36
37
38
1./Ш/Ш/--Ы•СМАРТ* - ^ е ^ Ч КА »весной нач родажи №&Михаил ГЗОВСКИИ. Фото фирмы Городской автомобиль недалекого будущего. Каким он должен быть? Совсем не просто ответить на этот вопрос, хотя и существует несколько основных требований, которым должна отвечать современная городская машина. Во-первых - это компактность. Во-вторых - экономичность. В-третьих - экологическая чистота. Основываясь именно на этих "трех китах", немецкий концерн "Даймлер-Бенц" и швейцарская компания SMH (известная в мире в первую очередь своими часами "Омега" и "Свотч") еще в апреле 1994 года решили создать автомобиль, который заставил бы по-иному взглянуть на проблему передвижения в городе. Техническая компетентность "Даймлер-Бенц" вкупе с нестандартными дизайнерскими решениями SMH, а также накопленный швейцарцами опыт в области микроэлектроники позволили сконструировать уникальную машину, получившую название "Смарт" (на русский это можно перевести как "умный"). "Смарт" - стопроцентный "европеец". Машину разрабатывали в Германии, ее вьь_ пуск налаживают во Франции, а главный офис совместного предприятия, названного МСС (Микро Компакт Кар), расположен в Швейцарии. _Для производства автомобиля используют вьюокопрочнью сплавы, а также экологически чистые современные пластики и ткани. Основу кузова составляет особо жесткая металлическая рама-каркас, к которой крепятся пластиковые кузовные элементы. При этом рама прекрасно противостоит деформациям и успешно защищает пассажиров в случае аварии. Сзади и спереди она дополнена специальными энергопоглощающими панелями, наличие которых предохранит кузов от повреждений при столкновении на скорости до 15 км/ч. Кстати, конструкторы намеренно не стали слишком облегчать машину - это позволяет защитным зонам кузова деформироваться и поглощать энергию удара, уменьшая тем самым нагрузки на пассажиров. Дизайнеры, придавшие совершенно' оригинальный облик микроавтомобилю, решили, что каркас может быть использован еще ив декоративных целях. Они сделали его легко различимым как снаружи, так и36ЗР 2/98<?„Soutfcr"?+0****V****,„JOCK внутри машины путем выбора окраски, не совпадающей с основной, использованной для кузова. Каркас может быть окрашен в один из 'двух предусмотренных для него цветов - антрацит или бриллиантово-серебристый, в то время как сам кузов - в один из четырех: белый, желтый, красный, черный. Нетрудно посчитать, что всего возможны восемь вариантов Но это пока, а там видно будет. Одно из основных и бесспорных преимуществ "Смарта" - его габарит. При длине 2,5 ми ширине 1,55 м машина с легкостью маневрирует в плотном пол-оке и без труда найдет место для парковки в городской тесноте. Столь скромные размеры, тем не менее, позволяют комфортно разместиться в автомобиле двоим взрослым пассажирам, а необычная компоновка обеспечивает великолепный обзор и пассивную безопасность. Салон автомобиля лишен каких бы то ни было излишеств, он максимально функционален и продуман до мелочей. Найдется в нем место и для пары чемоданов, а если сдвинуть вперед пассажирское сиденье, то объем багажника увеличится до... 550 литров! В такой машине .это впечатляет.Каркас кузова прочен и легко выдер: стандартные крэш-тесты.Отличие "Смарта" от большинства нынешних автомобилей состоит ив том, что двигатель и коробка передач, скомпонованные в один узел, находятся в задней части машины ив случае столкновения "уходят" вниз, не вторгаясь в салон. Кроме того, машину серийно комплектуют полноразмерными подушками безопасности для водителя и пассажира, алюминиевыми усилительными балками в дверях и преднатяжителями ремней. Антиблокировочная система также серийная, а дополнительно можно заказать и боковые подушки безопасности. В качестве силового агрегата использован трехцилиндровый бензиновый двигатель с турбонаддувом рабочим объемом 600 см 3и мощностью 55 л.с, позволяющий развивать максимальную скорость 130 км/ч (затем срабатывает электронный ограничитель) и разгоняться до 60 км/ч за семь секунд. При этом максимальный расход топлива не превышает4,7 л/100 км. Готовится к выпуску и вариант с дизельным двигателем аналогичного объема (и тоже с турбонаддувом), потребляющий чуть более трех литров топлива на те же 100 километров. Любопытно, что машина имеет привод на задние колеса, а коробка передач (естественно, пятиступенчатая) работает в паре с автоматическим сцеплением: для включения повышенной передачи водителю требуется лишь сдвинуть рычаг на себя, а пониженной - "от себя". "Даймлер-Бенц" и SMH не намерены останавливаться на достигнутом и планируют создать к 2000 году гибридный силовой агре-ЗР 2/9837 формацию о местонахождении машины, дорожной ситуации, связаться с полицией или службой медицинской помощи. "Концепция мобильности", как считают ее создатели, позволит владельцу путешествовать со "Смартом" по всей планете. Представьте себе: водитель малютки паркует ее в специально отведенном отсеке самолета, и она летит вместе с ним в любую точку мира. Или другой вариант. В крупных европейских городахСпидометр и блок контрольных ламп. Когд похожий щиток был на ГАЗ-21... Рычаг переключения передач и замок зажи ния рядом с ним. Чем-то напоминает СА правда? Силовой агрегат "Смарта".планируется создать сеть стоянок, где в любое время можно взять "Смарт" напрокат. Пока это, конечно, лишь планы и перспективы, а вот выход завода по производству "умников"на проектную мощность - 200 тысяч автомобилей в год - дело ближайших лет. По заверению представителей компании, розничная цена "Смарта" в самой дорогой комплектации не превысит 20 тысяч немецких марок, что вполне по карману среднестатистическому европейцу. Мы хотели завершить статью на том, что новый микроавтомобиль, судя по всему, будет пользоваться в Европе высоким спросом. Однако последующее развитие событий показало, что его перспективы далеко не так безоблачны. Сперва автомобильную прессу облетело сообщение, что у "Мерседеса" А-класса есть проблемы с активной безопасностью - проще говоря, автомобиль недостаточно устойчив. Это многих заставило ик "Смарту" отнестись с известной долей предубеждения - технический родитель-то у этих машин один, "Даймлер-Бенц". И вот итальянская печать сообщает, что в аналогичных режимах "Смарт" ведет себя подобно А-классу. Конечно, следует учитывать, что итальянцы (и не без оснований) считают себя лидерами в европейском производстве микроавтомобилей и весьма ревниво относятся к возможным конкурентам. Тем не менее в одном из ближайших номеров мы постараемся изложить свою точку зрения по поводу сложившейся ситуации. Сейчас же только заметим - будет очень жаль, если смелая (и амбициозная) попытка "Мерседеса" вырваться из рамок известного стереотипа "производителя машин для богатых" потерпит неудачу.гат с минимальным содержанием вредных веществ в выхлопных газах. Вообще, при разработке "Смарта" его создатели ни на минуту не забывали об экологическом факторе. Двигатель автомобиля получил сертификат экологической чистоты, а 95% материалов, из которых делают кузов и детали салона, пригодны для переработки и последующего вторичного использования. Авторы конструкции автомобиля предложили так называемую "концепцию мобильности" с использованием ряда оригинальных устройств, помогающих водителю в сложных ситуациях. Система включает сотовый телефон и способна в считанные секунды передать ин-ЗР 2/98