136
1.1шш;ы САМАРА'Модель - ВАЗ-21093; изготовитель - "АвтоВАЗ"; год выпуска - 1994; в эксплуатации "За рулем" - с марта 1995; пробег на момент отчета - 82 тыс. км; предыдущие публикации ЗР, 1995, № 5, 10; 1996, № 2, 7, 12; 1997, № 3, 7, 11.Вадим КРЮЧКОВ Последний квартал минувшего года редакционная "девятка" работала ударными темпами. За неполных три месяца пробег автомобиля увеличился на 14 тыс. км. Приятно сообщить, что без единой поломки преодолен испытательный маршрут по Карелии. Не приходилось заниматься ремонтом и во время зимней командировки на Урал. Короче говоря, в дальних рейдах "девятка" продемонстрировала свои лучшие качества. Но стоило ей вернуться к прозе жизни - повседневной городской эксплуатации, как неприятности посыпались словно из рога изобилия. Однажды после пуска к шуму работающего двигателя присоединился неприятный зудящий звук. Его источник удалось обнаружить, осмотрев автомобиль снизу на подъемнике. Оказалось, без видимых причин развалился кронштейн крепления приемной трубы к блоку цилиндров. Когда мотор оживал и система выпуска отработавших газов начинала вибрировать, обломки кронштейна постоянно стучали по блоку, издавая услышанный зуд. Деталь заменили, и посторонний шум тут же пропал, но ненадолго. Месяц спустя система выпуска приказала долго жить. Это сопровождалось характерным громким ревом свободно "вздохнувшего" двигателя. А мыто наивно надеялись, что она продержится хотя бы три зимы. Делать нечего, купили новые хомуты (старые, как правило, ломаются при демонтаже), глушитель и резонатор на смену прогоревшим. Следующим объектом приложения сил стала коробка передач. Произошло это на 81-й тыс. км пробега. Автомобилисты со стажем вспоминают времена, когда вазовские коробки выхаживали по 250-300 тысяч. Верится с трудом. Нынче этот агрегат не отличается высоким качеством даже на "классике", что уж говорить о "самарах". Наша "девятка" давно уже страдала затрудненным включением второй передачи, и вот, наконец, она стала самопроизвольно выскакивать на ходу. Коробку вскрыли, ожидая увидеть полную разруху. Не тут-то было! Помимо деталей злополучной второй, все остальные оказались в полном порядке. Чудеса, да и только. Аналогичная картина наблюдалась с редакционным ВАЗ-2110 (ЗР, 1998, № 1). Похоже, дефекты второй передачи - фирменная болезнь переднеприводных моделей ВАЗа. Для восстановления коробки нашей "девятки" потребовались: шестерня II передачи, муфта переключения, блокирующее кольцо синхронизатора и набор прокладок. С карбюратором "Солекс", установленным на нашей машине, мучились долго. камере установлены топливный и воздушный жиклеры с метками 95 и 165. Это же сочетание для двигателя 1100 см3! Смотрю заводские данные: ДААЗ-21081 имеет жиклеры первой камеры 95 и 165; ДААЗ-2108 - 97,5 и 165; ДААЗ-21083 - 95 и 155. Нашел нужные жиклеры, собрал и установил на место карбюратор. Попробовал "девятку" на ходу - "встряска" пошла на пользу. Не ракета, конечно, но в том, что под капотом редакционного ВАЗ-21093 двигатель 1500 см3, теперь сомнений не возникает. Отсюда вывод: не доверяйте заводским табличкам с обозначением типа карбюратора. О том, какую именно модель водрузили на ваш мотор, вы узнаете, лишь разобрав карбюратор и проверив маркировку жиклеров. Бегло пройдемся по "мелочевке", то есть перечислим те детали, что за отчетный период вышли из строя и были заменены. Список внушительный: щетки стеклоочистителя, датчик уровня топлива в баке, шаровые опоры с чехлами, передние и задние тормозные колодки, крышка бачка тормозной жидкости, контактный разъем датчика Холла, свечи, повторно чехлы шаровых опор, форсунки, подводящие трубки, тройники, электромотор и клапаны стеклоомывателя. Причем система омывания была модернизирована. От ненадежных клапанов, распределяющих воду, решил отказаться. Врезал в бачок второй электромотор. Теперь один подает воду на ветровое стекло, другой - на заднее. Так проще, надежнее, а главное - отказ одного из моторов еще не трагедия. Омывание ветрового стекла сохранится - достаточно перебросить местами подводящие трубки и контакты электропроводки. Теперь займемся финансовыми расчетами, используя старые цены. Последний раз мы рассказывали о "девятке", когда ее пробег достиг 68 тыс. км. Пройдено еще 14 тыс. км, средний расход топлива 8,5 л/100 км, значит, за истекший период на бензин АИ-92 (2200 руб. за литр) потрачено 2618 тыс. руб. Ремонтировали и обслуживали автомобиль самостоятельно, а вот стоимость масел, фильтров и запасных частей составила 1590 тыс. руб. Всего - 4208 тыс. руб. Получается, один километр пробега обошелся нам в 300 руб. Недешево, согласитесь. А если еще и ремонтировать автомобиль на сервисных станциях, цифра существенно возрастет. Например, переборка коробки обойдется владельцу "девятки" не меньше, чем в миллион. Констатируем факт - интенсивная круглогодичная эксплуатация немолодого уже ВАЗ-21093 по карману людям, по крайней мере, среднего достатка.Прибор с первых дней страдал засорами, провалами при разгоне, неустойчивой работой на холостом ходу и почему-то обеднял смесь на средних оборотах. Кроме того, по сравнению с другими "девятками" редакционная была не просто вялая, а очень вялая. Причиной бед был именно карбюратор. Разбирали его неоднократно: продували, чистили, регулировали - все напрасно. И вот после очередного засора решился на крайнюю меру - устроить ему нечто, похожее на капитальный ремонт. Разложил на столе запасные части, инструменты, нашел шаблон для регулировки уровня в поплавковой камере, заготовил таблицу с характеристиками всех модификаций карбюраторов "Солекс". Разобрал прибор до винтика, промыл зарубежным чистящим составом, потом продул с помощью компрессора. При сборке заменил все уплотняющие резинки, прокладку крышки, игольчатый клапан, поплавки, диафрагмы ускорительного насоса, пускового устройства и экономайзера мощностных режимов, электромагнитный клапан и топливный жиклер холостого хода, распылители и кулачок привода ускорительного насоса. Отрегулировал то, что положено. А под занавес для душевного спокойствия проверил маркировку главных воздушных и топливных жиклеров. Вот так номер! На карбюраторе табличка "21083", а в первой136ЗР 3/98