48
49
"АКТРОС-СТРПосле магистрального "Актроса" на свет появился младший брат - строительный грузовик нового поколения."Мерседес" делает хорошие автомобили - с этим устоявшимся мнением спорить незачем. И "дальнобойный" "Актрос", и его тезка-самосвал, безусловно, заслуживают высокой оценки. Совершенство конструкции, высокое качество исполнения, функциональность - в общем, почти идеальный грузовик. Некоторые особенности строительных машин, которые отнесу к объективным качествам, представлены на фото. А поскольку с "актросами" довелось свести и личное знакомство, представлю на ваш суд субъективную оценку. Для "Шоу самосвалов" немцы выбрали Хорствальде - бывший гэдээровский автомобильный полигон, помнящий испытания военной техники и грузовиков ИФА. Трасса для желающих прокатиться на новом грузовике проложена по сосновому лесу: глубокая колея петляет между деревьями, поднимается на взгорок, ныряет в метровую бетонную ванну с водой, вновь кружит в трех соснах и, наконец, выводит на асфальт, на 20-прсцентный уклон. Первое знакомство я свел с двухосным полноприводным самосвалом модели 1840 (полная масса - 1 8 т, она же фактическая; мощность - 400 л. с ) . Потихоньку въезжаю в разбитую колею и даю чуть больше газу. Как тут же выясняется - опрометчиво. Ощущение, будто попал на вибростенд - бугры и сосновые корни под колесами вызывают такую немилосердную тряску, что в попытках остаться в кабине можно оторвать руль. Уверен, многие современные грузовики брыкались бы на разбитой дороге так же. Сейчас выскажу крамольную мысль: иногда совершенство конструкции вредит. Водитель защищен от тряски тремяподвесками - колес, кабины и собственного сиденья. На болееменее ровной дороге все это работает великолепно, но стоит съехать на ухабы, и комфорт оборачивается против вас. Самое неприят ное - когда грузовик попадает в яму: коМагистральному "Актросу" не хватало уюта, а самосвалу такой функциональный интерьер в самый раз. Повернутая к водителю центральная консоль сегодня уже не редкость, но эту отличают "мерседесовская" прямолинейность, строгость и удобство. Справа от рулевой колонки на панели - рукоятки блокировки дифференциалов и управления раздаточной коробкой. Включать их проще, чем "печку" на "самарах".Механизм переключения передач. Легкость управления обеспечивают силовые цилиндры на коробке.но жестче), или... ехать очень медленно, что яи сделал. Раскисшая грунтовка поднимается в гору - уклон 28%! Заблокировав все три дифференциала (межосевой и два межколесных) на пониженной передаче в раздаточной коробке и на третьей в основной, медленно, но уверенно одолеваем подъем. Дальше - столь же крутой спуск, но здесь же-леса, в меньшей степени рама и кабина проваливаются вниз, а подпружиненное сиденье остается на месте. Ощущение, как будто вас резко подняли; скачете вместе с сиденьем, но отдельно от педалей, против собственной воли сбрасывая и нажимая газ. Кому приходилось трястись по разбитой дороге в кузове, допустим, ГАЗ66, знает, что часто удобнее изо всех сил вцепиться в борт, прижаться к лавке, чтобы повторять все эволюции кузова, а не болтаться по свободному объему. Но это так, к слову, а что касается "Мерседеса" - нужно или регулировать сиденье раздельно "под трассу" и "под бездорожье" (как мож-48ЗР 1/98 сткая связь между всеми колесами и мотором вредна. Колеса неизбежно пробуксуют, а это чревато разворотом поперек склона со всеми вытекающими... Эффективность торможения двигателем превосходит все ожидания - дружно взявшись за работу, заслонка на выпуске и моторный тормоз, кажется, готовы без помощи штатных тормозов остановить многотонную машину на асфальтированном 20-процентном спуске. Без всяких проблем преодолеваю этот последний этап и спешу к следующей машине. Трехосный полноприводный самосвал 3340 продемонстрировал все спо-шением в трансмиссии, в 1,48 раза меньшим, чем у предыдущей машины. Грязь уходит куда-то вниз, в ветровое стекло бьет солнце, и я вжимаю "газ-педаль" в пол. Сначала ничего не происходит - мотор продолжает медленно терять обороты: 1300... 1200 и тут голос его меняется, переходя в этакий бас с посвистом, а стрелка тахометра начинает обратный отсчет: 1300... 1500... 1700! Вот и вершинка, пора отпускать педаль. Да-а. это не самосвал, а прямо-таки вертолет! А ведь масса - 33 тонны. На очереди - четырехосный (колесная формула 8x4) сорокатонный 4143.схемой переключения "двойное Н", как на ЗИЛ-4331, только с делителем (всего передач 16) входит в стандартную комплектацию строительных машин. На фирме рассудили, что на стройке не до интеллигентских штучек. Электронное управление коробкой передач - система "Теллигент", штатная для магистральных "актросов". здесь предлагается на заказ. Полагаю, логичнее было бы сделать наоборот - ведь водителю самосвала приходится орудовать рычагом коробки не меньше, а, вернее всего, больше дальнобойщика. Довольно пока техники. По привычке попытался нарисовать себе портрет рос-Вариант исполнения заднего моста с дисковыми тормозами. Из таких мелочей складывается восприятие марки: специальная полка для строительных касок. Новая конструкция подвески четырехосного грузовика помогает оптимально распределить нагрузки между передними осями. Колеса сохраняют контакт с землей на любых неровностях.собности 400-сильной V-образной "шестерки". Перед давешним подъемом хотел было включить пониженную, заблокировать все - но специалист фирмы не дал подстраховаться: "Оставь все как есть, нам хватит сил одолеть эту гору. Только запомни - всегда полный газ!" Так мы и начали взбираться - только с блокированными двумя межосевыми дифференциалами ис общим передаточным отно-Опасения, что на такой длинной машине не впишусь в поворот, уроню пару сосен, не оправдались. Четыре передних поворотных колеса придают самосвалу великолепную маневренность, ненамного худшую, чем у коротких собратьев. К тому же здесь комфортнее, большой грузовик равнодушнее относится к ухабам. Механическая коробка передач сосийского потребителя строительного "Актроса" - и не смог. Увы, на массовые поставки концерну рассчитывать не приходится: нового БАМа не предвидится, строительство МКАД завершают МАЗы, мехколоннам хватает дешевых КамАЗов... Остаются случайные богатые клиенты типа нефтяных компаний, а там уже вовсю вьются конкуренты. Похоже, "Актрос"-строитель пока останется для нас идеалом. Прекрасным, но... недостижимым.ЗР 1/9849