ПРОКОЛЧУДО-КЛАПАНЬНе так давно мы рассказывали о подделках моторных масел (ЗР, 1997, № 11). Сегодня другая тема - халтурные клапаны. Некачественного товара - хоть отбавляй!Александр БУДКИН. Фото Сергея ИвановаКлапан - деталь на вид простая, но требования к нему по применяемым материалам, геометрии, точности и чистоте обработки чрезвычайно высоки. Почему? А потому, что температура выпускных газов, "омывающих" выпускной клапан, может достигать 900-1000°С, при том, что их скорость в клапанной щели доходит до 400-500 м/с. Посадочные фаски клапанов постоянно подвержены ударным нагрузкам, а стержни клапанов работают при знакопеременных сжимающих и изгибающих нагрузках. Даже незначительное ухудшение прилегания фасок к седлам может вызвать просачивание горячих газов через образовавшийся зазор во время процесса сгорания. Это ведет к резкому перегреву фаски и седла. Результат - прогар клапана. Нарушение геометрии клапана вызовет увеличение изгибающих нагрузок, и даже если это не ухудшит прилегания фаски к седлу, то уж к повышенному износу, будьте уверены, приведет. Допустимые отклонения от "идеальных" формы и размеров клапана измеряются сотыми или, в крайнем случае, десятыми долями миллиметра. Можно понять, каково было удивление, когда пред наши очи попали "клапана на "Самару", имеющие десятикратное(!) превышение допустимых отклонений. Для того, чтобы их заметить, нет необходимости прибегать к помощи микрометра, штангенциркуля или просто линейки. Из восьми клапанов (четыре впускных и четыре выпускных) видимых "на глаз" дефектов были лишены только два или три. Итак, попробуем кратко описать наиболее заметные дефекты чудо-клапанов: царапины и задиры на стержнях, отсутствие чистовойобработки торцевых опорных поверхностей, разброс их диаметров от 5 до 7 мм (в пределах комплекта); разброс ширины фасок клапанов от 4 до 6 мм; разброс высот клапанов в комплекте - 3 мм; видимое наЗнакомьтесь, комплект впускных клапанов на "Самару".А это два выпускных клапана, и тоже из одного комплекта.глаз несовпадение оси стержня одного из клапанов с осью фаски клапана; видимые следы "ручной" доводки методом "прислонения к шлифовальному кругу" и еще кое-какие "мелочи". Мы, грешным делом, чуть не проверили, сколь быстро будет угроблен двигатель одной из редакционных машин. Не удалось: высота самого короткого из клапанов оказалась столь мала, что не смогли подобрать регулировочную шайбу подходящей толщины. Впрочем, и без всяких экспериментов можно представить, что будет происходить с двигателем после установки эдаких "запчастей". Каждый читатель сможет сам вообразить себе последствия "ремонта". Подумаем лучше о другом. Сколько поддельных клапанов лежит на прилавках? А сколько еще всего подделывают? Какова вероятность покупки хотя бы одной дефектной детали или принадлежности? Интересно, дождемся ли мы тех времен, когда изготовление и продажа подобной дряни будет на практике преследоваться законом или караться штрафом. Представьте себе: продал магазин поддельный товар и через два дня лишился лицензии на право торговли (даже взятки не помогли) - другим наука. Ведь если дело так пойдет и дальше, то придется нам открывать в журнале новую рубрику - "В мире подделок" или "Мошенники представляют".Некоторые места на стержне клапана случайно "не обработались". Неужели это следы заводской обработки?80ЗР 2/98