33
34
35
стильНЕОКЛАССИКА ПОНСКИЙ ЛАДВ Стране восходящего солнца любят автомобили "под старину" и умеют их делать.автомобили в стиле Успех "Мицуоки^_ побуждает другие "ретро", созданные мелкие фирмы следовать ее примеру: совна базе обычных мосем недавно на японском рынке появился делей "Ниссан". Начаавтомобиль под названием "Копл-Бенито", лось это в 1993 году с напоминающий британский "Ванден-Плас превращения малолитражки Принцесс". Как и "Мицуока-Вьют", он по"Ниссан-Марч" (которую произвостроен на базе "Ниссан-Марч" и тоже выдят и продают в Европе под названием глядит не слишком изящно, что опять же "Микра") в "Мицуока-Вьют". Это ни много ничуть не смущает покупателей. В этом ни мало уменьшенная копия представинет ничего удивительного: автомобили тельского "Ягуара-МК II" с искаженными выпускают малыми сериями (не больше пропорциями и маленькими колесами. Она сотни в месяц), а эксклюзивность сейчас в выглядит немного карикатурно, но пользубольшой моде. ется большим спросом. Как известно, изготовителей автомоВторой "блин" оказался еще удачнее - билей в стиле "ретро" немало ив других представленный в феврале 1996-го "Ми- странах, в Англии их не один десяток, но у цуока-Гэлут" на базе модели среднего японских свой почерк. Главным источникласса "Ниссан-Крю", используемой в Япоком вдохновения дизайнеров здесь слунии в качестве такси. Эта машина выгляжит британская классика, причем копирудит гармоничнее и солиднее. К тому же ют они ее достаточно бесхитростно. "Гэлут", как и "Классик Тип F", не предстаВ Японии "ретро" - объект интереса вляет собой копию конкретной модели, но не только мелких, но и ведущих автомонапоминает классические седаны "Бент- бильных фирм. Задолго до того, как "Мили" и "Ягуар" 60-х годов. Его двухлитровый цуока" начала свои эксперименты с "Ниссан-Марч", концерн "Нисдвигатель развивает 130 л. с , предлагасан" на базе ее ются варианты с ручдайхатоу-Опти Классик". ной и автоматической трансмиссией и двумя уровнями отделки. Этот автомобиль продается только в Японии и стоит около 30 тысяч долларов - - в полтора раза дороже, чем базовый "Ниссан-Крю". Тем не менее, чтобы приобрести его, как, впрочем, и другие машины "Мицуоки", нужно подождать не меньше трех месяцев очередь!Японское автомобилестроение начиналось с копирования американских и европейских моделей. Стартовав намного позже других развитых стран, Япония стала не только крупнейшим автопроизводителем, но ив известной степени законодателем мод - взять хотя бы нынешний "биодизайн" (который, кстати, в самой Японии уже практически вышел из моды). Очередное "японское чудо" - увлечение стилем "ретро". Еще в 1985 году небольшая компания "Мицуока" начала производство репликаров: сначала - "Мерседес-Бенц-SSK" и "Порше-356", а чуть позже - "Лотос-Супер7". В 1996 году дебютировала новая модель "Классик Тип F" - самостоятельная разработка фирмы, не копирующая ни один из классических автомобилей, хотя и очень похожая на упомянутую выше "великолепную семерку". Двухместный открытый кузов с длинным капотом и без дверей, хромированные колеса с проволочными спицами, крылья мотоциклетного типа, отдельные фары, характерная форма воздухозаборников - все это ассоциируется с образом спортивного родстера 40-х - 50-х годов. "Мицуока-Классик Тип F" называют японским аналогом "Плимута-Проулер" (ЗР, 1997, № 4), однако при почти равной цене он явно уступает "американцу" как внешне, так и по динамическим характеристикам японский родстер комплектуют двигателем "Мазда" с относительно небольшим рабочим объемом 1,8 ли мощностью 130 л. с. Помимо экзотических машин, "Мицуока" выпускает и "нормальные" легковыеЩ*>ЛЩ Электромобильпрототип "Элтен" компании "Субару". Согласитесь, в нем есть что-то от"горбатого" ""Запорожца".ция "Диас-Классик" с круглыми фарами и старомодной облицовкой радиатора первоначально предназначалась для обслуживания туристов, но быстро стала хитом. Желая закрепить успех, в конце 1995 года компания "Субару" начала продажи ретроварианта популярной модели "Вивио" она получила имя "Бистро", но в течение года на рынке появились и ее конкуренты - "Дайхатсу-Опти Классик", "МицубисиМиника Анти", "Сузуки-Серво Классик". Изготовители этих машин, подобно "Ниссану", пошли по пути максимальной экономии, изменяя их внешность "малой кровью": "Субару" и "Сузуки" установили иные облицовки радиатора, фары и задние фонари, "Дайхатсу" ограничилась только решеткой радиатора, а "Мицубиси" практически не изменила "выражения лица", компенсируя это обилием хрома. Вообще же хромированные элементы отделки - непременный атрибут каждой такой переделки. Самым симпатичным из этой четверки,предшественницы разработал автомобили "Бе-Г (1986) и "Пао" (1987), отличавшиеся нарочито старомодной и грубоватой внешностью. Их делали в небольших количествах, они стоили слишком дорого, чтобы стать массовыми, хотя явно пришлись японцам по душе. Недавно "Ниссан" решил вернуться к старой теме на новой базе, представив летом 1996 года ретро-вариант уже нынешнего "Ниссана-Марч" под названием "Танго". Его разработало тюнинговое отделение фирмы - "Аутех". Чтобы снизить стоимость "ретро-автомобиля", его создатели отказались от серьезных переделок. Если у моделей "Бе-1" и "Пао" были оригинальные кузова, а "Мицуока", используя кузов "Марч", полностью изменяет его переднюю и заднюю части, то "Танго" отличается от обычного "Ниссана-Марч" только хромированными бамперами и облицовкой радиатора в стиле 60-х годов - даже фары остались прежними. Впрочем, ностальгические элементы отнюдь не кажутся чужеродными, очень удачно сочетаясь с ок-руглыми формами кузова и делая "Ниссан-Танго" одним из лучших образцов японского "ретро". В техническом отношении это все тот же "Марч" - трехдверный автомобиль класса "Таврии" с двигателями объемом 1,0 или 1,3 ли одним из трех вариантов трансмиссии: пятиступенчатой с ручным переключением, четырехступенчатым "автоматом" или бесступенчатым "Сузуки-Эвери-С" - современвариатором. Естественный микроавтобус с передком в стиле "ретро". но, обходится такое удовольствие несколько дороже обычной малолитражки - от 10 до 15 тыс. долларов (в пересчете на американскую валюту). Эта и все подобные ей машины предназначены исключительно для внутреннего рынка. Но все же наибольшей популярностью ретро-стиль пользуется у почитателей истинно японских автомобилей - микролитражек, по размерам близких к нашей "Оке". Пионером подражания старине в классе "японских карликов" стала, однако ж, не легковая машина, а однообъемный грузопассажирский автомобильчик "Субару-Сэмбр Диас". Выпущенная в1993 году МОДИфИКа-"Тойоту-Классик" с первого взгляда не отличить от ее предшественницы 1936 года рождения.наверное, получился "Дайхатсу-Опти Классик": стильная решетка пришлась ему больше к лицу, чем невыразительное отверстие у базовой модели. Владельцы автомобилей этого класса, кстати, пользуются в Японии ощутимыми налоговыми льготами, но существуют строгие ограничения габарита (длина - 3,3 м, ширина -1,4 м) и рабочего объема двигателя - не более 0,66 л. Поэтому у трехили пятидверных кузовов микролитражек совершенно одинаковые размеры, а у трех- или четырехцилиндровых моторов одинаковый, максимально допустимый объем. Однако для каждой модели предлагаются различные варианты двигателей от сравнительно малофорсированных (40 л. с.) до сложных многоклапанных конструкций (до пяти клапанов на цилиндр) с турбонаддувом, развивающих мощность до 64 л. с. и превращающих легкие автомобильчики в настоящие спортивные снаряды. Кроме этого можно выбрать ручную пятиступенчатую коробку передач или f-/*=f l-Ч-T^L?fi>bftr/г"УЬ*трехступенчатый автомат" (у "Субару-Вивио" - бесступенчатый вариатор), а также переднепривод- Всего несколько штрихов, но каких! "Сузуки-Серво". ный или полноприводный вариант трансмиссии. По уровню комфорта и безопасности эти автомобили, естественно, трудно сравнивать с близкой им по размерам нашей "Окой". Например, "Сузуки-Серво Классик" в стандартной комплектации оставшие эту модель, использовали платнащают гидроусилителем рулевого управформу массового пикапа "Хайлюкс", от коления и кондиционером, а в список дополторого позаимствовано не только шасси, нительного оборудования входят электрино и основные элементы кузова (боковые ческие стеклоподъемники и подушки безодвери, стекла, часть крыши и т. д.). Салон "Тойоты-Кпассик" очень простопасности. Салон его отделан современными материалами, искусно имитирующими рен и роскошно отделан натуральной кокожу и дерево, и не менее комфортабежей и деревом, но под деревянными нален, чем у больших автомобилей (хотя, кокладками - панель приборов от того же пинечно, теснее). На фоне всей этой изыкапа. Кондиционер, электроприводы и посканности цена неоклассических микролидушки безопасности вполне современны, а тражек от 8 до 11 тыс. долларов вовсе не вот аудиосистема только с одним дина миком - тогда ведь стерео не кажется чрезмерной. Самая крупная японская автомобильная компания "Тойота" и в стиле "ретро" решила идти своим путем. Одна из ее пос"Субару-Импреза" не узледних моделей "Классик" имеет довольно нать. Тюнинговая версия в стиле "ретро" называется солидные размеры (колесная база - 2,85 "Каса Бланка". м, длина - 4,9 м, ширина - 1,74 м, высота - 1,65 м), а главное - чисто японские корни. Внешне этот автомобиль очень похож на самую первую легковую модель "Тойода" (именно так раньше называлась компания) - седан АА 1936 года, который, в свою очередь, был копией американского "Крайслера-Эйрфлоу". Инженеры фирмы постарались как можно более точно скопировать прародителя шестидесятилетней давности. В то же время специалисты отделения "Тойота-Технокрафт", разрабобыло. Рулевое управление оснащено гидроусилителем, а тормоза - АБС, но двухлитровый двигатель мощностью всего 97 л. с. обеспечивает громоздкой машине массой около полутора тонн динамику почти на уровне 30-х годов - не более. Короче говоря, "Тойота-Классик" весьма своеобразна. Кстати, она и не была рассчитана на массовое производство: планировалось построить не более сотни экземпляров для рекламы и официальных церемоний. Однако теперь, чтобы удовлетворить возникший спрос, маловато и сотни в месяц - и это несмотря на цену, эквивалентную $80 000. Чем объяснить такую ностальгию японцев по старым добрым временам, которая, между прочим, проявляется не только в их автомобильных пристрастиях? Японские эксперты считают, что это своего рода протест против современной бездушной функциональности недаром стиль "ретро" особенно популярен среди женщин, которые, как известно, живут чувствами. Те, кто бывал в Японии, могут подтвердить, что ни в одной другой стране мира влияние технического прогресса на жизнь человека не достигло таких размеров. Если так, то России в ближайшее время не грозит подобное "безумие". А может быть, нашим автомобильным гигантам перестать гнаться за модой, тем более что не оченьто у них это получается - глядишь, через несколько лет она нас сама догонит?