152
шда h\mm mumНа собранном двигателе их чаще всего меняют, когда они погнуты от встречи с поршнями из-за обрыва зубчатого ремня. Реже - из-за раковин на тарелках, которые нельзя убрать притиркой. И совсем редко, когда сильно изношены стержни клапанов или на тарелках есть прогоревшие участки. Работу выполняют на площадке. Подъемник или яма не нужны. Из специнструмента понадобятся приспособпения для рассухаривания клапанов и регулировки зазоров, а также шестигранник "на 5" чтобы отвернуть корпус вспомогательных агрегатов (бензонасос и распределитель зажигания). Первая часть работы - демонтаж головки - подробно представлена в ЗР, 1997 № 12. Поэтому здесь расскажем о второй части - непосредственно разборке головки. Итак, ключом "на 13" отворачиваем шесть гаек, крепящих задний корпус подшипников распредвала, и четыре гайки переднего корпуса (фото 1). Ключом "на 10" отворачиваем три гайки крепления распределителя к корпусу вспомогательных агрегатов (фото 2) и снимаем распределитель. Шестигранником "на 5" отворачиваем болт крепления корпуса агрегатов к головке (фото 3) и снимаем его. Покачивая, снимаем со шпилек задний корпус подшипников распредвала (фото 4), за ним - передний корпус (фото 5). Вынимаем из головки распредвал (фото 6). Аккуратно вынимаем толкатели с регулировочными шайбами (гфото 7) и помечаем их или раскладываем по номерам, чтобы не перепутать при сборке. С помощью приспособления сжимаем клапанные пружины и пинцетом вынимаем сухари (фото 8). Вынимаем пружины и их тарелки (фото 9). Достаем клапаны из направляющих (фото 10). Устанавливаем новые клапаны и собираем головку в последовательности, обратной разборке. К этому несколько замечаний. Фаски новых клапанов надо притереть к своим седлам. Подробно об этом см. ЗР, 1996, № 8, стр. 114. Маслосъемные колпачки стоит заменить на новые, а сальники распредвала внимательно осмотреть. Если они изношены, лучше их поменять. Распределительный вал проще ставить после монтажа головки цилиндров на двигатель и, разумеется, тогда же регулировать зазоры в приводе клапанов так удобнее, к тому же меньше вероятность ошибок. Заметим: зазор для выпускных клапанов 0,35±0,05 мм, впускных 0,25±0,05 мм. Зазор регулируют, подбирая шайбы (они различной толщины - от 3 до 4,5 мм с шагом 0,05 мм). И еще: будьте внимательны при покупке новых клапанов. На рынках ив магазинах попадается немало изделий низкого качества. Такие, к примеру, купипи и мы - увы, в известной фирме "Механика" (ЗР, 1997 № 4 и 5) - и без сравнения со снятыми установили в свой двигатель. Велико было удивление, когда не смогли подобрать для них регулировочные шайбы - некоторые клапаны оказались либо слишком короткими, либо длинными. Пришлось заменить их на другие, соответствующие чертежам ВАЗа.6152ЗР 1/98