ш.Ы:1:Ш1й:ты\йлм1тштОХОТА ЗА ДЕЦИБЕЛАМИСреди элементов, которые входят в понятие "комфорт автомобиля", акустика играет заметную роль.Отчего автомобиль становится "шумным"? Что такое акустический комфорт и как его достичь? "Тихий" автомобиль не тот, внутри которого нет шума, а тот, в котором шум не рассматривается как сильно беспокоящий фактор: он не мешает разговаривать нормальным голосом, не вызывает чрезмерной усталости после долгой поездки. В любом автомобиле есть первичные источники возбуждения и так называемые "пассивные" элементы, которые передают акустическую и вибрационную энергию. Главные среди первичных источников - силовой агрегат, системы впуска и выпуска, трансмиссия, шины, аэродинамические явления. "Пассивные" элементы - это кузов, внутренний объем салона, подвеска, а также эластичные элементы связи: между источниками и шасси, между источниками и кузовом, между шасси и кузовом. Основные жесткие пути передачи шума от двигателя к кузову - это опоры силового агрегата, а также подвеска системы выпуска. Существуют еще и второстепенные пути: рычаг управления коОдин из вариантов акустического тюнинга автомобиля ВАЗ-2Ю9.влияют на общий уровень шума в салоне, однако раздражают водителя и пассажиров и порой влияют на общую неудовлетворительную оценку в целом "тихой" машины. Как же быть, если купленный автомобиль не отвечает субъективным треУРОВНИ ВНУТРЕННЕГО ШУМА (дБа) Автомобиль Наличие Разгон Движение (100 км/ч) 77.9 75,2 73.5 72.0робкой передач, тросы, кабели, рычаги и тяги управления. Высокочастотные шумы передаются по "воздушному пути". Здесь большое значение имеет изоляция стенок, которые отделяют "шумящие" источники от "спокойных" зон, где находятся пассажиры. Скажем несколько слов ио "малых шумах" или, как их называют, "сверчках". Это скрип пружин сидений, дрожание плохо отрегулированных замков дверей, взаимодействие жестких панелей обивки и т. д. "Малые шумы" практически нешумоизоляции на III передаче на V передаче (50-100 км/ч)№1 + №2 +81,6 79,7 79,5 77,5Применяемые шумоизоляционные материалы: зеленый - "Визомат" оранжевый - "Изотон" голубой - ППЭР красный - "Липлен".бованиям акустического комфорта, хотя он и укладывается в стандартные нормативы? Для снижения внешнего и, в основном, внутреннего шума разрабатывают дополнительные комплекты шумоизоляции, которые при правильной их установке позволяют заметно снизить уровень внутреннего шума. Но, надо отметить, "кустарная" шумоизоляция не всегда эффективна и зачастую создает дополнительные проблемы: лишний вес, снижение тягово-скоростных и топливно-экономических показателей, появление сборников грязи, очагов коррозии и т. д. Поэтому так важно правильно подобрать размеры, материал и места установки деталей шумоизоляции. Одно из направлений акустического тюнинга - снижение уровня внутреннего шума. Попробуем оценить эффективность такой работы на примере двух автомобилей. Для тестов были выбраны два ВАЗ-78ЗР 2/98