22
23
24
25
ПРОБЕГСПЫТАЛИИтак, преодолен цикл ускоренных испытаний - 50 тысяч километров. Позади четыре трудных этапа, о результатах которых мы уже рассказали (1997, № 4, 7, 9, 12). Но те, кто интересуется новой моде-сятку" - провести инструментальные замеры, разобрать машину и подвергнуть контролю ее узлы, как отказавшие, так и исправные. Предлагаем вам материал, насыщенный цифрами, фотографиями и графиками - как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Контрольный осмотр и замеры "подопытного" ВАЗ-2110 мы доверили техниче-Фото 1. Двигатель в хорошем состоянии: днища поршней не обросли нагаром, на зеркале цилиндров отсутствуют задиры, прокладка головки блока не повреждена.Фото 3. Головка блока цилиндров. Выпускные клапаны почти чистые, а вот впускные стали обрастать отложениями (правда, не так уж сильно). Седла клапанов в притирке пока не нуждаются - здесь износ в пределах нормы. Таблица 1Результаты испытаний двигателя ое на мотортесте] FSA-560 Параметр Цилиндрлью ВАЗа, помимо отчетов о ходе испытаний, перечисления поломок, впечатлений экспертов, ждут от нас и более содержательной, объективной информации о том, в каком состоянии основные агрегаты, сильно ли изношен автомобиль в целом, каковы его слабые и сильные стороны. Пришло время объективно оценить "де-1Вторичное напряжение. кВ Напряжение горения, кВ18 1.11.833 16 1,11,824 16 1,12 14 1,1Фото 2. На внутренних поверхностях клапанной крышки нет отложений, что лишний раз подтверждает высокие моющие свойства "синтетического" масла, в данном случае "Вальволин 5W-50".Время горения, мс Падение оборотов холостого хода при отключении цилиндра электрическим способом, %1,84 1,87-7.6-10.7 -10.3 -13.022ЗР 1/98 РАЗОБРАЛИ...скому центру "Би Лайн" в Сокольниках. Сделали это не случайно. Преимущество станции в том, что она не ориентирована на обслуживание автомобилей какой-либо одной марки (а значит, на объективность оценок не повлияют тесные связи с заводом-изготовителем), обладает штатом опытных механиков и современным про• фессиональным оборудованием. Прежде чем разобрать редакционную "десятку" специалисты провели замеры с помощью аппаратуры фирмы "Бош". Сходразвал проверяли на стенде FWA-211, экспресс-тест двигателя доверили мотортестеру FSA-560 и беговым барабанам FLA206, подвеску потрясли на стенде SDL300. Потом для детального изучения демонтировали и разобрали коробку передач, сняли передние стойки вместе с опорами, а также головку блока цилиндров. Это лишь основные работы, конечно же 4 пришлось уделить внимание и кое-какой мелочевке. Каковы результаты? Хорошо известный владельцам переднеприводных "самар" двигатель ВАЗ21083 неплохо себя чувствует и под капотом "десятки". После 50 тыс. км пробега его состояние можно оценить как очень хорошее. Система маслоснабжения чиста - результат применения "синтетического" моторного масла. Компрессия в норме, износ цилиндро-поршневой группы невелик, в камере сгорания минимум нагара, мощность близка к номинальной (см. фото 1-3. табл. 1, рис. 1-2). А вот маслоотражательные колпачки пришлось заменить. Резина, из которой они сделаны, эластичности не потеряла, но рабочие кромки истерлись. Появились следы износа и на толкателях клапанов - на наш взгляд, небольшие, однако заводское руководство по ремонту в этом случае рекомендует устанавливать новые толкатели. Много неприятностей доставила система охлаждения "десятки" (неисправные узлы - на фото 4). Расширительный бачок треснул, едва машина прошла обкатку. Один термостат заклинил в открытом состоянии, другой - в закрытом. Датчики включения вентилятора вообще сыпались с завидной регулярностью - заменили пять или шесть штук. Коробка передач чуть не с первого дня досаждала затрудненным включением второй передачи. Дефект прогрессировал медленно, так что она прошла весь цикл испытаний без ремонта. На 15-й тысяче перед тестом "Зима" (1997, № 4) мы залили в коробку вместо минерального масла "полусинтетику", о чем не жалеем. Результаты дефектовки - на фото 5-7. За исключением неисправного синхронизатора, остальные детали коробки сохранились отлично. Длинным ходам рычага и нечеткому включению передач мы обязаны не самой коробке, а неудачной регулировке привода переключения.Фото 4. Вышедшие из строя детали системы охлаждения: расширительный бачок, термостаты (слева - "родной", справа - от BA3-2108) и датчики включения вентилятора.Рис. 1. Компрессия в цилиндрах двигателя ВАЗ-21083.Компрессия, кгс/см211 13Рис- 2- Внешняя скоростная характеристика двигателя BA3-21083 (замер на IV передаче).U 70 (95)Q 60 (81)л 50 (68)10002000300040005000Обороты коленчатого вала п, об/минЗР 1/9823 Фото S. Ведомая шестерня главной передачи, подшипники, механизм выбора передач почти в идеальном состоянии. Откуда же на магните металлическая стружка?Сцепление работало на удивление четко, невзирая на толчею в московских пробках, губительных для этого узла. Однако в преддверии тяжелого теста по бездорожью его заменили немецким - фирмы "Лук". Штатное, судя по его состоянию (фото 8), в обычных (городских) условиях несомненно прослужило бы до 50 тыс. км, а то и больше. Электрооборудование отечественных автомобилей, увы, славится ненадежностью ВАЗ-2110 не стал исключением (фото 9-11). Помимо генератора, стартера, лампочек, вышли из строя гидрокорректор фар и система автоматического управления отопителем. Приходи-Фото 6. Вот ее источник. Причина затрудненного включения второй передачи - изношенный синхронизатор. Зазор между блокирующим кольцом и торцем зубчатого венца меньше допустимого, на зубцах венца видны сколы. В остальном - полный порядок.Фото 7. Вилки переключения передач выглядят как новые - износ крайне мал. В коробку передач было залито полусинтетическое трансмиссионное масло "Спектрол-синакс 75W-90", уровень качества - GL-5.Фото 8. Сцепление демонтировали на 37-й тыс. км пробега для профилактического осмотра. Вопреки ожиданиям, оно сохранилось неплохо. Диск, "корзина" и выжимной подшипник еще послужат.Фото 9. Стартер "Искра" словенского производства приказал долго жить на 17-й тыс. км пробега. Треснул пластмассовый корпус планетарного механизма и вышла из строя обгонная муфта (в нижней части снимка). Последняя, кстати, невзаимозаменяема с отечественными.Фото 10. Генератор "Искра" разобрали для замены дефектного подшипника. Конструкция прибора далека от совершенства, детали изношены. Приговор один - в утиль.лось ремонтировать комбинацию приборов, дают сбои и индикаторы бортовой системы контроля, неисправны некоторые из ее датчиков. Однако электронное зажигание, блок управления принудительным холостым ходом и электромагнитный клапан карбюратора не отказывали. Система зажигания напомнила о себе всего пару раз, когда с коммутатора, расположенного близко к педали газа, неосторожным движением ноги сдергивали жгут проводов. Но это, согласитесь, пустяки.Фото 11. Галогенные лампы Н1 ближнего света фар перегорали одна за другой. Без видимых причин развалился плафон освещения салона.ЗР 1/98 Мелочи, также доставившие хлопоты, вы найдете на фото 12. Здесь действительно серьезные трудности вызвал засоренный "заводским" мусором блок подогрева карбюратора - автомобиль не желал пускаться и не держал обороты холостого хода (подробно об этом дефекте см. ЗР. 1997, № 9 ) . Кузов внешне выглядит неплохо. Качество окраски и антикоррозионная стойкость оказались на высоте: хотя на лакокрасочном покрытии довольно много сколов от летевших с дороги камней, особенно в передней части, но следов ржавчины почти нет. Днище и арки колес тоже в хорошем состоянии, лишь в нижней части передних крыльев, где "обработка" гравием идет наиболее интенсивно, появились пятнышки оголенного металла. Чтобы они не расползались, нужно установить брызговики и пластиковые подкрылки. Правда, последних мы пока в продаже не встречали. Куда больше беспокоит другой дефект, по-видимому, также касающийся кузова. В какой-то момент у нас возникли подозрения, что нарушены углы установки колес. Провели ревизию ходовой - не нашли ничего серьезного. Ударов по жизненно важным узлам в нижней части автомобиль не получал. Перестраховались, заменив передние стойки, отрегулировали сход-развал и стали следить за ним особенно пристально.Таблица 2Изменение углов установки колес по ход испытаний Развал, град Продольный угол оси поворота, град левое колесо правое колесо левое колесо ЗО+ЗО' 30±30 20±30' +0°40' +0°20' +0°48' +0°51' правое колесо 20±30 +0355' +0°33' +0°5Г +0°13' 1.5±1 Регулировочные данные завода для снаряженного автомобиля +0°03' -0°45' +0°19' +0°19+0=13' +1.5 Регулировка на 37-й тыс. км пробега Замер на 42-й тыс. км Регулировка на 42-й тью. км Замер на 45-й тыс. км Схождение мм Примечание-ill'+0°19-0°1Г+12+2.1 +9.1Фото 12. Досадные мелочи: передние тормозные колодки стерты неравномерно, сигнализатор их износа не сработал. Канал блока подогрева карбюратора оказался закупорен мусором. Вышли из строя подушки на штоках задних амортизаторов. Дважды обламывались ручки стеклоподъемников.После теста "Карелия" (1997, № 12) провели замеры - и ужаснулись: колеса встали "домиком", схождение - 12 миллиметров! И опять - детали ходовой в порядке, кузов хоть и нагружали, но ударов о карельский булыжник не было, знаем точно. Делать нечего - отрегулировали углы ив щадящем режиме проехали около 3000 км по загородным шоссе. На пробой подвеска не сработала ни разу. Однако стенд "Бош FWA-211" вновь зафиксировал нарушение схода-развала (табл. 2). Диагностика ходовой в который раз не выявила серьезных дефектов, даже верхние опоры передних стоек, на которые падало подозрение, оказались в лучшем состоянии, чем мы ожидали. В чем дело? Родилось предположение, что нарушена геометрия кузова и он, образно говоря, стал "мягким". Однако делать выводы рано, тем более - судить по дефекту одной машины о его распространенности. Подтвердить или опровергнуть нашу догадку можно только в заводских условиях. Мы обратимся к специалистам ВАЗа, чтобы провести необходимые исследования. Как видите, редакционная "десятка" обнаружила, наряду с несомненными достоинствами, целый букет недостатков. Может, у других экземпляров все иначе? Надо проверить - одной машиной испытания не ограничатся. Мы рассчитываем и на активность читателей - владельцев "десяток": присылайте ваши отзывы об автомобиле! Давайте вместе составим объективный портрет новинки Волжского автозавода - ВАЗ-2110.Фото 13. Испытания заканчиваются лишь тогда, когда найдены причины неполадок.ЗР 1/9825