гда "свои клиенты" предлагают собственные машины для проверки каких-то усовершенствований. Возможно, это оттого, что у "Москвича"- огромные резервы по улучшению конструкции, но немалую роль играет и полное доверие к своим мастерам. Любой из старых клиентов знает: даже если идея окажется неудачной, его машина не пострадает, а польза от такого эксперимента обоюдная...Желающих установить на свои машины придуманные и сделанные тремя энтузиастами устройства столько, что выстраивается очередь. Поэтому слово "энтузиаст" можно брать в кавычки. Скорее - нормальные, современно мыслящие предприниматели, создатели действительно своего дела. Нисколько не удивлюсь, если через какое-то время это будет крупное, известное всем производство. А пока я ждуне дождусь, когда на мой "Москвич" поставят для пробы принципиально новый карбюратор с регулируемым сечением диффузора. Идея его была предложена Райковым еще в 1954 году, но, увы, не получила воплощения. А ведь теоретических достоинств у этого карбюратора весьма много, и мне очень хочется узнать, лучше ли "наших" "солексов" и "озонов" разработанная дружным коллективом модель?..КШАНС" ДЛЯ КАЖДОГОЕлена ВАРШАВСКАЯОбычная автошкола даст минимум навыков - в этом клубе научат ездить как следует.Все началось с того, что собрались вместе несколько автогонщиков и, как это бывает у профессионалов, начали обсуждать, что творится на наших дорогах. Ездить не умеют, хамят, аварий полно глупых, которых легко было избежать. В общем, обычное ворчание асов о "чайниках". Тем бы все и кончилось, но внезапно появилась идея - помочь начинающим, да и не только начинающим водителям. Ведь ни в одной автошколе не готовят настоящих мастеров вождения, там задача - дать минимум, чтобы только хватило сдать на "права". А дальше "чайники" учатся ездить сами методом проб и ошибок. Увы, многие, даже те, кто считает себя хорошим водителем, так и не могут как следует управлять автомобилем. А как следует? Об этом знают те, кто прошел школу спортивных секций, заводских испытаний, "цековских" и "совминовских" гаражей... Словом, настоящие профессионалы, для которых разнообразные нормативы, разработанные кафедрой автомобильного спорта Московского института физкультуры, - не пустой звук, а основа повседневной практики. И как раз этими знаниями и умениями было решено поделиться со всеми желающими. Их оказалось немало. В автоклуб "Шанс" (так назвали себя инструкторы спортивной и контраварийной подготовки) поехали самые разные автомобилисты. Те, кто недавно получили "права" и боятся выезжать на сумасшедшие городские улицы. Те, кто за рулем достаточно давно, но хотят, для большей уверенности в себе, усовершенствовать свои навыки. Те, кто, видя покрывшиеся коркой льда дороги, хочет попробовать на них себя и машину, но жалеет собственный автомобиль. И наконец,те, кто считают, что умеют уже все, и хотят в этом лишний раз убедиться. ...Машина несется по льду. Поворот... Кажется, сейчас автомобиль беспомощно закрутится вокруг своей оси, а то и перевернется, налетев на сугроб. Но - нет! Поднимая фонтан снежной пыли, в управляемом заносе он вписывается в поворот. "Мастер", проделавший все это, еще неделю назад и думать не смел о таких подвигах. Да и сейчас, наверное, не осмелился бы, если бы не команды, которые дает ему по рации инструктор, стоящий, словно полководец, на возвышении. - Молодец, достаточно! - говорит "полководец". Автомобиль подъезжает к преподавателю, и из него выбирается ... весьма юная особа. Видя такую на дороге, большинство консерваторов-мужчин презрительно фыркает. Посмотрели бы они на эту барышню здесь... Впрочем, управляемый занос - это уже высший пилотаж. Многие приходящие в "Шанс" не умеют элементарного - например, правильно крутить руль. И это не "чайники", а даже те, кто считал себя чуть ли не профессионалом! Между прочим, можете попробовать. Поставьте автомобиль на лед или вывесите передние колеса. А теперь крутите руль так быстро, как только способны - сначала до упора вправо, потом до упора влево. Десять циклов успеваете отработать за 20-25 секунд (на переднеприводном ВАЗе)? Весьма посредственно. Норматив -15-17 секунд (а преподаватель "Шанса" укладывается в 12). На "Волге" норма - 35 секунд, на "Жигулях" - 20-25... Если уложились, можете радоваться, но не очень: это только один из тестов. Не уложились - не слишком огорчайтесь, всему можно научиться. - Как-то пришла к нам дама 65 лет, рассказывает директор автоклуба Илья Ли-шанский. - После смерти мужа ей остался автомобиль, и она решила научиться водить его как следует. Преподаватель был изумлен, что придется заниматься с такой, мягко говоря, немолодой ученицей. А потом поражался, как быстро она все усваивает. Бабушка оказалась настоящим талантом. Приходят и водители со стажем, и детишки "новых русских" (папы боятся доверить свой "Мерседес"), "крутые пацаны" и рафинированные интеллигенты. Кто-то целенаправленно изучает приемы контраварийной езды, кто-то, видя в себе нереализованного автогонщика, занимается спортивной подготовкой. "Вот походят в такой автоклуб эти, с пальцами веером, и наглеют потом на дорогах", - недовольно сказал кто-то из знакомых. - Ну, наглость - это черта поведения, к которой автоклуб ничего не прибавит и не убавит. Если она есть, то есть, - отвечает Илья Лишанский. - Но хорошо подготовленный, прекрасно управляющий автомобилем наглец все-таки безопаснее неумелого. Хотя в "Шансе" всегда подчеркивают, что учат безопасной, безаварийной езде, а не ездить "лучше всех". Управлять автомобилем так, чтобы никому не мешать на дороге. Легко ли это? Здесь считают, что одну "ступеньку" можно пройти в среднем за семь занятий по два часа. У некоторых получается быстрее - значит, им это обходится дешевле, у кого-то дольше... Как определить, с какой "ступени" начинать? Очень просто: в автоклубе перво-наперво каждый проходит тестирование. После этого определяются уровень подготовки и программа обучения. Есть уже "постоянные ученики", которые приходят каждый октябрь или март, чтобы попрактиковаться и освежить навыки. Им не нужно совершенствоваться и превращаться в спортсменов. Главное - ездить уверенно в любых дорожных условиях и чувствовать, что автомобиль - это не груда строптивого железа, а понятное и понимающее хозяина существо. И хорошо, что есть шанс научиться этому.ЗР 1/9895