177
•fPUlisiVbiijiСегодня с конвейера сходят два Работы над электронными системами управления двигателями, варианта "самар" с двигателями или попросту впрыском, ВАЗ начал в 1988 году; спустя два года ВАЗ-2111, имеющими многоточечприступили к серии проектов совместно с американской ный распределенный впрыск топлифирмой "Дженерал моторе", а 1994-м появились первые ва. Отличий, на первый взгляд, не"самары" с впрыском. Ныне среди автомобилей ВАЗа уже много, но они весьма существенны. несколько "впрысковых" модификаций. Их представляет наш Первый вариант, плод совместной работы ВАЗа и "Дженерал мо ­ корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН. торе" (GM - "Джи-Эм"), предназначен только для экспорта. Автомобиль Автомобили смо ­ удовлетворяет строгим экологичедернизированной сисским нормам - на нем установлен темой должны сойти с нейтрализатор, в системе впрыска конвейера уже в этом есть датчик содержания остаточного году - обещают около кислорода в отработавших газах 200 тысяч. Два других (лямбда-зонд). Но двигатель должен варианта тоже сохраработать только на неэтилированном нятся, и у потребитебензине, иначе названные элементы лей может возникнуть выйдут из строя. Полные комплекты резонный вопрос - как системы впрыска для этих машин определить, какая сиспоставляет "Джи-Эм" тема впрыска установлена на автомобиль? Второй вариант, освоенный не ­ давно, предназначен для внутренне"Визитные карточго рынка. Его особенность - собстки" для разных систем венной разработки программа (блок один - самим взяться за организане предусмотрены. Но "вычислить", с управления "Январь-4"), российские цию их производства в необходимом каким впрыском машина сошла с компоненты системы, отсутствие объеме. конвейера, можно по цифрам на за ­ нейтрализатора и лямбда-зонда. Так у ВАЗа появился новый водской табличке. Возьмем, наприЭтилированный бензин отечественпартнер - "Бош" Уже сегодня фирма мер, автомобиль с маркировкой ному впрыску не страшен. Сегодня поставляет из Германии в Тольятти ВАЗ-21083-20-110. детали к нему выпускают мелкими форсунки и электробензонасосы. На ВАЗ - понятно, 21083 тоже зна ­ партиями на разных предприятиях. берегах Волги создано большое совкомо по карбюраторным машинам, Разъемы элементов "нашей" и "джи- местное предприятие "Бош-Сарапоэтому переходим сразу к "приэмовской" систем одинаковы, многие тов" для производства комплектуюставке". В ней "2" означает восьмидетали взаимозаменяемы. щих системы впрыска. Сейчас здесь клапанный двигатель с многоточечС 1 января 1999 года в России осваивают форсунки, бензонасосы, ным впрыском, а далее - "0" - автопредполагается введение экологиблоки управления, датчики расхода мобиль с низкой панелью приборов ческих норм Евро-2, а это значит, воздуха и содержания кислорода. (или " 1 " - с высокой). Первая цифра что путь карбюраторам на конвейеСотрудничество с "Бошем" прив "хвостике" - " 1 " говорит, что авторы автозаводов будет закрыт: лишь несло и еще один результат - м о ­ мобиль предназначен на экспорт, многоточечный впрыск и нейтралидернизацию системы управления оснащен нейтрализатором и, следозатор позволят уложиться в жесткие двигателем. Появился третий варивательно, системой впрыска "Джитребования. Естественно, надо мноант "Самары" с впрыском. Двигатель Эм"; "0" - машина предназначена гократно увеличить производство 2111 "подстегнули", прибавив пять для внутреннего рынка, система отенеэтилированного бензина - но это "сил" - теперь он развивает 57 кВт/77 чественная. Наконец, впрыск "Бош" головная боль другой отрасли; нас л. с. У него новый впускной коллекобозначают четверкой на второй по ­ же интересует выпуск автомобилей, тор, ресивер впуска и распредвал с зиции в "приставке" (ВАЗ-21083-24); отвечающих вводимым нормам. более "широкими" фазами. Разрабокстати, на таком варианте "самар" ВАЗу пришлось озаботиться пе ­ тано два блока управления: более может быть только высокая панель. реводом всех моделей на новые си ­ дешевый М1.54 обеспечивает нормы Другие цифры в табличке к системе стемы. Нынешние партнеры завода токсичности Евро-2, перспективный впрыска отношения не имеют. просто не в состоянии обеспечить МП.70 дороже, зато "замахивается" Разговор о разных системах и, в поставку компонентов впрыска для на более жесткие требования Евро- частности, о взаимозаменяемости их всех вазовских машин. Ни много ни 3. У "бошевского" варианта системы элементов мы продолжим в одном из мало - около двух тысяч комплектов разъемы оригинальные, поэтому со ­ следующих номеров журнала. потребуется ежедневно. Следовавместить его с двумя другими не тельно, решили на заводе, выход удастся.ЗР 2/98177