18
19
20
21
T AJEJUW" HfeioffАЕШЦр *»Что эт<ГзалашинвП4и-дпя кого уже ~ He-taijHa. Она^сгтела покрасоваться на "выставках, о ней писал журнал .(ЗР, 1997, N? 6). Каждый, кто ее видел, наверняка сделал вывод, что "Соболь" ЗР 1 98это маленькая "Газель", и... был не-^ пытаются разлучить "Соболя" с предправ. pat, с технической точки зрения шественницей - "Газелью". "Соболь", между этими автомобилями немало об- настаивают они, - самостоятельная щего (хотя и много меньше, чем кажет- разработка, а никак не модернизация ся на первый взгляд), но вот "идеологи- предшественницы. Это автомобиль чески" специалисты завода всячески другого класса (грузоподъемностью до R*! •!li_ • i••\ШКЬШилш/}&*ИШЯВ1^*Ш' Р~нги"Соболь" в трех вариантах: автобус, фургон, "комби".1 тонны), с иными характеристиками, возможностями, направленностью. А что внешне похож на "Газель", так это объяснимо. Ныне даже благополучные зарубежные фирмы унифицируют все, что можно, а нам и подавно грех не воспользоваться тем, что уже есть и неплохо себя зарекомендовало. Так что сходство есть, и не только внешнее. Но все же "Соболь" - другой автомобиль - таково мнение тех, кто его разрабатывает. Правы они или глаза застилает пелена любви к обожаемому детищу? Скажу сразу: если и перехваливают новинку, то в меру. Но давайте разберемся во всем по порядку.новый автомобиль в деле. А пока давайте оглянем "соболево" семейство. ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ Даже появление на свет "соболей" должно происходить иначе, нежели "газелей", - от сложного к простому. Вспомним: у той сначала был бортовой грузовик, потом - его модификации, а со временем появились фургоны и автобусы. Производство же "соболей" планируется начать в конце 1998 года именно с цельнометаллических машин, причем со "средней" крышей. Позднее появится их низкий вариант и бортовой грузовик. Может, есть тому свои, технологические причины. Но есть и "политическое" объяснение. В "Соболе" куда меньше от грузовика, чем в "Газели". Не потому ли сначала появятся наиболее "легковые" - пассажирские и грузопассажирские модификации? Вообще планируется, что новинка будет производиться в тех же вариантах, что и "Газель". Не будет разве бортовой машины со сдвоенной кабиной. Теперь о "соболях" по порядку. Бортовой грузовик фузоподъемностью 900 кг называется ГАЗ-2310. Грузовой фургон ГАЗ-2752 везет 770 кг груза, его грузопассажирский вариант ГАЗ-2752 - комби - берет на борт до семи человек и 305 кг поклажи. И наконец, два микроавтобуса: одиннадцатиместный ГАЗ-22173 и его шестиместный собрат класса "люкс" ГАЗ-2217. На выбор предлагается широкая гаммагинальная, с совершенно новыми лонжеронами. Во-вторых, у него оригинальная передняя подвеска - независимая, двухрычажная, и - завидуйте, владельцы "волг"! - бесшкворневая, на шаровых опорах. Говорят, ее создавали с оглядкой на узлы безвременно ушедшей "Чайки". Задняя подвеска ближе к "газелевской", но отСХОДСТВА... Здесь и далее придется все же сравличия есть и тут - например, другие рессонивать "Соболь" с "Газелью". Пусть он ей, ры. Далее, у "Соболя" изменены тормоза. как утверждают, и не родственник, но отДиаметр передних дисков на 15 мм больталкиваться от чего-то в рассказе надо, ше, чем у "Газели". "Свои" барабаны сзади тем более газовскую полуторку многие хо- ведь здесь стоят односкатные колеса, с совершенно иным, чем у двускатных, крерошо знают. Итак, что у них общего? Передняя плением. Задняя часть кузова, несмотря часть кузова (кабина) вместе с отделкой, на внешнее сходство, сильно отличается двигатель, коробка передач и сцепление, от "Газели" полом, крышей, боковинами. карданная передача с доработками. ДобаГоворя об интерьере, нельзя не отметить вим фары, стекла, зеркала, дверные ручки новую крышку ящика для бумаг, а в перспективе - новое рулевое колесо. Да, чуть и еще кое-что, мелкое или не очень. не забыл. Все автобусы, а по заказу и любой другой "Соболь" планируется оснаРАЗЛИЧИЯ... щать гидроусилителем руля. Поговорили об общих чертах, теперь перейдем к важнейшим различиям. ВоНу что, близким родственником припервых, у "Соболя" своя, собственная раходится "Соболь" "Газели" или нет? Оконма. Не укороченная "газелевская", а ори- чательно решить можно, лишь попробовавv двигателей. Два мотора "четыреста шестого" семейства, с карбюратором или впрыском, перспективный дизель с турбонаддувом, который в прошлой жизни был австрийцем по имени "Штайр", а перекочевав в Россию, стал называться ГАЗ-560. и, наконец, старый знакомый - мотор семейства 402, которым должны оснащать самые простые (и дешевые) "соболи". Много моторов - это неплохо. Какой станет самым массовым, решит время и покупательский спрос. Кстати, полноприводный "Соболь" пока делать не собираются. Почему? Попробуем разобраться. КОРОЛЬ ЗАКОУЛКОВ, ГРОЗА ТРОТУАРОВ "Газель" в самые сжатые сроки захватила пустующую нишу полуторатонных грузовиков. Она довольно успешно (о недостатках говорить не будем - сказано уже немало) справляется со своими обязанностями. Выше ее в табели о рангах стоят среднетоннажные фузовики, которые сегодня спросом не пользуются, а вот ниже? Там лишь древний ульяновский автомобиль, который больше подходит для бездорожья, чем для города или шоссе, и совсем уж маленький ижевский "каблук". Это из отечественных. Зато буржуйской техники - пруд пруди. Недаром все популярнее "фольксвагеновские" "транспортеры" и разные "японцы", зачастую подержанные - такие дешевле. "Газель" все же довольно громоздка, а "каблук" порой оказывается маловат. То же с пассажирскими машинами. УАЗ по комфорту на микроавтобус не тянет. "Газель" посовременнее, но все же из грузовичка сделана, да и размеры опять же. Выходит, снова - иностранцы? Вот на них-то, разгулявшихся в классе автомобилей грузоподъемностью до 1Грузопассажирский "комби" перевозит семь человек и 300 кг груза.тонны, и точит свои зубки "Соболь". Именно он должен развозить мелкие партии товаров в городской тесноте, шнырять по переулкам, подбираться к магазинчикам, возить простой (и не очень простой) люд. Наконец, это вариант для семьи, которой нужна большая, вместительная машина. Полный привод сделает ее гораздо дороже, а использоваться будет редко - потому о нем пока нет речи! Внешне "Соболь" очень даже неплох. Знакомые формы выглядят совсем по-другому на короткой, приземистой машине с широкими колесами. Автобус будто бы припал к земле, стал шире. Хотя это "запланированный" обман зрения. Новые колеса, хромированная решетка радиатора, пластиковые накладки по низу кузова "Соболь", конечно, не легковая машина, но всем своим видом на это намекает. Нельзя сказать, что он чертовски красив, но гармоничности облика у него не отнять.В кабине все знакомо любому, кто ездил в "Газели". "Соболю", оснащенному гидроусилителем, не нужна громадная баранка - поговаривают о новом руле, более удобном и современном. Не устраивают заводчан и многие другие элементы интерьера, которые потребитель постоянно критикует. Их тоже будут менять или дорабатывать. Но когда? Это зависит не от желания, а от возможностей, которые нынче не очень-то велики. А теперь за руль. Полуторастасильный «> "406-й" мотор, независимая подвеска, гидроусилитель сделали свое дело: ехать на "Соболе" куда легче и приятнее, чем, скажем. в "Газели" со старым мотором. Двигатель обладает достаточным запасом тяги даже на низких оборотах, но особенно хорош, когда его "раскрутят". Легко бежит тяжелый автобус, не "звенит", не греется. Сцепление работает достаточно мягко, без рывков. Трогаясь, не приходится им постоянно "играть". Гидроусилитель позволяет меньше работать рулем. Нет, руль и без него не слишком тяжелый, но какой ценой это ф достигнуто! Крутишь-крутишь... Теперь от упора до упора руль совершает почти вдвое меньше оборотов и усилие минимальное. Кстати, выше речь шла о моторе, оснащенном впрыском топлива. Его карбюраторный вариант оставил менее приятное впечатление. Чувствуется, что и силенок у него куда меньше, и провалы, присущие карбюратору, в некоторых режимах заметны. Конечно, впрыск - вещь для нас новая и пока что страшноватая, но, поверьте. очень удобная и приятная (при должной надежности, конечно). А теперь с ровного асфальта - на выбоины и брусчатку. Как поведет себя независимая подвеска? Оказалось, очень неплохо. Особенно это заметно в сравнении с машиной, у которой обычная "газелев- 1-r^=-| \ 1к^к^ава^~~~^~f LA --&ЯК^'.ййИнтерьер кабины привычен владельцам "газелей". Под капотом нового автомобиля - перспективный дизель ГАЗ-560.екая" балка. Автомобиль с новой подвеской куда комфортабельнее и не склонен к продольной раскачке, как многие высокие|Э(.короткобазные машины. Иногда даже появляется ощущение, что едешь в большой и, скорее всего, американской машине: "Соболь" не скачет по неровностям дороги, он плывет по ним. Если подходить к "Соболю" с "газелевскими" мерками, это впечатляет. Но такое поведение для комфортабельного микроавтобуса, наверное, и есть норма. Последний номер программы - дизель. Как двигатель, он безоговорочно понравился: отлично тянет на всех режимах даже загруженную балластом машину. Провал на низких оборотах, присущий многим дизелям с турбонаддувом, малозаметен. Достаточно резво набирает обороты, так что езда на "дизеле" не превращается в езду на тракторе - машина довольно шустрая. Но за удовольствие надо платить. "Соболь" с дизелем заметно шумнее своих собратьев, в нем ощущаются неприятные вибрации. Конечно, нам достался опытный образец, его наверняка будут еще доводить до ума, в том числе и по шуму, и по вибронагруженности, но дизель есть дизель... Правда, свет на нем клиномне сошелся. Кому комфорт важнее тяговых возможностей - может выбрать один из бензиновых двигателей. ПОЧЕМ ПУШНИНА? Цена на "Соболь" пока не определена. Но, видимо, она если и будет выше, чем у аналогичной "Газели", то ненамного. А может, "Соболь" окажется даже чуть дешевле. Повторим простую истину - любой товар должен стоить своих денег - чтобы продавать "Соболь" по цене "Мерседеса", с ним надо сравняться по техническому уровню. Даже если очень захотеть, объективные технические, производственные и финансовые трудности не преодолеть быстро. Но уж точно никогда не справиться с проблемами, стоя на месте. В этом ГАЗ упрекнуть трудно. Была "Газель", за ней модернизация "Волги", теперь появился "Соболь" - автомобиль похожий на "Газель" и (правы заводчане) во многом совершенно другой. Окончательный вердикт новой модели вынесет потребитель. Ждать осталось недолго - меньше года.Общие данные: число мест - 2-11; грузоподъемность - 305-900 кг; полная масса - 2800 кг (для автобуса - 2650 кг); максимальная скорость - 115-140 км/ч (в зависимости от типа двигателя). Размер, мм: длина - 4840 (4810 бортовой); ширина - 2975 (2080 - бортовой); высота - 2090 (2180 - высокая крыша; 2370 бортовой); колесная база - 2760. Двигатель: (см. табл.). Трансмиссия: привод на задние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая. Подвеска: передняя - независимая двухрычажная пружинная: задняя - зависимая рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости Тормоза: двухконтурные гидравлические с усилителем, передние дисковые, задние-барабанные. Размер шин: 185/70R16 (225/60R16- для микроавтобуса).2Е71ТЕШЧКШ ммктектш ДИАЫ ВГ ТИМодель и оасположение цилиндров Число клапанов на цилиндр Наличие турбонаддува:• .-.• •-.:..,• : "ЗМЗ-4026.10 2ЗМЗ-4063.10ЗМЗ-4066.10ГАЗ-560Степень сжатия Мощность, л. с I мин ; Максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин8.29,5 U:4o00 191/35009,521182/2400.. .2600206/4000200/2300Независимая передняя подвеска, новые низкопрофильные шины сделали свое дело - поведение Соболя" на скользкой дороге заслуживав-ЗР 198