сигнал С308 (C309). нами как более громкие, нежели сигналы "низкого" тона (220-400 Гц) с одинаковым звуковым давлением. В России звуковые сигналы для автомобилей выпускает только завод ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.). Его разработки традиционно базировались на передовых зарубеж-ЗР 1/9889 Схема шумового (безрупорного) звукового сигнал ам - контакты; 2 - якорь; 3 - резонатор; 4 - мембрана; 5 - сердечник; 6 - обмотка электромагнита; 7 - стержень мембраны; 8 - искрогасящий конденсатор; 9 - регулировочный винт; 10 - выводы обмотки.итальянского производства легко поставить на штатное место любого другого, причем на тех машинах, где не предусмотрено реле включения, оно и не потребуется - потребляемый сигналом ток невелик. А если место позволяет, то можно купить два бопьших рупорных (хотя бы производства Объединенных Арабских Эмиратов) - их услышит и самый злостный меломан за рулем, оглушенный своей магнитолой. Наиболее частыми объектами для такого тюнинга стали ВАЗ2106 и 2107, которые завод до сих пор комплектует слабыми тональными сигналами. Несколько слов о звуковых сигналах иных типов (не электЗвуковые сигналы производства ЛЭТЗЭмблема завода ЛЭТЗ.ти, для С40-В таблицы указывают те же 108-118 дБ... Всем хорош пневматический сигнал, недостаток только один - для его питания нужен компрессор, сжимающий воздух до 6 атмосфер. Для легковых автомобилей, где такогс # источника сжатого воздуха нет, продают импортные наборы: портативный электрокомпрес-ных конструкциях, в частности фирмы "Хелла" (Hella, ФРГ). Большинство выпускаемых заводом моделей сигналов - шумовые. Тональные шли в основном на легковые автомобили ГАЗ и ЗИЛ. "Волговский" комплект сигналов (С302-Г и С303Г) достаточно популярен у автолюбителей - его нередко ставят на автомобили других марок. Однако лишь на "Волге" они звучат так неподражаемо раскатисто, вызывая резонанс ее кузовных деталей. Самые слабые из отечественных сигналов - малогабаритные тональные С308 и С309, впервые появившиеся на ВАЗ-2103. По моде тех лет "жигулям-люкс" полагались сигналы "более высокого класса". Но уже тогда стало ясно, что "трешке" не перекричать пронзительно звенящий голос "копейки". Несмотря на это, С308 и С309 прижились на большинстве моделей ВАЗа и АЗЛК. С середины 80-х годов оба автозавода ограничились установкой единственного хилого С308 или С309 на свои переднеприводные модели. Автолюбители отреагировали немедленно - с прилавков стали исчезать "жигулевские" безрупорные сигналы, а с казенных "волг" - мощные тональные. И только в начале 90-х "Самара" наконец-то получила вполне подходящийЦена, тыс. руб.I IIС302-Г. СЗОЗ-Г С302-Д, СЗОЗ-Д С304. С305 С308. С309 С311-В-01 20.3721.201.3721.01 тональные тональные шумовые тональные шумовой шумовые 340-390,420-480 340-390.42(М80 405-445,470-505 400-430,480-510 350-450 430-490.320-380 8,0 7.0 4.0 7.5 4,0 5,0 "Волга", РАФ, ЛАЗ. ЛиАЗ. ПАЗ "Волга". РАФ. ЛАЗ. ЛиАЗ, ПАЗ ВАЗ-2104,2105, "Ока" ВАЗ-2106.2107 УАЗ, ИЖ, грузовики ВАЗ-2108.. 21099;2110.2121Эидр. 100 за пару 100 за пару 50 за штуку 70 за пару 30 30а!2 70IIi s1 £&45 за пару15Примечание. Применяемость сигналов не ограничивается приведенным перечнем моделей автомобилей, поскольку автозаводы могут заменять указанные в каталогах изделия на более современные. В частности, сигналы семейства 20.3721 могут быть установлены практически на любой отечественный автомобиль с 12-вольтовым электрооборудованием Цены даны по состоянию на 1 декабря 1997 г.ей шумовой сигнал новой разромагнитных). Пьезоэлектрические, использующие достижеработки - 20.3721. Ну а лучшими из отечестния современной электроники, венных сигналов остаются разработки которых проводили С304 и С305, комплект которых японские фирмы, широкого расидет на ВАЗ-2104 и 2105 и котопространения не получили. Горые ЛЭТЗ до сих пор делает в раздо более распространены соответствии с первыми, еще пневматические сигналы - сафиатовскими ТУ. Даже вламые простые по конструкции и дельцы "волг" иногда добавлясамые мощные. Таков С40-В ют к своим двум "ревунам" выпроизводства ЛЭТЗ - примисокотональный С305, придавая тивный блок из двух прямых руголосу машины неповторимый поров. Он применяется на полноприводных армейских грузотембр и окраску. Впрочем, желающим усивиках и седельных тягачах. лить голос своей машины теТем, кто его слышал с близкого перь есть из чего выбирать - в расстояния, не надо объяснять, продаже появились мощные что такое "звуковое давление" импортные сигналы. Например, - они почувствовали его не малогабаритный шумовой только ушами, но и кожей. Кста-сор и три-шесть рожков-рупоров разной длины. Стоят такие ^ наборы 350-500 тыс. руб., сила звука у них заметно меньше, чем у пневмоклаксонов грузовиков, да и высокооборотный компрессор долговечностью не отличается. А особо "навороченные" многотональные конструкции, проигрывающие, например, "Ламбаду", "Кукарачу" и т. п., и вовсе незаконны, поскольку пункт 7.8 ПДД прямо запрещает применение сигналов с чередованием тонов. Применяемость и цены наиболее распространенных 12-вольтовых электромагнитных сигналов приведены в таблице.90ЗР 1/98