74
75
Ш.1,ШМ11МИШАМ.ШШСреди автомобильных аксессуаров, которыми уставлены все прилавки, есть и откровенная дребедень, и полезные вещи.СВЕТ В САЛОНЕС полезными, однако, тоже не все так просто: нужное, на первый взгляд, изделие часто оказывается очередной игрушкой. На этот раз мы заинтересовались фонарями подсветки и электрическими тройниками. Если, отыскивая в темноте незнакомую дорогу, приходится сверяться с картой, то свет штатного плафона в этом плохой помощник. Лишь обладатель кошачьего зрения может что-то разглядеть, например, в "жигулях". Приходится выходить из машины и освещать карту фарами или искать место под уличным фонарем. Одним словом - неудобно. Для таких случаев предназначены специальные штурманские фонари подсветки. Какой стоит купить? Для проверки взяли пять различных: четыре японской фирмы "Наполекс" (Napolex) и один польский, изготовитель которого пожелал остаться неизвестным (табл 1). Все светильники снабжены унифицированными штекерами для гнезда прикуривателя, на корпусах штекеров - выключатели, а значит, однажды вставив штекер в гнездо, его не придется постоянно вынимать. Японская модель Flzz-249 ("Физ-249") - единственная с витым, как у телефона, проводом длиной около полутора метров и специальным кронштейном с "липучкой".Штурманская лампа Fizz-494Ее можно приклеить на панель приборов или консоль в любом удобном месте. Кронштейн позволяет изменять наклон светильника для выбора наиболее удобного положения. Сам светильник можно снять и использовать как внутрисалоннуюШтурманская лампа Fizz-459.Штурманская лампа Flzz-249.^переноску. Длины провода для этого вполне хватает. Из двух вариантов освещения - белого и зеленого оттенка - первый слабый (светильник нужно подносить почти вплотную к карте), второй - еще слабее. Назначение его непонятно - вроде режима светомаскировки на армейских автомобилях. По яркости эта модель занимает предпоследнее место, к тому же границы прямоугольного пучка света резкие, что не очень удобно. Остальные лампы - схожие по конструкции фонарики на коротких гибких ножках, заканчивающихся штекерами. При пользовании ими приходится подносить карту к свету лампы. Ведьдлина ножки японских - всего 200 мм, польской - 250 мм. Самая яркая из всех - Fizz-461. Под ней можно хорошо рассмотреть мельчайшие детали на карте. На втором месте польская лампа Аи-262, достаточно яркая, но с узким пучком света. Неудобен в ней выключатель: поворотом на небольшой угол включаем свет, а чуть дальше - разбираем верхнюю часть светильника для замены лампы. Граница между положениями едва уловима, и лампу то и дело приходится собирать. К тому же штекер в гнезде прикуривателя держится слабо, лампа во время движения то и дело гаснет. Чуть более длинная, чем у "японок", ножка и запасная лампочка в комплекте не I искупают эти грехи, так что от покупки воздержимся. Третья по яркости - FizzР 459. Светит действительно "на троечку", зато имеет режим автоматического включения: при недостаточном, как ей "кажется", освещении сама загорается слабым зеленым светом. Для включения основного не придется шарить руками в потемках, разыскивая лампу и ее вы-Штурманские лампы Аи-262 и Fizz-461 (наш выбор).74ЗР 2/98 ключатель. Режим дежурного освещения можно, разумеется, отключать. На последнем месте - модель Fizz494. Как иу предыдущей, у нее "автомати• ческий ночник". Есть и белый свет, но едва ли он ярче. А прозрачные светящиеся края отражателя отвлекают внимание своим блеском даже в режиме подсветки. Неудачная конструкция, и место ей не в машине, а, скорее, на новогодней елке. К сожалению, из всех опробованных светильников приятного во всех отношениях не нашлось. Кроме того, любой из них занимает единственное в автомобиле гнездо прикуривателя. А как быть, если к нему нужно подключить еще что-нибудь - например, Ф радар-детектор и сам прикуриватель? Устройства, аналогичные бытовому тройнику и удлинителю с несколькими розетками, выпускают и для автомобилей - это разветвители (табл. 2). Одни из них, вставленные в прикуриватель, образуют лишь дополнительное гнездо, другие - удлинители с проводом чуть короче метра. У самого простого Fizz-504 в корпусе два гнезда, штекер подключения и 10-амперный предохранитель. Fizz-518, кроме того, с гнездом для прикуривателя и зеленым огоньком инди-Двойники Fizz-504, 518, 323 - единственный, подходящий для "Жигулей", но его пороговому вольтметру верить нельзя. Цена 130, 180 и 175 тыс. руб. соответственно.САКА-525.Таблица 1 Основные данные фонарей подсветки Fizz-461 Аи-262 Fizz-459 Fizz-249 Fizz-494Яркость" Площадь освещения' Крепление Свет1 123455342ножка ножка ножка кронштейн ножка белый белый белый, белый, белый, зеленый зеленый зеленыйFizz-500 похож на 401-й, но без прикуривателя и вольтметра.катора напряжения и одновременно подсветки. На Fizz-323 прикуривателя и предохранителя нет, зато есть три светодиода зеленого, желтого и красного цветов. Этот светофор горит почти всегда, никак не указывая на напряжение в бортовой сети. И только при 10,2 В гаснет зеленый, что означает по инструкции "половинный заряд". "Своевременная" информация: стартер к этому времени уже работать не может. Надписи у светодиодов справа от глазков - явно для правых рулей. Впрочем, все три изделия основную работу выполняют исправно, но только на "Самаре". Для глубокого прикуривателя "жигулей" штекеры 504-го и 518-го коротки. Fizz-517 и 501 -тройники-удлинители. У 517-го есть гнездо для прикуривателя с подсветкой, а у 501 -го - красный светодиод, сигнализирующий о подключении устройства к сети. Оба они крепятся на скобах, имеют одинаковую длину проводов и 10-амперные предохранители в штекерах. И наконец, "четырехместные" удлинители. Наиболее универсальный - Fizz-401. Две пары гнезд расположены перпендикулярно друг другу- Одно из них - с отключаемой подсветкой для прикуривателя. Но самое полезное у этой модели - пороговый вольтметр. Два зеленых и один красный светодиод информируют о напряжении сети. Все три горят при нормальной зарядке батареи на работающем двигателе (напряжение не ниже 13,5 В). Красный и зеленый означают нормальное (12,4-13,4 В) напряжение в сети при неработающем двигателе. А если ниже 12,2 В, то горит один красный. Полезное дополнение. К сожалению, крепление разветвителя не самое удачное - двусторонней липучкой, и конструкция получается несъемной. Этого недостатка лишен Fizz-500. Он крепится на скобе, а та в свою очередь липучкой или саморезами. О том, что устройство подключено к сети, напомнит красный светодиод, а 10-амперный предохранитель сработает раньше, чем штатный автомобильный на 16 А. Наименее удобен из больших разветвителей тайваньский САКА-525 (SACA). Гнезда у него размещены на противоположных сторонах, что требует много места при подключении, к тому же крепится липучкой и имеет самый короткий провод. Вместе с тем все аксессуары тщательно упакованы в прозрачный пластик и внешне очень привлекательны. Как видим, это вовсе не показатель таких же высоких эксплуатационных качеств, поэтому при выборе "зрите в корень".Автомат включения Цена на декабрь 1997, тыс. руб.14060+-+210280205 1" Занятое место.••шОсновные данные удлинителейТаблица iFizz-401 Rzz-500 Rzz-501 Fizz-517 САКА-525Flzz-501 - наиболее простой и удобный. Fizz-517. Fizz-401 - самый многофункциональный из всех: удлинитель, "четырехместный" множитель, прикуриватель с подсветкой и пороговый вольтметр.Число гнезд Дополнительные устройства4433прикуриватель,вольтметр- прикуриватель -^Креплениелипучка скоба 90 10Аскоба 90 10Аскоба липучка 90 10А 75Длина провода, см 80 Предохранитель Цена на декабрь -Ш^ыуу^^26Г^175^15р^200^70ЗР 2/9875