СОБЫТИЕ"НИЖЕГОРОД МОТОРСПрезидент ГАЗа и исполнительный директор ФИАТа подписали 'свидетельство о рождении" нового автомобильного предприятия.Рассказав читателям журнала о совместном меморандуме ФИАТа и ГАЗа (ЗР, 1997, № 11), мы стали ждать февраля. Во время намеченного на этот месяц визита в Италию Президента России Бориса Ельцина предполагалось заключить договор о сотрудничестве двух предприятий-гигантов. Поэтому приглашение на церемонию подписания в декабре оказалось неожиданным.Тем не менее, в полдень 22 декабря под сводами зала торжеств заводского Дворца культуры президент ГАЗа Николай Пугин и исполнительный директор ФИАТа Паоло Кантарелла скрепили своими автографами документ, засвидетельствовав рождение в России нового автомобильного производителя. Перенос сроков многозначителен сам по себе. В прежние времена полной го-Исторический для двух автогигантов момент: Николай Пугин (слева) и Паоло Кантарелла подписывают договор о создании "Нижегород моторе".сударственной собственности столь крупный контракт неизбежно нес на себе печать государственной важности со всеми сопутствующими атрибутами. Теперь бизнес больше не отождествляется с государством, экономика отдаляется от политики.МАРЕА", "ПАЛИО"ФИАТ-Сьена'получили вид на жительствонешнее состояние дел таково, что через некоторое время, по всей видимости, каждая шестая из выпускаемых в России легковых машин будет из новой итальянской "волны". В ней два семейства. Первое из них - "Палио" - "Сьена". Эти машины созданы в рамках нашумевшего фиатовского проекта "всемирного автомобиля" и предназначались для заводов концерна, расположенных в Бразилии, Аргентине и Польше. Рождались они не на пустом месте: основой послужил "Уно" - модель, уже выпускавшаяся на этих предприятиях. (Напомним, в самой Италии "Уно" не делают с 1994 года.) Таким образом, "платформа", хотя и модернизированная, в основном осталась прежней. Это, надо думать, не случайно - полностью переоснащать производства в "дальних странах" довольно накладно, тем более что техника "Уно" в этом классе машин все еще может считаться современной. В то же время кузов автомобилей изменен полностью: в рамках проектаТеперь им осталось "собрать вещички" и... двигать к нам, в Нижний Новгород. Мы же, чтобы подготовиться к их приезду, посмотрим, а кто они, собственно, такие. Сразу можно заметить, что корни у всей троицы итальянские. Однако если "Мареа" - стопроцентный житель Апеннинского полуострова, то остальные двое - хэтчбек "Палио" и седан "Сьена" - здесь только родились, а потом удалились в дальние страны. Впрочем, оставим шутливый тон: ны-4ЗР 2/98 НАРУШАЕТ ПРОТОКОЛНет необходимости ждать встречи глав государств, если все вопросы решены и можно приступать к работе. Время, как известно, деньги! Отвечая на вопрос одного из журналистов, что же будет подписано в феврале, президент ОАО ТАЗ" пошутил, что у них с синьором Кантареллой всегда найдется что подписать - в ходе совместной работы вопросов возникает немало. Теперь о проекте можно говорить подробнее. И хотя основные цифры уже опубликованы, прозвучавшие комментарии позволили оценить их по-другому. Было несколько раз подчеркнуто, что Т!ижегород моторе" - это неГАЗЛегковой .машиной ГАЗа остается "Волга". Но ГАЗ играет в проекте важную роль. Речь не о начальных вложениях: ФИАТ приходит с лицензией на объект (вернее, на объекты) производства, ГАЗ - с производственным корпусом, все трое (включая Европейский банк реконструкции и развития - ЕБРР) вкладывают и "живые деньги". Оба автостроителя весьма скептически относятся к "отверточной технологии". Этот факт и поднимает роль ГАЗа. Первый автомобиль намечено собрать в конце 1998 года. Какой именно модели - решат в рабочем порядке; пока лишь подтвердили намерение выпускать седан "Сьена", универсал "Палио-Уикэнд" из того же семейства (напомним, это класс "Самары") и более солидные машины "Мареа" (седан) и "Мареа-Уикэнд" (универсал). Более важно, что первенец уже будет состоять на одну пятую из российских комГплёктующйхПТи один из "отверточных проектов" такого не предусматривает. Как отнестись к обещанию довести за пять лет уровень местного производства до 80 процентов? Во-первых, ГАЗ многое умеет делать сам, во-вторых, ФИАТ намерен привести в Россию своих поставщиков и помочь им организовать совместные предприятия с близкими по профилю российскими заводами. В частности, был упомянут традиционный партнер ФИАТа по электрооборудованию - "Маньети Марелли". Присутствовавший на церемонии директор Российского департамента ЕБРР Рейнхард Шмольц подчеркнул, что это первый столь крупный российский проект, не связанный с нефтяным бизнесом, куда его банк вкладывает деньги. Но банку уже приходилось иметь дело с ГАЗом - сомневаться в партнерах нет оснований. Как всякое автомобильное производство, "Нижегород моторе" требует больших инвестиций (напомним, ^общая стоимость проекта - 850 млн. долларов). Однако расчеты показывают, что и окупаемость высока - через четыре года новый завод начнет приносить прибыль тем, кто вложил в него средства. Налаживая выпуск комплектующих для ФИАТа, ГАЗ просто вынужден будет обзаводиться современными технологиями, которые сыграют свою роль ив улучшении имиджа "Волги". Именно rjpopbiB к новым технологиям, культуре произволства, организации продаж и сервиса является главнымдпя! АЗа в данном проекте. Это позволит сохранить одну из национальных марок, к тому же совсем в ином качестве. (Как тут не вспомнить, что на автозаводе в Нижнем будет организовано легковое производство № 2 - для "Волги" ГАЗ-3111. Итальянские технологии должны поспеть как раз к ее запуску на конвейер.) Пожалуй, наиболее часто в зале звучало слово "быстро". И не с оттенком удивления - дескать, как быстро сумели подготовить контракт! - а скорее с чувством неудовлетворенности: надо бы еще быстрее. Быстрее оживить важную отрасль промышленности, быстрее дать российскому автомобилисту современный автомобиль, быстрее организовать новые рабочие места, быстрее подготовиться к жесткой конкуренции. Между прочим, это ключевое в тот день слово (по-итальянски - "престо") вполне уместно будет ив названии автомобиля. Увидишь "ФИАТ-Мареа Престо", значит - сделано в России, на заводе "Нижегород моторе".•дцатиклапанной головкой и развивает уже 76 кВт/103 л. с. (а в Бразилии - дабыли разработаны и седан, и универже 78 кВт/106 л. с ) . В то же время сал, и хэтчбек - такого разнообразия только бразильцам доступен "Палиовариантов у самого "прародителя" не 1,5" и никто, кроме поляков, не выпусбыло. кает "Сьену-1,4Е1.". Вскоре производство "Палио" наРазличия, однако, не только в чалось в Бразилии и Аргентине, а этом. Оказывается, "всемирный авто"Сьена" с сентября прошлого года вымобиль"... не предназначен для Европы пускается в Польше и, опять же, Ар(по крайней мере Западной)! Единстгентине. Принадлежа к одному семейвенный из всего семейства, сюда поству, машины весьма похожи внешне, ставляется бразильский универсал но по комплектации несколько разли- "Палио-Уикэнд" с уже упомянутым шечаются. Скажем, только в Аргентине стнадцатиклапанником (но 106 л. с ) , а делают "Палио" с двигателем 1,6 л также с мотором ФАЙР 1,2 л (55 кВт/75 мощностью 59 кВт/80 л. с. с двумя клал. с.) и турбодизелем 1,7 л (51 кВт/70 л. панами на цилиндр, в остальных страс ) . Вряд ли российскому покупателю нах этот мотор комплектуется шестна- придется выбирать из всего многооб-СЬЕНАКаркас кузова универсала "Палио-Уикэнд". разия модификаций - ведь, скажем, хэтчбек в Нижнем производить не собираются, хотя в Южной Америке такой вариант "Палио" есть. Что же касается "Мареа" и "МареаУикэнд", то об этих машинах вы можете прочитать соответственно в этом номере на стр. 13 ив ЗР, 1997, № 12. Здесь лишь добавим, что они построены на платформе известного семейства "Браво-Брава".ЗР 2/985