112
113
ХОББИУМНЫЙ ВГОРУ НЕ ПОЙДЕТ, А ПОЕДЕТ?К тому, о чем пойдет речь, можно относиться по-разному. Одни посчитают это чудачеством, другие вообще назовут "бредовой затеей", третьи будут восторгаться. Но как бы там ни было, никому еще не удалось вычеркнуть из жизни стремление людей свершить что-то необычное, невероятное, требующее полной отдачи ума и сил. А теперь представьте себе ревущее четырехколесное существо с десятью фарами-глазами, а рядом восьмерых исхудавших мужчин. Сентябрь, температура минус двадцать, высота - пять с половиной тысяч метров над уровнем моря. Существо это - "Ленд-Ровер Дефендер", взобравшийся своим ходом на восточную вершину Эльбруса. А восемь мужчин - экипаж: альпинисты и автогонщики Олег Богданов, Александр Абрамов, Александр Копылов, Александр Коваль, Василий Елагин, Константин Брусков, Николай Никульшин и его семнадцатилетний сын Алексей. Начиналось все весело - искушенным альпинистам надоело ходить на Эльбрус пешком, и они решили... ехать на машине. К тому же в горах нет дорожных знаков и ГАИ, что всегда приятно. Но первая попытка в сентябре 1996 года поубавила эйфории. Машина смогла дойти только до станции "Кругозор" (3200 м) - завязла в снежных заносах. Вышел из строя передний привод. Пришлось заняться техникой. Доработку машины доверили небольшой фирме в Бирмингеме. Через год автомобиль, стоимостью под 90 тысяч долларов, обвешанный всевозможными приспособлениями, облепленный наклейками спонсоров, направился в Приэльбрусье. Стартовали со станции Азау (2800 м) 1 августа. Первую тысячу вертикальныхРекорд джипа, побывавшего на высшей точке Европы, может быть занесен в Книгу рекордов Гиннесса.А ннаКарабаш , Никита Чарторижский . Ф ото авторов и Дмитрия Шолгановаметров "Ленд-Ровер", поблескивая на солнце амуницией, преодолевал по крутой каменистой дороге. Тяжелые глыбы убирали ломами и домкратами. По знакомым с прошлого года камням джип взбирался резво. Уже 3 августа он был на горнолыжной базе "Бочки" (3800 м). Здесь самая легкая часть подъема кончилась. Но даже она стоила лебедки и заднего привода - поврежденные узлы пришлось менять. Дальше начался снег. Колеса автомобиля увязли - наст был совсем не тот, какого ожидали. Машину он не держал и только часа в три ночи подмерзал. Тогда, наконец, можно было на приспущенных колесах двигаться вверх. Так автомобиль дотянул до "Приюта-1Г - высокогорной гостиницы, из которой группы альпини- стов выходят на Эльбрус. В следующую ночь никто не спал, попеременно выглядывая на улицу, проверяя, подмерз ли снег. В третьем часу двинулись. Теперь тактику пришлось изменить: на склоне крепили "якоря "-трубы и цепляли за них трос лебедки. Короткими бросками по 30 метров (длина троса) "Ленд-Ровер" медленно полз вверх, проходя по 150-200 метров в день. Но уже 8 августа на скалах Пастухова прибегли к другому способу передвижения изменилась крутизна склона, автомобиль садился на "брюхо"' и тащил за собой горы снега. С такой тяжестью лебедка не справлялась. Назад поставили два дополнительных колеса, а на передних укрепили барабаны на них наматывался стальной трос. Его пропускали через альпийский блок и крепили за три "якоря". Таким образом, машина была всегда застрахована от срыва. Автомобиль шел на пределе своих возможностей. В очередной снежной берлоге повредили передний ШРУС; к счастью, внизу, в гостинице был запасной. Еще тяжелее было людям - чем выше, тем труднее дышать. На высоте 4000 м без серьезной акклиматизации находиться более трех дней просто опасно. Может начаться горная болезнь: силы не восстанавливаются, обыч- . _ ная для равнины нагрузка ка жется непосильной. Восхождение затянулось. Рассчитывали въехать за две недели, но лишь 23 августа "Ленд-Ровер" вышел на финишную "косую". Здесь понадобились трапы для преодоления трещин в леднике. Не выдержала нагрузки и вышла из строя раздаточная коробка. Что было делать? Пришлось лететь за ней в Москву. Восхождение приостановилось. А когда началось снова - в дело вмешалась стихия. Погода выделывала с джипом самое невообразимое. Гора обрушила на машину и экипаж тучи снега с ветром. Так продолжалось трое суток - столько времени люди провели в ледяной пещере. Сил оставалось все меньше: даже на то, чтобы одеться, уходило до двух часов - экономили на каждом движении. Изредка выглядывали наружу - проверить погоду. Голодом едва ли не более тяжелая задача, чем поднимать. 10 октября часть команды поднялась еще раз на вершину. С утра, не дождавшись остальных, решили спускать машину своими силами... И тут Эльбрус взял реванш: порвался трос, автомобиль стало разворачивать и он покатился вниз. Водитель, к счастью, успел выпрыгнуть. Через несколько секунд от джипа осталась только груда металла. Может быть, в Книге Гиннесса будет зафиксирову буквально отрывал бешеный ветер, ван и второй рекорд - "самая высокогорльдинки били в лицо, угрожая оставить ная авария". Во время экспедиции, и до нее, и после любопытного без глаз, уши закладывало от жуткого воя. Казалось, злые духи, по ребятам часто задавали вопрос: зачем вы местным поверьям живущие под двуглатащите машину на Эльбрус? Конечно, не в вым Эльбрусом, никогда не пустят дерзГиннессе дело. "Непросто сказать, почему я за это взялся. - отвечает Олег Богданов. ких покорителей наверх. И все же... И все же, назло всему и всем, 13 сенНаверное, для меня это был диалог с тября, спустя 44 дня после старта, в воБогом. Определенный этап жизни". У семь вечера "Ленд-Ровер" стоял на восОлега есть все основания так говорить. точной вершине! Но дикого восторга не "Колесное восхождение" на Эльбрус - не было и победные возгласы не разносипервое испытание, которое он сам себе лись над Большим Кавказским хребтом. выбрал. Еще работая в журнале "За рулем", Была смертельная усталость. А потом обОлег участвовал в скоростном пробеге Москва - Лиссабон, установив рекорд прорушились новые проблемы. Никто себе четко не представлял, как хождения трассы между самой восточной и доставить машину на землю. До последнесамой западной столицами Европы. Позже го момента надеялись на вертолет - наон с двумя коллегами проехал 10 тысяч кипрасно. А спускать "Ленд-Ровер" своим холометров из Москвы в столицу Нигерии Лагос, из них 2,5 тысячи по пескам Сахары. Так что Эльбрус стал для него как бы продолжением давно начавшегося. Кстати, ему и его товарищам на этот раз помогала фирма "Автодом".Вряд ли кто-то повторит этоЗР 2 98