143
144
'Г;Ш;№ ?Ш!№\?ШЗа эту работу берутся, когда сильно изношены детали передней подвески. Характерные симптомы неисправностей: увод автомобиля, рыскание при прямолинейном движении, неравномерный износ шин. Вышедшие изittPl&m ШЛ1строя подшипники передних ступиц поворотного кулака можно выполнять на шумят и рокочут, особенно на гружеавтомобиле, установив козелки под балной машине и при торможении, а в поку. Очень часто шкворень так "прикипает" к балке, что силы удара кувалдой для воротах, бывает, затихают. Перед ремонтом проведем несложего демонтажа не хватает - размахнутьную диагностику. Подняв домкратом песя мешает арка крыла. В этом случае реднее колесо, покачаем его руками в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Если стук появляется только в первом случае - изношены шкворневые втулки, в обоих - подшипники ступицы. Кроме того, на изношенное шкворневое соединение указывает перемещение поворотного кулака относительно балки при покачивании колеса. Нелишне проверить и шарниры рулевых тяг. Если обнаружится люфт их следует заменить. Определить его можно, покачивая наконечник тяги вдоль оси пальца. Осмотрите резиновые чехлы шарниров. Поврежденные замените, так как грязь и вода в шарнире уменьшат срок его службы в десятки раз. Из специального инструмента потребуется лишь ручная развертка диаметром 25 мм. Работать удобно на яме, но можно и на полу. Устанавливаем переднюю часть автомобиля на подставки, разместив их под передними кронштейнами рессор (фото 1). Снимаем передние колеса. Головкой или ключом S19 отворачиваем два болта крепления тормозного суппорта (фото 2). Не отсоединяя тормозных шлангов, укладываем суппорт на рессору. Ключом S50 отворачиваем внутренний колпак ступицы (фото 3). Расшплинтовываем корончатую гайку цапфы и ключом S36 отворачиваем ее (фото 4). Снимаем ступицу с цапфы. При этом наружный подшипник и его упорная шайба выпадут из ступицы, постарайтесь не уронить их в грязь. Ключом S17 отворачиваем три болта (один из них с гайкой под ключ S19) крепления грязезащитного щитка (фото 5). Плоскогубцами расшплинтовываем гайки крепления пальцев шарниров продольной и поперечной рулевых тяг (фото 6) и отворачиваем их ключом S24 (фото 7). Наносим резкие удары молотком по головке рычага вдоль продольной его оси, пока не выпадет палец (фото 8). Дальнейшие операции по снятиюЗР 3/98143 удобнее снять переднюю ось с автомобиля и ремонтировать ее отдельно. Нам, кстати, так и пришлось поступить. Ключом S19 отворачиваем гайки крепления нижних проушин амортизаторов (фото 9) и стягиваем их вместе с резиновыми втулками с пальцев. Очищаем резьбу стремянок металлической щеткой. Накидным ключом S24 отворачиваем восемь гаек стремянок (фото 10).Укладываем переднюю ось на козелки. Ключом S10 отворачиваем четыре болта и снимаем две крышки шкворня (фото 11). Головкой S17 отворачиваем гайку клина (фото 12). Выбиваем клин через выколотку, чтобы не повредить резьбу. Если выбить его не удается, то сверлом диаметром 8-9 мм высверливаем клин. Чтобы не повредить опорный подшипник, подставляем жесткую опору под край балки, при этом цапфа должна остаться на весу. Подходящей выколоткой выбиваем шкворень (фото 13). Снимаем цапфу, опорный подшипник, уплотнительное кольцо. Остро заточенным керном или отверткой отгибаем внутрь край втулки возле ее разреза и удаляем ее. Для облегчения установки новых втулок напильником или наждаком снимаем на них фаски (фото 14). Молотком и оправкой подходящего размера забиваем втулки в бобышки поворотных кулаков (фото 15). В верхних бобышках втулки не должны выступать в проточки под уплотнительные кольца (фото 16). Иногда после установки втулок в бобышки их раздают шариком диаметром 25 мм от подшипника или специально изготовленным стальным стержнем с закаленным шаровым утолщением. Это улучшает прилегание втулок к бобышкам. Ударами молотка несколько раз прогоняем шарик через запрессованные втулки (фото 17). Ручной разверткой обрабатываем втулки, обе за один проход, чтобы сохранить их соосность (фото 18). Ножовкой обрезаем выступающие края втулок (фото 19). В правильно обработанные втулки смазанный шкворень заходит от руки и не имеет поперечного люфта. Заполняем опорный подшипник консистентной смазкой через зазор между кольцами (фото 20). Наносим тонкий слой смазки на поверхность втулок и шкворня. Устанавливаем опорный подшипник торцом уплотнительного сальника вверх (фото 21). В проточку верхней бобышки поворотного кулака вкладываем смазанное уплотнительное кольцо и надеваем кулак на балку моста. Вставляем шкворень, ориентируя его так, чтобы лыска на шкворне совпала с отверстием под клин в балке (фото 22). Вставляем и забиваем клин (фото 23) и заворачиваем гайку клина. Для замены шарниров рулевых тяг опираем бобышки на тиски так, чтобы корпус шарнира мог выйти, не касаясь губок, и наносим удары по рулевомупальцу (фото 24). Новый шарнир устанавливаем в бобышку и забиваем через трубчатую проставку, опирающуюся на края его корпуса (фото 25). Закладываем в защитный колпак консистентную смазку (чтобы предохранить шарнир от проникновения воды) и осаживаем его трубчатой проставкой с внутренним диаметром 42 мм (фото 26). Для замены подшипников ступиц144ЗР 3/98