Ш.Ш'ЪШ.'лТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУО судьбе запорожского проекта фирмы ИВЕКО.Название "Мотор Сич" наверняка ни о чем не говорит большинству читателей. Немудрено: это запорожское предприятие ВПК до недавних лет было сугубо секретным и не хлопотало о рекламе своих изделий, да и не нуждалось в ней. Оно - и только оно! - выпускало двигатели для всех советских вертолетов, для всех самолетов АН, для ИЛ-18, ЯК-40, ЯК-42. В год делали 6 тысяч моторов! Новое время резко снизило число заказов и заставило спуститься с небес на землю. Крылатые потомки запорожских казаков ("Сич" по-украински - Сечь) начали производить газоперекачивающие установки, бензопилы, различные сепараторы - от молочных до спиртовых. И, представьте, не бедствовали, в отличие от своих земляков с "АвтоЗАЗа". И вдруг приехали гости - итальянцы из фирмы ИВЕКО. Так, мол, и так - вы хорошо умеете делать шестерни для авиации, так почему бы вам не выпускать коробки передач для автомобилей ИВЕКО-КрАЗ? Долго ли, коротко ли, подписали учредительные документы. И я там был, шампанское за успех СП пил. В сказке это конец, а в жизни - только начало... Генеральный директор АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев пригласил тогда корреспондента ЗР приехать через год: мол, посмотрите, что у нас получится. За это время мне удалось побывать на двух родственных СП: в Кременчуге (ИВЕКО-КрАЗ) и в Миассе (ИВЕКО-УралАЗ). Дела у обоих, мягко говоря, не блестящие. А поскольку коробки передач не являются конечной продукцией, в Запорожье я ожидал увидеть откровенный провал. Тем приятнее было узнать, что за год здесь многое успели. Прежде всего, начали выпускать пятиступенчатую коробку для легких грузовиков типа Турбо-Дейли". Все детали - свои, изготовленные на предприятии "Мотор Сич" по лицензии ИВЕКО. Пять первых образцов отправили для сертификации в Турин. Без замечаний не обошлось. Были случаи разночтения чертежей (у итальянцев несколько другие стандарты). Но все поправили, и вот уже запорожцы отгрузили в Турин первые 1500 таких коробок. В Кременчуг же, увы, только 200: очень вяло покупают на Украине Турбо-Дейли", предпочитая дешевую "Газель". Освоили на "Мотор Сичи" и шестиступенчатую коробку для автомобилей грузоподъемностью 4-5 тонн типа "Евро-Карго". Готовы ее выпускать, да вот из Кременчуга не шлют заказы: спроса на "Евро-Карго" нет вообще. Завод "Мотор Сич", не тратя время попусту, обратился к автотранспортникам, имею-щим ЗИЛы: "У нашей коробки ресурс под миллион километров. Возьмете - не пожалеете!" "К ней бы дизельный двигатель", - мечтательно отвечали те. "Будет вам и дизель". Сейчас лицензионный двигатель мощностью 170 л. с. готов к серийному производству. Образцы силового агрегата передали потенциальным покупателям, в том числе Львовскому автобусному заводу, для "привязки" к своим машинам. - А для "бычка" разве он плох? Хотим предложить и ЗИЛу, - сказал мне директор СП Алексей Косьянок. Тем временем пошел в серию "младший брат" этого двигателя - дизель модели 8140 для легких грузовиков. Четыре модификации разной мощности - от 75 до 116 л. о, в том числе с турбонаддувом. И стоит сравнительно немного: вместе с коробкой передач и сцеплением - не дороже Таврии". А через несколько лет, когда доля запорожских деталей в нем поднимется с нынешних 5% до 80, станет существенно дешевле. Этим мотором очень заинтересовалось АО "КрымавтоГАЗсервис", просит поставлять для симферопольских "газелей" до 500 штук в месяц. Для начала. А СП уже ведет переговоры с днепропетровским заводом "Южмаш" о разработке 80сильных дизелей для перспективных тракторов ЮМЗ... В общем, я совсем не удивился, когда увидел у проходной "Мотор Сичи" давно забытое объявление: ТРЕБУЮТСЯ НА РАБОТУ".Автомобильный скандал в Польше.Знаменитый в прошлом польский автогонщик Засада стал по окончании спортивной карьеры удачливым бизнесменом. В • 1994-1995 гг. его фирма "Собеслав Засада Центрум" овладела отечественными заводами "Аутосан" и "Ельч". выпускающими автобусы и грузовики одноименных марок. Сегодня из каждых ста продаваемых в стране автобусов почти 80 - "засадовские". До недавних пор пан Собеслав не посягал на рынок легковых автомобилей. Как вдруг - новость: министр экономики разрешил ему беспошлинно ввезти в страну комплектующие для сборки 1000 автомобилей "Хёндэ". И это только начало! Уже через пару лет предприятие Засады в городе Глувно неподалеку • от Лодзи намерено собирать в течение года 100 тысяч "акцентов", "лантр" и "сонат". Это известие вызвало резкий протест ведущих автопроизводителей Польши - ФИАТа, "Дэу" и "Дженерал моторе". Их можно понять: они купили или построили в этой стране автозаводы, инвестировали в ее экономику немалые деньги, а "Хёндэ", ничего не вложив. будет пользоваться теми же льготами и привилегиями. Особенно возмутило польскую "большую тройку", что Засада будет заниматься упрощенной, крупноузловой сборкой автомобилей "Хёндэ" (у нас ее обычно называют отверточной, а на Западе - сборкой по системе SKD). Экс-гонщик возразил оппонентам, что так начинали в Польше все, в том числе они сами. И пообещал к 2000 году перейти в Глувно на СКД - мелкоузловую сборку плюс сварка и окраска кузова. Глава "Дэу-ФСО" г-н Джин Чул Сук в сердцах заявил журналистам, что у него на заводе работает в три раза больше людей, чем нужно, поскольку "Дэу" обязался не сокращать количество рабочих мест. "Хёндэ" же, в нарушение принципов честной конкуренции, никаки-ми обязательствами не связан. Пан Собеслав парировал, что зато связан он, Засада, у которого на предприятиях из 14 000 работающих 30% лишних... Что кроется за этой словесной баталией? Дело в том, что автомобили "Хёндэ" на польском рынке сравнительно дешевы. "Акцент" и сегодня дешевле "Нексии", а собранный в Польше будет еще дешевле. Другая причина - политическая. Как известно, на Западе очень недовольны прорывом "Дэу" в страну, стоящую на пороге ЕС. А тут еще и "Хёндэ"! В этой ситуации "Дэу", видимо, опасается "антикорейских" мер польского правительства, призванных смягчить Запад, и потому выступает против "Хёндэ" острее всех... Поляки с интересом следят за развитием сюжета этой "мыльно-автомобильной оперы". Но самое большое удовлетворение они получают от того, что конкуренты вынуждены все активнее бороться за покупателей. Так, новые модели "Дэу" - "Ланос", "Нубира" и "Леганза" - продаются в Польше с гарантией на три года или на 100 тысяч километров пробега, на кузов же дается шестилетняя гарантия от сквозной коррозии. У нас вы такое встречали?..ЗР 3/9883