102
103
ХОББИПОЛЕТ "ЖУКА" СКВОЗЬ ГОДЫОпыт анализа "жукомании": от общего к частному.обмылки, созданные биодизайном 90-х. Он прост и приветлив, он - демократичен. Но это вовсе не автомобиль для бедных, он вообще лишен кастовости; он - истинно народный автомобиль. Это определение, придуманное в третьем рейхе, приобрело после войны совсем другое значение. "Жук" надолго пережил тех, кто его создал, и тех, кто строил на нем политические планы. Маленький округлый автомобильчик оказался нужнее и долговечнее танков, которые позже, в годы войны, проектировал его создатель (подробнее об истории "Фольксвагена" см. ЗР, 1997, № 3). Для кого-то творение Фердинанда Порше, наверное, еще и возможность приобщиться к мировой истории, "потрогать" ее руками. В "Жуке" форма неразрывна с содержанием. Автомобиль прост, рационален и очень человечен. Даже ручки дверей и крышки багажника, такие примитивные, на фоне современных выкрутасов просто удобны. На "Фольксвагене" легкое и "понятное" сцепление, поразительно эластичный двигатель, у него прекрасная управляемость. Прибавим к этому хорошую, опять же в сравнении с многими более свежими автомобилями, ремонтопригодность. Одним словом, этот автомобиль дружелюбен. Культ "жуков", не утихающий с годами, повлиял даже на фирму-прародителя. Сейчас на пути к серийному производству находится "Жук-Н". Сложится ли его судьба такА ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ? Кажется, совсем недавно их было много, даже на улицах Москвы. Круглые, глазастые, они выделялись в транспортном потоке. Оригинальность, растиражированная в миллионах экземпляров, со временем примелькалась; к ним привыкли. Казалось, что так будет всегда, что "Фольксваген-Жук" вечен. Прозвище из мира фауны, немного странное и смешное, ему явно идет. Сначала он был просто "народным автомобилем". Но, очевидно, сходство с симпатичным насекомым, вроде божьей коровки, и характерное жужжание "воздушника" сыграли свою роль в появлении имени. В Мексике их еще выпускают, а в Европе и США "Жук" становится раритетом. И все больше людей самых разных возрастов и национальностей заболевают "жукоманией" - ищут, реставрируют машины (чем старше - тем лучше, ценнее), вкладывая в них немалые силы и средства. Во многих странах есть мастерские, где изготавливают кузовные и некоторые декоративные детали для "жуков" любого года выпуска. И в России почитателей "жуков" становится все больше, в Москве они уже создали свой клуб. Чем же привлекает этот глазастик? Для людей старших поколений машина, прожившая в Евро-"Жук" для многих - неисчерпаемый источник творчества: "фольксвагены" по-американски...пе почти сорок лет, с конца 30-х до середины 70-х, - воспоминание о молодости, о годах послевоенного подъема, о надеждах. Для многих "Жук" - первая автомобильная любовь. А первая любовь не забывается. Ностальгия - лишь одна из причин "жукомании". Что находят в этом автомобиле молодые? Они, кстати, составляют большую часть российских любителей "фольксвагенов". На первый взгляд "Жук" удивляет и, может быть, даже ошеломляет, особенно тех, кто воспитан на эстетике фиатовских моделей середины 60-х (сиречь "Жигулей"). Он не похож ни на чемоданообразные автомобили 70-х, ни на замысловатые...стретч из Берлина (справа); универсал по-швейцарски (внизу).же удачно, как у предшественника? Ответ даст будущее. А история первого "Жука" не кончается! Небольшие глазастые машинки, чья жизнь продолжается благодаря рукам любителей, будут удивлять и радовать еще не одно поколение.102ЗР 3/98 НАШ ЧЕЛОВЕК В " Ж УКЕ " Среди российских "жуководов" есть и наш коллега - заведующий отделом науки и техники "За рулем" Аркадий Алексеев. Были у него отечественные машины - самые разные, от "Москвича-401" до скромной вазовской "копейки" (все, естественно, подержанные). Мысли о "Жуке" нельзя было даже назвать мечтой. Казалось, иметь такой необычный автомобиль просто нереально. Помог случай. Несколько лет назад, будучи в Гродно, он увидел объявление в местной газете: "Продаю два (!) "жука", 1969 и 1971 г. в.". В Москве за эту цену можно было купить, пожалуй, лишь гнилой "жигуль". Так Аркадий внезапно стал счастливым обладателем двух раритетов. Один из них прибыл в Москву своим ходом, другой - на буксире, не дотянув до столицы всего сотню километров. Но это была сущая мелочь в сравнении с возможностью поездить на одном "Жуке" и "поставить на ход" другой. Мечта стала реальностью, но этим дело не кончилось. Автомобиль, приятно удивив неординарными качествами (описанными выше), из средства передвижения превратился в нечто большее - хобби. "Жуки" сменяли один другого. Было еще несколько экземпляров разных годов выпуска, пока в Москве не обнаружился "Фольксваген" 1955 года. Это уже настоящая редкость, особенно для нашей страны, где большинство "жучков" 60-70-х годов. Кузов сорокалетней машины сохранился лучше, чем у многих более молодых собратьев, чего нельзя сказать о моторе. Он продавался "в мешке", содержимого которого явно не хватало, чтобы автомобиль поехал. Восстановить двигатель оказалось непросто - такие, рабочим объемом 1100 см 3 , выпускали примерно до 1960 гоИнтерьер образца 1942 года - ничего лишнего и все на месте. В наконечнике выключателя указателей поворота - сигнальная лампа. "Жуковод" и его "насекомое".да, так что запчасти для них редкость. Помогло братство "жуководов", с которыми наш коллега к тому времени свел знакомство. Нашелся человек, купивший в посольстве ФРГ (!) списанные электрогенераторы, которые приводились в действие теми самыми "фольксвагеновскими" двигателями. Он-то и поделился нужными деталями. С "Жуком" 55-го года еще предстояли кое-какие работы, а на очереди был следующий, еще более интересный автомобиль. В Чебоксарах сыскался "Фольксваген" неустановленного года выпуска - по всей видимости, весьма далекого от наших дней. Аркадий снарядил в столицу Чувашии небольшую экспедицию. Выяснилось, что на машине "неродные" крылья, подножки, фары, бамперы... Но "строение" кузова и некоторые детали говорили, что машина в самом деле очень старая, а значит, редкая и ценная для коллекционера. На взгляд она казалась выпущенной не позже 1950 года. Бесплатным приложением к автомобилю была история о том, как родственник нынешнего вла-По сравнению с "восьмеркой" "жучок" не выглядит малышом, скорее наоборот.дельца, вернувшись в конце войны к своему разрушенному дому в Ленинградской области, обнаружил несколько брошенных немцами "фольксвагенов". Одна из этих машин впоследствии много лет служила ему, пока не оказалась на приколе на волжском берегу. "Беру", - решил Аркадий, и 'Фольксваген" отправился в Москву, следуя на жесткой сцепке за редакционной "восьмеркой". Чтобы уточнить судьбу машины, послали запрос на фирму, в Вольфсбург. Хваленые точность и пунктуальность не подвели. Теперь известно: экземпляр модели 82Е (другое заводское название "Коммандерваген"), попавший в руки Аркадия, сошел с конвейера... 13 августа 1942 года. Автомобилю, проделавшему причудливый путь из Вольфсбурга в Чебоксары, "стукнуло" уже 55 лет! Машина представляет собой довоенный "гражданский" кузов, установленный на шасси армейского вездехода КДФ-82, более известного как "кюбельваген" (выполненного, в свою очередь, на агрегатах первых "жуков" - см. ЗР, 1996, № 11). Таких машин построили очень немного, несколько сотен. Берлинский реставратор, собирающий информацию о "жуках" и их модификациях чуть не со всего мира, подтвердил исключительность автомобиля оказывается, таких в Европе известно всего три десятка. Нет модели 82Е даже в музее концерна "Фольксваген", проявившем немалый интерес к чебоксарскому экземпляру. Про автомобиль можно еще немало рассказать, но мы пока подождем - впереди реставрация, "выход в свет"... Вернемся к поездке в Поволжье. На обратном пути обгонявшие "автопоезд" водители так или иначе выражали свои чувства - равнодушных не было. Увы, вряд ли через полвека нынешних железных коней ждет такая же популярность.ЗР 3/98103