81
82
83
84
•На первый вопрос постараемся ответить чуть позднее, а вот со вторым вроде все ясно. Если есть универсальные автомобили, сочетающие недюжинную проходимость с высокой скоростью и комфортом передвижения по шоссе, значит, им-то и понадобится в первую очередь "многопрофильный" амортизатор. В качестве подопытного транспортного средства использовался заслуженный, но по сей день популярный автомобиль "Нива" ВАЗ-21213 в обычной комплектации с двигателем 1,7 л, обутый "по сезону" в универсальный "Бриджстоун-Винтер Дьюлер" размерности 175/80R16, смонтированныи на стандартных дисках. К началу данных испытаний автомобиль пробежал около 40 000 километров. Свои возможности предстояло показать пяти комплектам амортизаторов трех различных типов: двухтрубные гидравлические СААЗ (такими "Ниву" комплектуют на конвейере) и "Ранчо", двухтрубные же с газовым подпором - "Монро-Гэс Магнум" и газонаполненные однотрубники - "Кони" и "Плаза". Метаться в поисках подходящих условий, к счастью, не пришлось - комплекс дорог полигона НАТИ в подмосковном поселке Новый Быт как нельзя лучше отвечал нашим запросам. Ведь "Ниве" предстояло пройти по самым разным дорогам - от асфальта до глубокой колеи. Трассу подготовили достаточнно компактную, но очень "разностороннюю".Прежде, чем попасть в руки экспертной группы (в которую, кстати, кроме сотрудников отдела испытаний и лабораторно-технического центра "За рулем", входили и профессиональные эксперты-испытатели), "Нива" с очередным комплектом амортизаторов сдавала экзамен на уровень вибраций. В качестве строгих экзаменаторов выступили обычное, не очень ровное подмосковное шоссе и прибор датской фирмы "Брюль и Къер". В итоге среди испытуемых амортизаторов были выявлены лидеры, середнячки и аутсайдеры. Но не ждите, что сейчас мы ткнем пальцем в изделие некой фирмы дескать, с точки зрения журнала "За рулем" покупать надо только это. Абсолютно "провального" амортизатора мы так и не выявили. Даже тот, который получал низкие баллы по большинству параметров, где-то вдруг "выстреливал" в лидеры. Не стоит забывать ио цене: ведь самый дорогой из испытанных амортизаторов стоит как десять (!) дешевых. Для многих это далеко не последний аргумент в пользу того или иного изделия. Поэтому мы не ставили задачу продиктовать свое мнение, а хотели лишь сориентировать потенциального покупателя, дать ему пособие по выбору. Ниже предлагается рейтинг амортизаторов по девяти позициям, соотношение цен и некоторые замечания по комплектации и установке. Выбор же пусть каждыйсделает сам, исходя из собственных взглядов на автомобиль, его использование. стиль езды и, в конце концов, ориентируясь на толщину конкретного кошелька. [омфорт на асфальте: СААЗ; 2 - "Монро"; 3 - "Кони"; "Плаза"; 5-"Ранчо". На российском асфальте, изобилующем трещинами, швами и заплатками, но, по условию эксперимента, лишенном ям и крупных выбоин, лидером, по общему мнению, оказались изделия Скопинского автоагрегатного завода - те самые, с которыми "нивы" сходят с конвейера. С ними автомобиль отлично "проглатывает" все микронеровности покрытия и лишь на более-менее заметные возмущения отвечает легкой раскачкой кузова. Раскачать "Ниву" на "Монро" куда сложнее, но и все изъяны покрытия обитатели салона ощущают более явно. Дальше - хуже. Газовые однотрубники словно отслеживают каждый камешек на дороге. Но если на амортизаторах "Кони" машина почти не реагирует на более заметные возмущения - идет как по рельсам, то на "Плазе" "Нива" норовит на малейшей ямке подкинуть задок. В качестве объективной информации для оценки работы "подопытных" амортизаторов на автомобиле мы замерили величины ускорений, действующих на человека (в нашем случае - водителя) по трем направлениям (продольные, поперечные,ФлЗР 1/9881 СААЗ передниеft «Уаи4,?О О 02 0.3 0.4 0.5 0.6 07 08 0.3 Л V.WCзоо~Р.КГСвертикальные). Из медико-биологических исследований известно, что продольные и боковые ускорения воспринимаются человеком, х^>ке чем вертикальные, но мы ограничились анализом эквивалентного и средневзвешенного эквивалентного ускорения. Чем меньше величина средневзвешенного эквивалентного виброускорения, тем более комфортные ощущения у человека, и в итоге более продолжительное время он сохраняет работоспособность (см. табл.)."МОНРО" задниеА-МОНРО" передниеОтбои100-ЭЭ 03 07 06105 04 03 ОЭ 01i/— j ^i •* rto 09° Подпор газа 5 кгс0 CM 0.2 0.3 04 0,5 06 C.7 08V.M/C!300'Р.КГСj f2^Г"РАНЧО" задниеAf1itОтбои0.9 0.8 07 06 0.5 04 0.3 о.г 1Д01f0 0 * 0.2 03 04 0506 Q~ 0 809 Vuc'DСжатие^рт на фейдере и проселочроге: Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо"; 1за";5-СААЗ. На "Монро" "Нива" отлично, без намека на раскачку преодолевает волнистые • проселки, обеспечивает приемлемый комфорт в случае попадания колеса в выбоину, неплохо ведет себя на "гребенке". "Ранчо" и "Кони" ничем не уступают лидеру в первых двух случаях, но когда под колесами не округлые ухабы, а ямы с острыми краями - тряска в салоне все же более заметна. "Плаза" опять разочаровала склонностью к подбросу задка: ощущение. что едешь не на "Ниве", а на настоящем "козле" - УАЗ-46Э. СААЗ на проселке и неровном грейдере не в силах справиться с раскачкой кузова, особенно продольной.% Ползти по проселку можно, но стоит прибавить скорость - машину начинает раскачивать выше всякого предела. т на разбитой дороге: "Кони", "Монро"; 3 - СААЗ; 'анчо"; 5 - "Плаза". Когда под колесами "Нивы" вдребезги разбитый асфальт, или неровная брусчатка, или. как в нашем случае, "горбушки" переменной высоты и профиля (похоже на "стиральную доску", образующуюся иногда на афальте. только еще хуже). любому автомобилю будет нелегко. Н о ^ коли "Нива" несет титул автомобиля для любых дорог" - придется выдержать и это испытание. Лидеры -"Кони" и "Монро" хороши каждый на своей скорости. Если не увлекаться быстрой ездой по плохой дороге. "Монро" предпочтительней. Стоит же, вопреки здравому смыслу, немного прибавить скорость на этом жутком покрытии, машину на "Монро" начинает неприятно трясти, зато более трясучие на меньшей скорости "Кони" ... меняются просто на глазах и обходят своего конкурента. СААЗSГ300"Р.кгс"ПЛАЗА" передние"ПЛАЗА- задние 1 JrV 2Jf39 06 07 0.6 10 0504 03 02 01 Ж1/0 506 0.7 0609 V.MC1 01 02030Подпор газа 25кгсСжаттГидравлические характеристики амортизаторов (зависимость усилия на штоке Р от скорости его перемещения V). СААЗ; Скопин, Россия. Двухтрубные гидравлические амортизаторы, поступают для комплектации "Нивы' на ВАЗ. »-•-:- цено. высокий уровень комфорта на асфальте приемлемый комфорт но разбитом асфсльте Склонность к пробою продольная расксчка. крены низкий комфорт на проселке значительное загаздывание fo действия рулем Резюме. Для нетребовательного водителя предпочитающего спокойную оазмеренную езду передвигающегося в основном по асфальтированным дорогом Хоооши розно настолько сколько стоят. Ремонтопригодны!Гэс Магнум": Бельгии. Двухтрубные, с газовым подпооом низкого давусоеень комфорта на разбитой дороге, грейдере и проселке, прие1ыи комфорт на осфольте минимальная оаскачкс кузова крены, некоторое запаздывание на действия рулем Резюме. Поведение автомобиля с амортизаторами Тэс Мсгнум' - удачный компромисс между комфортом, с одной стороны, и поведением машины вна пряженных режимах - с другой В общем, близко к золотой середине И по цеШШшшШвМШШШШШ^ШЖтЯтМВнеплохо демпфирует жесткие удары, но машину качает. "Ранчо" иногда уподобляются жестким палкам - так мотает ^"Ниву", а "Плаза", и без того не самая комфортная, продолжает подбрасывать задний мост автомобиля. Запаздывание реакции на повот руля: "Кони"; 2-4 - "Монро", "Плаза", знчо";5-СААЗ."Ранчо RS5000"; США. Двухтрубные гидравлические омортизотсрь, Прнешиин уровень комфорта но при приемлемые реокции но дейсвия рул Низкий комфорт на асфальте и разбитой дороге высокая цено Резюме. "Масло' -да не то! В отличие от собрата с СААЗо. заметен уклон в сторону улучшения ходовых качеств в ущерб комфорту. Ничем особо не блещет, но и без явных провалов Крепкий (но очень дорогой) середняк !сия. Одногоубный амортизатор с газовым ром высокого давления Мелся склонность к пробою, умеренные крены, малое запаздывание на вия рулем, приемлемая цена. Низкий уровень комфорта но всех типах дорог, склонность к продольной кочке Резюме. Если бы не обидная склонность к подбросу задней оси был бы очень неплох для большой загрузки и плохих доро гК тому же куда дешевле заграничных аналогов"Кони"; Голландия. Однотрубный амортизатор с газовым подпором высокого довления Мимаюлым» крены и роскачко кузова, минимальное запаздывание аеокции на действия рулем, достаточно высокий уровень комфорта на разбитых и проселочных дорогах Невысокий комфорт на асфсшейя Резюме. Если "Нива" для вас не средство доставки вещей на дочу, о "боевая' машина если вы проповедуете активный стиль езды, о в машине цените строгость и послушание - "Кони' помогут вам в этом Как, впоочем ив опустошении кошелька.Назвать серийную "Ниву" автомобилем "острым", с быстрыми реакциями на действия рулем - значит погрешить против истины. Но, оказывается, подбором амортизаторов можно заметно изменить характер машины. Рассмотрим крайние случаи. Оборудованная СААЗом "Нива" - аппарат более чем задумчивый. Если при обычной спокойной езде это воспринимается как должное, то попробуйте пройти "змейку", хотя бы на умеренной скорости. Руль давно переложен из одного положения в другое. а автомобиль только собирается поменять направление движения. Ситуация не самая приятная. С амортизаторами "Кони" старенький полноприводник, конечно, не стал "формулой" и реакции современной дорожной машины. наверно, тоже не превзошел, но слушаться руля стал куда быстрее и четче. При спокойном темпе ездш изменение, опять же. малозаметно, но в режиме напряженном быстро улавливаешь, насколько это "другая" "Нива" - более послушная и предсказуемая. \ Остальная троица - "Ранчо'', "Монро" и "Плаза" заняли "золотую середину". Они делают "Ниву" более послушной, чем стандартный СААЗ, но заметно уступают на этом поприще лидеру - амортизаторам "Кони". 5. Крены: - "Кони"; 2-4 - "Монро Плаза" ВНЧО";5-СААЗ. Ситуация повторяется. "Н^ва" на СААЗе активно кренится, а в напряжен ных поворотах даже как бы припадает на наружное переднее колесо. "Крни" - лидер: с ними "наклонить" "Ниву'/непросто.Остальная троица если и уступает лидеру, то очень немного. А вот аутсайдера все опережают с большим отрывом. льная раскачка: "Кони", "Монро"; 3 - "Ранчо"; ,аза", СААЗ. Все. кто знаком с "Нивой" не понаслышке. знают, что этот вседорожник страдает "недугом", присущим многим высоким короткобазным автомобилям: он склонен к продольной раскачке. В создании сего неприятного эффекта немало преуспели амортизаторы СААЗ и "Плаза". Но если первые, видимо, из соображений комфортабельности, сделаны достаточно "мягкими" (а раскачка - оборотная сторона комфортабельности), то чем объяснить прыгучесть "Плазы"? Напомним, что питерские амортизаторы "подбрасывают" заднюю ось "Нивы". Причину этого должны найти специалисты, мы же лишь сдела-ЗР 1/9883 • fi ! > Vем предположение, что характеристики амортизаторов (особенно задних) подобраны неоптимально и не соответствуют жесткости пружин, нагрузке и другим показателям. Можно, конечно, надеяться, что полностью груженная "Нива" будет вести себя на "Плазе" несколько спокойней. Но часто ли автомобиль используется с полной нагрузкой? Наиболее эффективно снижают раскачку амортизаторы "Кони" и "Монро". "Ранчо" занял место посредине. 7. Курсовая устойчивость: "Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо"; -СААЗ;5-"Плаза". Ученый термин "курсовая устойчивость" и влияние на него амортизаторов пояснить очень просто. Если после проезда очередной неровности автомобиль тряхнуло и все - это хорошо. Ежели машина стала рыскать и вам пришлось "отлавливать" ее, работая рулем, - это плохо. У кого получилось лучше, у кого хуже - сказано выше. Заметим только, что легче оказалось определить аутсайдеров, а при выборе лучших мнения (и оценки, естественно) разошлись. Пришлось, почти как в Думе, создавать "согласительную комиссию"^ орение профиля дороги: - "Монро", "Ранчо"; 3-4 - "Кони", за"; 5 - СААЗ. Дороги у нас далеко не самые ровные, даже на асфальте есть уклоны (не всегда постоянные), малозаметные колеи, заплатки, швы. Как поведет себя автомобиль на таком покрытии? Насколько точно он будет отслеживать профиль дороги? Будет ли это приводить к уводам и рывкам автомобиля? Скажем сразу - на разных амортизаторах характер поведения "Нивы" менялся несильно. На "Монро" и "Ранчо" автомобиль реагировал на изменение профиля чуть меньше, на "Кони" и "Плазе" чуть заметнее, но уводы легко компенсировались за счет четкой реакции на действие рулем. На СААЗе "Ниву" "таскало", может, и не больше, но ощущение создалось неприятное из-за необходимости активной рулежки - приходилось учитывать ощутимое запаздывание машины на действие рулем. жность возникновения стука, "Кони", "Монро", "Плаза", "Ран;5-СААЗ. В наших "калиброванных" ямах и выбоинах на заданных режимах "пробить" удалось лишь стандартные амортизаторы "Нивы". Возможно, проводя сравнение в более жестких условиях, удалось бы бо-Вибронагруженность автомобиля "Нива"Направление о СААЗ шаa. sО 0.690 0.879 1.020 0.826 m50 70 900.2000,2000.562 0.668 0.7940,316 0.2510.211 0.299 0.3760.2510.376"Монро 0.224 0.376 0.422 0.631 0.708 0.841 0.767 0.981 1.160 0.925"Кони" 0.200 0.211 0.335 0.251 0.316 0.316 0.631 1.000 0,944 0.777 1.135 1,147 0.999"Плаза"0.133 0.200 0.251 0.224 0.237 0.355 0.596 1.122 1.259 0.700 1,205 1.401 1.053"Ранчо" 0.200 0,237 0,39В 0.266 0,316 0.316 0.841 1,000 1.059 0.964 1.146 1.280 1.092Комментарий к таблице Величины вибрсускорений позволяют не только определить. насколько одна машина комфортабельнее другой. Международный стандарт ISO 2631-78 на основании медико-биологических исследований определяет воздействие вибраций на человека Например, у "Нивы", оборудованной амортизаторами СААЗ, уровень средневзвешенных эквивалентных виброускорений минимальный. Он составил 0.826 М/С. При таком уровне через 10 минут езды наступает "снижение хорошего самочувствия", через 2 часа - "понижение работоспособнхти". а максимально допустимое время воздействия такой вибрации на человека - 6.5 ч. Максимальный уровень средневзвешенных эквивалентных виброускорений - на амортизаторах "Ранчо" -1,092 м/с. В таком режиме человек должен сразу утратить хорошее самочувствие, через 1,3 ч заметить снижение работоспособности. Максимальная же доза вибрации около 4члее точно проследить поведение других изделий. Но подобные испытания чреваты поломкой подвески. Поскольку такой цели перед нами не стояло, "убивать" "Ниву" и амортизаторы мы не стали. вна за комплект: СААЗ - 280 000 руб.; 2 - "Плаза" Ю 000; 3 - "Ранчо" - 2 650 000 руб.; 4 "Монро" - 1 280 000 руб.; 5 - "Кони" ! 200 000 руб. Комментарии здесь, как говорится. излишни. Повторимся: часто этот критерий оказывает основное вляние на выбор товара, причем вопреки всем остальным соображениям. 11. Установка, комплектация Крупных проблем с установкой амортизаторов разных типов не возникло. Каждый комплект был смонтирован на автомобиль одним механиком с помощью обычного инструмента. Отметим некоторые особенности, "всплывшие" при установке. "Ранчо", в отличие от всех остальных, не имеют распорных металлических втулок в верхней опоре передних амортизаторов, а под их нижнюю опору пришлось слегка разогнуть проушины крепления. Передние "Кони" имеют чашку большого диаметра, на которую опирается резиновая втулка. Вставить амортизатор в верхний кронштейн непросто - эта самая чашка не допускает перекоса, а чтобы его избежать, газовый амортизатор высокого давления приходится сжимать. Работа нелегкая. Резьба на всех штоках передних амортизаторов одинаковая - М10x1, правда, на "Плазе" "забыли" (?) сделать лыски под ключ для удержания штока. Выполнили их сами на наждачном круге. Все импортные амортизаторы упакованы в нарядные, яркие коробки, приложен комплект крепежа. Наши, по традиции. - без крепежа и без упаковки.84ЗР 1/98