168
AMDJIASAJ]Разборка-сборка вентилятора (занятие само по себе утомительное) чаще всего ни к чему не приводит: внешне исправный электромоторчик упрямо продолжает издавать неприятные звуки. Даже замена вентилятора на новый помогает далеко не всегда: только что купленный может "запеть" уже через неделю. Как же быть? Режущий ухо визг при работа вентилятора - результат вибрации тонкой металлической шайбы, находящейся под стопорной разрезной шайбой с передней стороны моторчика. Устранить это можно так: снимаете "печку" отсоединяете провод от гасящего сопротивления и вынимаете моторчик с ротором на длину оставшихся проводов. Как это сделать, подробно описано в "За рулем" (1997 № 3, с. 105-107). Включите вентилятор. Он воет? Нажмите на центр гайки крепления крыльчатки круглой частью пластмассовой ручки отвертки. Вой при нажатии исчез? Тогда можно сделать следующее: держа вентилятор рукой, отверните гайку его крепления на валу моторчика и снимите. Плоскогубцами возьмите за конец вала и покачайте его вверх-вниз (см. рис.). Наверняка, обнаружите люфт не меньше миллиметра. Измерьте его - хотя бы на глазок. Разберите моторчик, снимите стопорную разрезную шайбу 4с переднего конца вала (в моторчике под ней есть тонкая металлическая шайбочка 5, не потеряйте ее) и выньте ротор. Очистив хорошенько внутри от пыли корпус с магнитами и ротор, удалите с его передней части остатки текстолитовых шайбочек (это они разрушаются и дают люфт), оставив только большую металлическую шайбу, и смажьте веретенным (или моторным) маслом. Вставив ротор в корпус до упора, еще раз замерьте расстояние от корпуса до канавки под стопорную шайбу. Теперь самое главное: необходимо подобрать или самому сделатьJМногим владельцам "жигулей" досаждает вой вентилятора системы отопления. Но дискомфорт - это полбеды: может выйти из строя электромотор. Рассказывает Аркадий КОЗЛОВшайбу такого же диаметра и толщины, как текстолитовая, чтобы "выбрать" люфт, который вы замерили. Здесь самый лучший материал фторопласт, если его нет - капрон, ударопрочный полистирол (из него делают детские игрушки, которые можно в стену швырять), винил или, на худой конец, полиэтилен. Очень важно точно выдержать толщину и внутренний диаметр, чтобы теперь уже самодельная шайба 7 не коробилась на валу. Собираем так: на роторе сначала должна быть "родная" большая металлическая шайба, потом вашего изготовления. Капаете на нее несколько капель веретенного масла (оно не так густеет на морозе, как мопорную шайбу в ее канавку на валу. Ротор должен свободно вращаться и не иметь люфта. Если вы точно сделали пластиковую шайбу - все будет нормально. Собрав моторчик (здесь придется помучиться со щетками - их можно поставить на место шилом или тонкой отверткой), погоняйте его примерно минуту. Потом снова капните масла в разрез стопорной шайбы и еще погоняйте. Проделайте так несколько раз (осторожно - масло брызгает) - шайба притрется, а масло заполнит зазоры. Протрите конец вала насухо и закрепите вентилятор. Поставьте "печку" на ее место и наслаждайтесь теплом без подвываний. Нелишне будет смазывать моЭлектровентилятор отопителя: 1 - гайка; 2 - зажим крыльчатки; 3 - крыльчатка; 4 - разрезная шайба; 5,8 - шайба металлическая; 6 - корпус; 7 - шайба пластмассовая; 9 - ротор.ш^ша^ей)торное) и вставляете в корпус. Отверстие в корпусе под вал тоже смажьте веретенкой. На вал снаружи наденьте родную металлическую шайбочку, капните веретенки и установите стоторчик раз в год - работы на 15 минут, зато так приятно целый год ездить и не слышать жужжания.168ЗР 2/98