157
158
fj.\2 ZfDttf ГОРЛ ЛРЛРЛГ1Для начала проведите несложный эксперимент. Спросите у своих знакомых, где находится гора Арарат, и почти наверняка услышите от каждого второго: "В Армении, где же еще?!" Можно усложнить задачу и поинтересоваться у того же знакомого, что за странный хлопок подчас сопровождает удаляющийся воздушный лайнер? В ответ вам небрежно пояснят: удивляться, дескать, нечему, поскольку самолет "взял звуковой барьер"... Действительно, чему тут удивляться?. Хотя разве не странно, что проклятые самолеты имеют дурную привычку брать звуковой барьер именно тогда, когда пролетают у нас над головой? И уж совсем непонятно, почему на географических картах вышеупомянутая гора нарисована совсем на другой территории? Народная любовь к различным "чародействам" и "неправильностям" неистребима. Этим часто пользуются производители сомнительного товара со сказочными свойствами, а также различного рода "специалисты" по снижению расхода топлива и т. п. Не будем вступать с ними в полемику: практика показывает, что это все равно бесполезно. Попробуем просто рассмотреть несколько жизненных си ­ туаций и ненавязчиво порассуждать на извечную тему: "Что такое хорошо..." Ситуация 1. Продавец на автомобильной барахолке успешно торгует свечами зажигания, боковой электрод которых распилен пополам по форме буквы V Преимущества свечи демонстрируются на работающем стенде: ослепительный сноп искр сыплется одновременно на обе половинки электрода. Вам подсказывают, что это способствует более полному сгоранию топлива и, как следствие, приводит к легкому пуску двигателя, снижению СО, улучшению динамики, повышению экономичности и т. п. Вам становится завидно... Ненавязчивый совет. Вспомните суть изобретения братьев Люмьер и попросите продавца снизить частоту искрообразования до 0,5-1 Гц. Если ив этом случае одновременно "проскочат" две искры, то можно экспериментировать дальше. Но вероятнее всего, представление на этом закончится... Может случиться так, что обиженЛюдям свойственно заблуждаться, люди за рулем - не исключение. Почему-то человек охотно запоминает заведомо ошибочную информацию. О некоторых распространенных заблуждениях рассуждает Михаил КОЛО ДОЧКИН.настолько, насколько вообще позволяет язычок поплавка? Если вы все еще продолжаете отвинчивать крышку, то рассуждаем дальше. Во-первых, чуть ли не все детали карбюратора выполнены с точностью до сотых долей миллиметра, а потому орудовать в нем дрелью просто неэтично. Во-вторых, даже если "слесарные" операции будут выполнены безукоризненно, то итогом вашей деятельности будет сильно обедненная рабочая смесь. А с какой стати двигателю работать на полную катушку за меньшую "зарплату"? Поэтому на ваш произвол он ответит забастовкой, а именно: проный продавец начнет ссылаться на опыт зарубежных производителей и предъявит вам свечу с тремя боковыми электродами (например, Bosch W7DTC SUPER). Объясните ему, что искровой разряд всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, а потому в каждый момент времени задействован только один электрод из трех. По мере износа или загрязнения электрод "уступает место" менее усталому соседу, но никогда не работает с ним одновременно. Три полноценных электрода обеспечивают такой свече повышенный срок службы, но не ждите от нее "многоискровых" чудес. Ситуация 2. Ваша "шестерка" потребляет слишком много бензина. Сосед по гаражу настойчиво рекомендует немножко рассверлить главный воздушный жиклер, а также уменьшить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. Его "пятерка" после подобной регулировки уже третью неделю ездит на одной заправке... Вам становится завидно... Ненавязчивый совет. Попробовать, конечно, можно. Заодно, пока будете снимать с карбюратора крышку, подумайте, а не превзойти ли вам рекорд соседа? Если снижение уровня топлива в поплавковой камере приводит к повышению экономичности двигателя, то почему бы не снизить егопусками в работе цилиндров, провалами, детонацией, перегревом и прочими неполадками. Общеизвестно: чтобы сделать двигатель экономичнее, повышают степень сжатия, стараются улучшить смесеобразование, более равномерно распределить смесь по цилиндрам, подбирают оптимальный момент зажигания, снижают потери на трение и т. п. Если ваш сосед добился, по сути, того же с помощью плоскогубцев и дрели, то - в мягкой срорме, не конфликтуя, - посоветуйте ему заняться превращением водопроводной воды в "Цинандали" Можно неплохо заработать...ЗР 3/98157 Ситуация 3. Случилось так, что на вашей "единичке" разрядился аккумулятор. Вокруг темно и холодно. Промаявшись с пусковой рукояткой, вы наконец-то "ловите" проезжающую мимо "Газель" и "прикуриваете" от нее. Сделав круг почета вокруг квартала, вы принимаете решение отложить деловую поездку на завтра, а ближайшие 15-20 минут просто погонять мотор на холостом ходу, дабы получше подзарядить старенький аккумулятор. Воздушная заслонка утоплена, двигатель спокойно крутится...позу роденовского мыслителя и подумайте над следующим. Если верить подавляющему большинству печатных изданий, то стробоскоп позволяет выставить момент зажигания с точностью, превышающей стандартный метод с контрольной лампой. Но что конкретно создает эту самую точность? Какие неведомые доселе, скрытые резервы двигателя откроются пытливому исследователю? Да никакие! Более того, стробоскоп гораздо глупее человека, а потому будет показывать не просто начальный угол опережения зажигания, но обязательно добавит к нему результат взаимодействия центробежного и вакуумного регуляторов. Для того, чтобы гарантированно исключить влияние последних, нужно отсоединить от распределителя шланг "вакуумника" и заглушить его, затем снизить обороты холостого хода до минимальных, чтобы исключить влияние грузиков центробежного регулятора и т. п. И ради чего? Чтобы разглядывать в темных глубинах моторного отсека прыгающую метку на грязном маховике? А где же повышенная точность?характер, весьма далекий от прямой линии. Обеспечить такой режим работы может только микропроцессор, взаимодействующий с кучей разных датчиков. Так что если ваша "семерка" нуждается в установке правильного угла опережения, то обеспечьте ей требуемые семь с половиной градусов безо всяких стробоскопов и не мучайтесь. Ситуация 5. Бесцельно бродя по авторынку, вы натолкнулись на красивую насадку для глушителя. Рядом тарахтит "Москвич" подключенный к газоанализатору. Продавец на ваших глазах наживляет насадку на выхлопную трубу и демонстрирует значительное снижение показаний прибора. Вам становится завидно... Ненавязчивый совет. Задумайтесь, каким образом эта красивая штуковина умудряется влиять на рабочий процесс двигателя? Затем внимательно приглядитесь к многочисленным отверстиям на ее сверкающей поверхности. Не они ли подсасывают чистый воздух, обманывая газоанализатор?Ненавязчивый совет. Слегка нажмите на педаль газа, наблюдая при этом за лампочками на приборном щитке и прислушиваясь к жужжанию вентилятора "печки" Чувствуете, что жужжание усилилось, а лампочки за ­ горелись ярче? Так и должно быть: на номинальных оборотах холостого хода генератор является не столько источником энергии, сколько ее потребителем. А если у вас к тому же включены фары и т. п., то можете быть уверены: аккумулятор продолжает разряжаться дальше. Поэтому либо заглушите мотор и отнесите аккумулятор на подзарядку, либо покатайтесь еще. Справедливости ради отметим, что у многих владельцев обороты холостого хода значительно превышают тысячу... Их все вышесказанное касается в меньшей степени. Ситуация 4. В магазине напротив продается красивый прибор под названием "стробоскоп" Вы давно не баловали себя эффектными игрушками, да и зажигание на "семерке" начинает барахлить... В общем, почему бы не совместить приятное с полезным? Ненавязчивый совет. ПримитеСтробоскоп поможет в том случае, если вы поставили перед собой серьезную задачу - проверить работу центробежного регулятора. И если вы го ­ товы нанести на маховик дополнительные четкие метки, обзавестись точным тахометром и снять десяток характеристик, меняя по ходу дела жесткость пружинок, тогда, конечно, другое дело... Но ив этом случае надо знать, к чему стремишься. Оптимальная кривая опережения зажигания для каждого двигателя имеет свойВ одном можете быть уверены твердо: гаишников на такой ерунде не проведешь. Поэтому польза от приобретения лишь чисто эстетического характера. Итак, к чему же мы пришли? С сожалением приходится признать, что сказка все-таки ложь... Отменить законы природы она может лишь в фильмах про Индиану Джонса, а не на автомобильных барахолках. Поэтому напору недобросовестных, а порой и просто неграмотных "консультантов" противопоставляйте чувство здравого смысла, а к нему - эрудицию. И тогда все запомнят, что гора Арарат на самом деле - в Турции. Художник Александр Краснов158ЗР 3/98