81
82
Ш,Ы!ШЛ:М!Н.УЩ1Ш!•СПИДОМЕТРЫ ТАХОМЕТРЫ АМПЕРМЕТРЫАнтон УТКИНсделать 1000 оборотов/Однако в спидометрах автомобилей конструкции 60-х годов ("Волга", УАЗ, ИЖ, грузовики) это число меньше - 624. В них трос спидометра делает 1000 оборотов не на 1 километр пути, а на 1 сухопутную милю (1609 м). В свое время, копируя американские автомобили, наши конструкторы оставляли в коробке передач "американский" редуктор (привод) и переделывали лишь сам спидометр - так было проще. Если поставить на "Волгу" спидометр, к примеру, от "Жигулей", онбудет занижать скорость в 1,6 раза' зато счетчик пробега (иногда его называют одометр) начнет точно ртсчитыв ть мили. Об этом следует помнить владельцам иномарок и реэкспортных автомобилейЩиток приборов 17.3805.• Комбинация 151.3801.приборов0ВАЗа, поступивших из Америки, Англии, Канады и других стран, где принято дюймовое исчисление. У таких "жигулей" и "самар" в одометре свой мильный редуктор с передаточным числом 1600, а в коробке передач - стандартный. Встречаются эти необычные комбинации приборов ив запчастях на рынках. Так что будьте внимательны. У спидометров новейших моделей автомобилей (ВАЗ-2110, ГАЗ-3110) путаницы Автомобильные контрольно-измериных автомобилей, а также все КИП в их сос передаточными числами уже не будет тельные приборы (далее КИП) разделяют ставе делает владимирский завод АП "Авони электронные. Получая сигналы от устана две группы - указывающие и сигнализитоприбор". Для московских ЗИЛа и АЗЛК, а новленного на коробке передач датчика рующие. Первые, обычно стрелочного титакже ЗАЗа и РАФа приборы поставляет Холла, такой прибор преобразует их в попа, информируют водителя о значении изрижский АЭП (ныне RAR). "Ижмаш", как стоянное напряжение. Частота импульсов меряемой величины. Вторые - подают сиг- оборонное предприятие, получает их от и определяет показания скорости и пробенал о возникновении аварийного режима в бывших коллег - завода "Точмаш" (Владига. По международному стандарту, на кажработе какой-либо системы автомобиля. мир). Последний нынче кое-что подкидыдый километр пути датчик должен посылать 6000 импульсов. Все КИП по нормали ОН 025215-69 вает и "Москвичу". Самый главный прибор автомобиля, относят к группе деталей "38". Эти две Следующий параметр спидометра цифры вы всегда увидите в маркировке на конечно, спидометр (подгруппа 3802). его посадочный диаметр. Разумеется, это приборе сразу после точки. Собирают их Чаще всего у него механический привод применимо лишь к корпусным приборам на заводах как в корпусах, так и без них. гибким валом от коробки передач. Но на (85, 98, 100, 125, 130, 140,165 мм). ОриенКорпусные помещают на панелях автомокрупных грузовиках и автобусах спидотируясь на диаметр, передаточное число и билей или каждый в отдельности, или на метры с электроприводом. В таких машимаксимальную скорость на шкале, можно специальных щитках*, как, например, на нах мотор и коробка расположены далеко легко подобрать спидометр вместо неисУАЗе. Но на большинстве современных авдруг от друга и слишком длинный трос меправного штатного. томобилей КИП - бескорпусные. Монтиружду ними работать будет недолго. Бескорпусные спидометры, как правиют их в комбинациях приборов. Щитки и Важнейший параметр спидометра ло, невзаимозаменяемы, да ив продаже комбинации для большинства отечествен- (счетчика пробега) - передаточное число попадаются редко, поэтому меняют их его внутреннего редуктора. Как правило, обычно в сборе с комбинацией приборов. 'Щиток приборов (подгруппа 3805) - это металлическая кононо равно 1000. По международному станСтоят спидометры от 20 за бескорпусный струкция, на которой закреплены прижимными планками стрелочные приборы и контрольные лампы в индивидуальдарту, на каждую линейную единицу пройдля ижевского "Москвича" до 160 рублей за ных корпусах. Комбинация приборов (подгруппа 3801) - комденного автомобилем пути (например, кикорпусный от ГАЗ-31029. Применяемость пактный пластмассовый блок указателей и контрольных ламп, закрытый общим стеклом. лометр) приводной вал спидометра должен спидометров - в табл. 1.О километрах и милях на циферблатах спидометров и других полезных вещах - в очередном обзоре приборов электрооборудования.Sч4>ЗР 2/9881\V Спидометр СП135 в корпусе.Тахометр ТХ200 бескорпусный.Гибкий вал ГВ124-Е.Амперметр АП110.Гибкие валы привода спидометров (подгруппа 3819) для большинства отечественных автомобилей делает завод ЛЭТЗ в Лысково Нижегородской области и отчасти АЭП в Риге. Все валы одинаковы по конструкции и отличаются только длиной. Если штатный купить не удалось, то подойдет немного больший по длине. Присоединительные размеры оболочек большинства валов одинаковы: резьба гайки ниппеля со стороны привода - М22х1,5, а со стороны спидометра - М18х1,5. Исключение - тросики автомобилей ВАЗ: резьбы соответственно М18х1,5 и М16х1,5. Впрочем, оболочка ломается редко, куда чаще сам вал. Ремонтируют его так. Вынимают оборванный вал из оболочки и определяют длину, совместив куски. А готовят новый из более длинного, возможно, тоже негодного. Замечу, диаметры валов одинаковы - 3,3 мм, а их концы опрессованы на квадрат со стороной 2,7 мм. Зубилом на наковальне отрубаем отмеренную часть троса. Обезжириваем круглый конец в растворителе и окунаем в раствор соляной кислоты на паруминут для протравки. Потом - в расплавленные канифоль и оловянистый припой. Пропитанную оловом часть троса опиливаем до квадратного сечения. Цены тросов спидометра обычно от 15 до 40 рублей. Длина их - для отечественных автомобилей - в табл. 2. Тахометры, как правило, приборы стрелочные (подгруппа 3813). Они бывают индукционные или электронные. Первые приводятся в действие тросом (на мотоциклах и тракторах) или электрическим моторчиком (на грузовиках). Вторые регистрируют частоту пульсаций напряжения либо в системе зажигания (на тех двигателях, где она есть), либо на выводе фазы генератора (на дизельных моторах) и в соответствии с этими данными указывают обороты коленвала мотора. Приборы, работающие от "фазы", невзаимозаменяемы. Тахометр, который "считывает" информацию с катушки зажигания, можно приспособить к любому автомобилю, если, конечно, он предназначен для мотора с тем же количеством цилиндров. Тахометры делают те же завоТаблица 1ды, что выпускают спидометры, а розничная цена их может колебаться от 45 рублей за бескорпусный до 130 за корпусный. Правда, бескорпусные встречаются в продаже довольно редко ив основном от "Точмаша". Тахометры отечественных автомо- • билей, работающие от системы зажигания, представлены в табл. 3. Амперметры, вольтметры - приборы для контроля работы генератора относятся соответственно к подгруппам 3811 - "Указатели тока" и 3812 - "Указатели напряжения". Амперметр, пожалуй, наиболее информативный из них. К сожалению, он исчезает с панелей современных автомобилей. Дорожки печатных плат в комбинации не рассчитаны на большой ток, проходящий через амперметр. Его место занимает вольтметр, потребляющий мизерный ток. щ Увы, но указатель напряжения не столь чутко реагирует на "болезни" в электрооборудовании, как амперметр, а то и вовсе умолчит о неисправности. К примеру, вольтметр при выключенном зажигании, не покажет разряд батареи через какой-либоТаблица 282ЗР 2/98