114
115
116
ШШМ»&№*ЬША1.НШЛОМСК:Об автомобильной жизни города, претендующего на звание "столицы Сибири".Леонид САПОЖНИКОВ, Аркадий КОЗЛОВ. Фото авторов и Э.ШТРИХИСавинаОНЕМНОГО ИСТОРИИ мск лежит к западу от Новосибирска в том месте, где Транссиб пересекает Иртыш. В 1716 году посланец Петра Первого полковник Бухгольц заложил здесь крепость и, долго не думая, назвал ее в честь притока Иртыша - реки Омь. В крепости, как положено, был тюремный острог, который вошел в историю: с 1850 года в нем отбывал четырехлетнее заключение Достоевский. С Омском тесно связаны и другие блестящие имена. Здесь родился художник Врубель, руководил военным оркестром композитор Алябьев, несколько лет трудились в "шарашке" НКВД "враги народа" Туполев и Королев. Из Омска уехали в столицу блистать на всю страну артисты Михаил Ульянов, отец и сын Дворжецкие, сестры Аросевы, Спартак Мишулин. Местные жители любят вспоминать (теперь уже без оглядки по сторонам), что Омск и сам целый год был столицей: до ноября 1919-го здесь находилась резиденция Верховного правителя России Александра Колчака... Почему же почти ничего не знаем о столь интересном городе? С тех пор, как в 1941-м в Омск было эвакуировано много военных заводов, над ним на полстолетияДля справки. Население -1 280 000 человек. 2 Площадь - 560 км . Легковых автомобилей - 155 210. Грузовиков - 24 316 . АвтобусоЕ - 6 226.опустилась плотная завеса секретности. Еще бы: аэрокосмическая промышленность, танковый завод, объединение по выпуску авиационных двигателей... СЕКРЕТ МЭРА Шк^тШйш начала проедем по Омску, чтобы просто понаблюдать за его автомобильной жизнью. Зимой в Сибири можно обходиться без термометра: чем холодней, тем больше облако пара за каждым автомобилем. Кстати, из-за низкой влажности даже тридцатиградусный мороз не отличается здесь свирепым нравом. Естественно, в безветренную погоду. Омичи - люди сдержанные, спокойноСдоброжелательные. Это проявляется ив манере езды. Терпеливо пропускают имеющих преимущество и, что особенно бросается в глаза, законопослушно подают сигналы поворотов. Даже не верится, что при такой идиллии бывают тяжкие ДТП: в 1997 году на улицах города погибло более ста человек. Манера манерой, а ведь количество машин за пять последних лет увеличилось в полтора с лишним раза. Сегодня на 1000 омичей приходится 121 легковой автомобиль - цифра по отечественным меркам немалая. Из иномарок больше всего "той- О*сJ flo/)'ty \К ПОРТРЕТУот". Но на втором месте "форды" из ФРГ, а за ними "ауди", "ниссаны" и БМВ. Как нам объяснили, Омск - самая восточная точка влияния германского автопрома. С Новосибирска уже начинается явное засилье "японцев". Этот раздел не случаен: дорога от Омска на восток по Новосибирской области имеет два недостроенных участка длиной примерно 30 км каждый. Проехать без проблем там можно только зимой. Ожидается, что строительство закончат в начале 1999 года, и тогда сравнительно дешевый японский "секонд-хэнд" хлынет на омский авторынок и далее везде. Если, конечно, покупателей вновь не напугают разговорами о запрете правого руля... По Омску мы колесили то на "рафике", то на "Волге" и за пять дней, к своему изумлению, обнаружили только одну выбоину (перед железнодорожным вокзалом). На проезжей части не видно даже заплат. У местных дорожников отсутствует само понятие "кусочно-ямочный ремонт" - постыдное, но столь привычное в Европейской части России. В беседе с мэром города Валерием Рощупкиным мы совершенно искренне сравнили омские дороги с варшавскими. - Ну, не совсем так, они у нас еще поганенькие, - пококетничал мэр. А потом открыл секрет. Многие предприятия пока не могут уплатить налоги в городской бюджет, и эти их долговые обязательства город сумел частично продать, а частично обменять на материалы для строительства дорог. После этого, не соблазнившись дешевкой, закупили современную технику. Из ФРГ пришли ремиксеры для восстановления дорог методом переработки старого асфальта. Вот почему нет выбоин и заплат. Кстати, себестоимость такого ремонта на 40% ниже нашей обычной. - Чтобы повысить пропускную способность дорог, - говорит Рощупкин, - надо не только их улучшать, но и убрать с проезжей части пешеходов. В ближайшие три года мы построим 56 подземных и надземных переходов. Любопытно, что к этому проекту в Омске привлекли психологов. Не зарубежных, а своих, знающих характер российского человека. Их вывод: подземные переходы у нас популярны, поскольку вниз спускаешься легко и беззаботно, а там уж, некуда деться, пойдешь вверх. Надземные же начинаются с подъема, а потому многие не захотят ими пользоваться и будут перебегать дорогу... А вы говорите - "умом Россию не понять!". НОРМАТИВ ПО "ЗАЙЦАМ" едор Михайлович Достоевский, присмотревшись к Омску, писал: "Несмот ря на холод, служить здесь чрезвычайно тепло. Люди живут простые, 'нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освященные". В общем, консервативный (в хорошем смысле слова) регион. Или, как нынче предпочитают говорить, стабильный. В этом, как считает Рощупкин, одна из причин внимания к Омску на Западе. Два года назад его приняли в "Метрополис" клуб столиц мира со штаб-квартирой в Париже. Примерно тогда же он получил льготный кредит Всемирного банка на покупку 300 городских автобусов "Мерседес". У читателя наверняка возник вопрос: как это, Омск - в клубе столиц? Дело в том, что "Метрополис" несколько расширил рамки, приняв в свой состав семь нестоличных, но уважаемых городов - от Нью-Йорка и Монреаля до Омска. Вот так и получилось, что Рощупкин вдвоем с Лужковым представляют там Россию. Кроме дорог, в Омске приятно удивляет общественный транспорт. И прежде всего многочисленные автобусы (каждый день выходит на линию около 1100). Среди них все меньше чадящих и содрогающихся ветеранов. Вместе с "мерседесами" турецкой и голицынской сборки по городским маршрутам ездит уже не меньше сотни чешских "карос". В каждом автобусе - кондуктор, ибо одно из условий Всемирного банка гласит: количество безбилетников не должно превышать 10 процентов. КАРТИНКИ С АВТОРЫНКА втомобильных дилеров в Омске пока немного, хотя процесс, как говорится, пошел. Так, в дни нашего пребывания открылось представительство "УзДэу", предлагающее "Нексию", "Тико" и микроавтобус "Дамас". Цены, конечно, не узбекские, но все же ниже московских: "Нексия 1,5 GL" - 64 тысячи рублей, "Тико" - около 37 тысяч.АНанеся узбекско-корейским сибирякам визит вежливости, мы отправились на авторынок. Он сравнительно невелик и по-сибирски спокоен. В киосках и прямо "с рук" продают всяческие запчасти - часто, как водится, сомнительного качества. Коробейники стойко, как оловянные солдатики, дежурят у своих раскладок. Экипированы они на славу: тулупы, валенки, меховые шапки. Интересно, при каком морозе рынок прекращает функционировать? При тридцатиградусном он еще вовсю работал. десять машин, четыре-пять из них милиция находит. ДАЕШЬ «ЖИВЫЕ ДЕНЕЖКИ»! Три омских завода имеют прямое отношение к автомобилям: нефтеперерабатывающий, шинный и коробок передач. Говорят, в 50-е годы Омску (вернее, его партийному руководству) была предоставлена возможность выбора между строительством нефтезавода и академгородка. Бензин тогда стоил копейки, но выбрали завод, поскольку классовая структура населения города и без того имела "перекос" в сторону интеллигенции. Академгородок остался Новосибирску... Омский нефтезавод по мощности четвертый в мире. Даже сейчас, когда его возможности используются далеко не полностью, он перерабатывает в сутки 50 тысяч тонн нефти. Причем глубина ее переработки - самая высокая в России (до 80%). В 1996 году завод произвел больше 4 миллионов тонн бензина, из них 10% неэтилированного. В прошлом году доля бессвинцового бензина увеличилась до 40% - не потому ли, что растут его поставки в Москву? В самом Омске этилированный бензин пока не запрещен. Цены топлива на АЗС в среднем таковы: А-80 - 1 руб. 30 коп., АИ-92 - 1 руб. 60 коп., АИ-96 - 2 руб. 40 коп., дизтопливо - 1 руб. 90 коп. На трассах области заправка обходится несколько дороже, но без горючего нигде не останешься. Омский шинный завод (ныне АО "Омскшина") может выпускать в год до 4 миллионов шин, не считая велосипедных. А делает чуть больше миллиона. Глубокий кризис позади, но встать на ноги мешают фирмы-монополисты, прибравшие к рукам источники натурального каучука и других важнейших компонентов. ЗаводАвтомобилей для продажи не очень много (в среднем 700—800 в день), но они самые разные. Среди отечественных, как везде, доминируют ВАЗы, импорт же более-менее поровну представлен европейскими и японскими марками. Встретился нам и заокеанский "Линкольн-Таункар", невесть каким ветром занесенный в сибирские степи. На рынке работает отделение РЭО ГАИ - печально известной российским автомобилистам службы регистрации транспорта, Но здесь, представьте, обходятся без очередей и нервов. Инспектор принимает для сверки одновременно два заявления: от продавца о снятии с учета и от покупателя о постановке на учет. Таким простым способом очередь сокращается вдвое. Кроме ГАИ, на рынке расположились отделение Сбербанка, нотариус, пункт обмена валюты и даже консультант из таможни. А значит, прямо на месте можно покончить со всеми формальностями - на это уходит какой-нибудь час-полтора. Антон Чехов, проехавший в 1890 году через всю Сибирь, писал в путевых очерках: "По всему тракту не слышно, чтоб у проезжего что-нибудь украли. Нравы здесь в этом отношении чудесные, традиции добрые". С тех пор нравы весьма изменились, особенно за последние 80 лет. Все же отметим справедливости ради, что добрые традиции остались: количество угонов в Омске по европейским понятиям незначительное. За неделю исчезает в среднемвыпускает "обувь" для автомобилей, автобусов, тракторов и другой сельхозтехники, для мотоциклов и даже для самолетов. Но главное внимание вынужден уделять шинам для легковых машин, потому что, к ак * выразился шеф маркетинговой службы АО, "это живые денежки". Ежегодно "Омскшина" осваивает шесть-восемь новых моделей. Сейчас ставит на производство шины для ВАЗов и "Оки" (высокоскоростные всесезонные), для "Таврии" и "Запорожца" (с зимним рисунком под шипы). Не забыт и ЗИЛ-5301 ("Бычок"). Есть у завода СП со словацкой фирмой "Матадор". Ассортимент его продукции пока узок - "жигулевские" шины, зато годовой выпуск достиг 400 тысяч. * Рисуя даже беглыми штрихами автомобильный портрет Омска, нельзя умолчать о заводе коробок передач. Хотя он, будучи плотью от плоти военно-промышленного комплекса, привык к безвестности. Когда "Ижмаш" приступал к выпуску "Москвича-412ИЭ", производство важнейших агрегатов поручили заводам ВПК. Подвеску стали делать в Перми, двигатель - в Уфе, а коробку передач "повесили" на Омское моторостроительное предприятие им. Баранова. Так в марте 1967 года под крылом создателей двигателей ^ для МИГов и СУ возник земной и по сути своей несекретный, но все равно закрытый завод. В лучшие времена здесь делали 350 тысяч "москвичовских" коробок в год, а сейчас - только 45 тысяч. Четырехступенчатые, для моделей 412 и 2140, поставляют в основном в торговлю, а пятиступенчатую - "Ижмашу" для "Орбиты". Ижевск нередко рассчитывается за коробки автомобилями, и омские коммерсанты хорошо знают: популярный "каблук" дешевле всего "у Баранова" (24 500 рублей). Директор Виктор Созин согревал нас в холодном кабинете чаем и рассказывал, что завод не сдается: освоил рулевые пальцы для КамАЗа, зиловские поршни... ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ день отъезда мы случайно увидели в одном из кабинетов мэрии свежий факс: "Сообщаем, что сотрудником Главной Крымской астрофизической обсерватории Бурнашевой Беллой Алексеевной открыта малая планета, зарегистрированная в Международной книге малых планет под № 3406 и назван- • ная в честь города Омска - "Омск". Вот и вышел город в космос нежданно-негаданно... Что ж, удачи тебе, малая планета!ВЗР 298