24
25
эксклюзивПремьер Черномырдин, увидев этот вездеход на выставке в Москве, заказал себе такой жеИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОКраны-колеи, которые не зарастают десятилетиями. Больше того, однажды проделав колею, такой вездеход не сможет второй раз по ней проехать - непременно застрянет. Поэтому едут рядом, а "дороги" растут вширь. В конце концов экологи забили в набат: сколько же можно так жестоко губить природу? Сейчас летом поездки на тяжелых машинах по тундре (за редким исключением) запрещены. Но ездитьто надо! Вот тут-то и пригодится "Тайга". В ней, например, свободно разместится бригада из четырех-пяти человек, работающая на лесоповале, с бензопилами, топорами, стальным тросом в кузове. Следов за вездеходом не останется - только слегка помятая трава, которая через полчаса снова поднимется. "Тайга" наверняка заинтересует и геологов - они сталкиваются с теми же проблемами. Удобно проверять линии электропередач, прихватив с собой с полтонны изоляторов. А службы МЧС? А охотники, рыбаки? ВНЕДОРОЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Руль "Тайги" - мотоциклетный, здесь и газ, и сцепление. Приборов - минимум: указатели уровня топлива в баке, температуры воды, тахометр и несколько сигнальных ламп. Вставляю ключ, включаю зажигание. Нажимаю кнопку стартера (она расположена тоже на руле) и представьте! -He^nbmjyojKnqaeMoro мотоциклетного треска. Звук мотора оказался мягким и даже солидным. По всей видимости, сказывается водяное охлаждение и длинный глушитель. Выжимаю рычаг сцепления, включаю передачу, поворачиваю рукоятку газа, одновременно отпуская сцепление, и... двигатель глохнет. Тронуться удалось со второй попытки, но те, у кого есть навыки управления мотоциклом, справятся без труда и сразу. Прибавляю скорость, пробую поворачивать. Руль кажется тяжеловатым - требуются значительные усилия, чтобы управлять машиной. На улице - непогода, моросит противный мелкий холодный дождик, фунтовую дорогу на заводском полигоне развезло. "Тайга" легко взбирается на некрутуюVivАркадийКОЗЛОВ.Фото автораНАЧАЛО В начале 1941 года за границей была закуплена партия мотоциклов БМВ, чтобы начать их производство для Красной Армии. Вскоре грянула война, и местом для выпуска трехколесных машин определили провинциальный городок Ирбит на Урале. С тех пор много воды утекло, а в Ирбите и по сей день с небольшими изменениями делают те самые IэМВвпод именем-^Урал". В недалёком еще прошлом заиметь мотоцикл "Урал" для многих было пределом мечтаний. Мощный, надежный, неприхотливый - то, что нужно для села, для глубинки. Однако времена меняются. Тотальный дефицит автомобилей исчез как дурной сон, и... спрос на "уралы" покатился круто вниз. Как и многие другие, ирбитское предприятие оказалось не готовым к рынку со своим единственным видом продукции. Завод умирал тихо и незаметно. Этому помешал новый директор, Александр Иванов. Коммерсант по призванию, он, как принято теперь говорить, "окунулся в пучину рынка" и, кажется, нашел выход из тяжелейшего положения. Еще раньше в недрах завода энтузиасты собрали вездеход. Увидев самоделку, Иванов ухватился за нее обеими руками./ В дело включились заводское КБ, опыт-/ ное производство, испытатели. Так родил ся серийный вездеход "Тайга".ЧЕМ СОБЛАЗНИЛСЯ ПРЕМЬЕР Конструкция "Тайги" проста: мощная стальная рама, примитивный кузов, шесть колес низкого давления, знакомый двигатель от мотоцикла "Урал", но теперь с жидкостным охлаждением и электростартером. Подвески нет как таковой. Управляющих колес - тоже. В трансмиссии - четырехступенчатая коробка передач, демультипликатор, реверс. Колеса каждого борта приводятся мощной двухрядной цепью. Для поворота затормаживают планетарный механизм правых или левых колес. "Тайга" не только с успехом преодолевает пески, болота, грязь и снег. Она способна еще и плавать. Правда, пока только в стоячей воде (благодаря вращению колес) , но асди поставить подвесной мотор, то одолеет и речную преграду. Вездеход може/ездить и по дорогам общего пользо1 - все необходимые светотехничея ские приборы на нем установлены. Но са1 главный его козырь - низкое удельное й деление на грунт. "Тайга" только примнет раву и не повредит верхнего слоя почвы. Кто бывал хоть раз на севере Тюменской области, видел, что творится там. Геологоразведка, нефтяники и все причастные и непричастные к ним буквально испахали гигантские территории. Гусеничные вездеходы и многоколесные чудовищные транспортеры оставляют после себя24ЗР 2/98/ -Ж&) Of*EcrzCf/. л^-Л/еслг tfer»^,// 'сти при движении. Кажется, "Тайга" пройдет везде. К сожалению, не удалось проверить вездеход на плаву - впечатлений было бы больше. "ТАЙГА" НА РЫНКЕ Ирбитский мотозавод пробивается (не усмехайтесь) на западный рынок. Мг> тоциклы Урал" покупают в Германии США за ярко выраженный стиль "ретро" Само качество машин в последнее время выросло - иначе торговать с заграницей было бы просто невозможно. Сказалось это и на "Тайге". Новый "ураловский" двигатель жидкостного охлаждения стал надежнее. Тем не менее завод ищет ему альтернативу. Желательно дизель - по этому поводу ведутся переговоры с "Мицубиси". Нынешний "родной" мотор хорош для жителей глубинки: он с одинаковым удовольствием поедает любой бензин, не нуждается в хороших маслах, да и починить его можно просто в сарае с минимальным набором инструмента. С запчастями, естественно, проблем нет. Заказчика посолиднев, возможно, больше устроит дизель с его большим ресурсом и надежностью. Конструкторы рассматривают варианты вездехода с гребным винтом, подвеской, резиновыми гусеницами. Однако все это приведет к удорожанию машины и увеличению ее веса. Скорее всего, выпускаться будут несколько вариантов "Тайги" - кому какой понравится. Директор торопит КБ, торопит завод: надо осваивать рынок. Поэтому пока "Тайга" идет в продажу с букетом "детских болезней", мелких, но досадных, о которых шла речь выше. Будем надеяться, что они не станут хроническими, благо, устранить их - дело не хитрое. Одна проблема остается - внешний вид. В условиях рынка любая машина должна иметь свой узнаваеТехническая характеристика вездехода "Тайга" Общие данные: снаряженная масса - 1200 кг; грузоподъемность - 500 кг; среднее удельное давление на грунт - 0.2 кгс/см 2 ; максимальная скорость - 40 км/ч; емкость топливного бака - 70 л; запас хода по дороге - 280 км Размеры, мм: длина - 4100; ширина - 2250; дорожный просвет - 330 мм Двигатель: четырехтактный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндр ров; рабочий объем - 649 см 3 ; максимальная мощность - 32 л.с."Салон". Минимум комфорта искупается максимумом проходимости.Моторный отсек "Тайги". Здесь знакомый "ураловский" двигатель, но с водяным охлаждением.скользкую горку. Сворачиваю с дороги. Поле перепахано глубокими бороздами, заросшими пожухлой уже травой. Пускаю вездеход по диагонали через канавы. Плавно покачиваясь, он бежит себе вперед. Кажется, для него поле, где мгновенно сядет УАЗ, - семечки. Прибавляю газ. "Тайга" тут же начинает "козлить" - сказываются отсутствие подвески и небольшая длина. Посадка почти вертикальная, на сиденье удержаться можно, крепко вцепившись в руль, поскольку оно расположено довольно высоко над полом, и хорошенько упереться ногами при тряске не получается. Пассажир же держится за поручень. Что еще бросилось в глаза при первом знакомстве? Бачок для тормозной жидкости, расположенный на полу прямо у единственной педали, водитель запросто может сбить большим кирзовым сапогом, а пассажир таким же сапогом - оторвать термостат, зацепившись за патрубок при тряске. Летом за рулем будет жарко: радиатор с электровентилятором расположен тут же, под ногами. Кресла - те, что были под рукой, от мотоколяски. Не помешали бы машине дуги безопасности на случай, если перевернется. Это хоть и маловероятно, но все же возможно. Неплохо бы защитить экипаж от непогоды. А то вездеход до предела спартанский - даже ветрового стекла нет. Все неудобства, однако, с лихвой окупаются чувством вседозволенно-мый и привлекательный облик. Вездеход конструировали в спешке, форсированно и об этом просто не успели подумать. Так может быть, стоит объявить конкурс на создание дизайна "Тайги"? Козыри вездехода очевидны и неоспоримы: небольшой вес, простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность, сравнительно большая грузоподъемность при высокой проходимости и дружелюбии к природе. Цена, правда, "кусается" - примерно $8500, но все познается в сравнении. Аппарат, который может составить конкуренцию "Тайге", выпускают в Канаде. Называется он "Арго" (ЗР, 1997, № 8). Однако, в отличие от отечественного вездехода - по сути дела небольшого грузовичка, - "Арго" скорее напоминает прогулочную машинку. У него тоже мотоциклетный двигатель и цепной привод на колеса, и он тоже плавает. Однако габаритные размеры меньше. И трудно представить себе бородатых таежных мужиков с лопатами, топорами и бензопилами на этой стеклопластиковой игрушке. Кроме того, цена "Арго" - о т $17 000 до $22 000! Что ж, будем надеяться, что плавающая "Тайга" поможет выплыть из кризиса ирбитскому заводу."Неладно скроен, да крепко сшит" - вездеход "Тайга"в действии.