148
0'mfOXMU\iJ\J\После серьезного ремонта с расточкой, шлифовкой, заменой цепи газораспределительного механизма, звездочек, распределительного вала, валика привода вспомогательных агрегатов и т. д. двигатель ВАЗ-2106 нас откровенно озадачил. Казалось бы, без всякой причины он начал издавать странные звуки - скрежет, свист, "хрюканье"... Спустя несколько минут они почти пропали - но и двигатель встал. Кто-то высказал предположение: плохо с подачей бензина. И оказался прав. Сняв крышку карбюратора, мы увидели, что в поплавковой камере, как в известных рекламах, "сухо" ...Подкачав бензин ручным приводом насоса, пустили двигатель, однако вскоре он снова заглох. И все пошло по накатанной дорожке, хорошо известной опытным автомобилистам: проверили, продули-прочистили бензопроводы, вентиляцию бензобака, заменили топливный фильтр. Результат? Нулевой: подкачаем вручную - мотор работает, а потом глохнет. Тут вполне естественно предположить, что не в порядке бензонасос. Купили новый (80 руб.), установили... Ура! Двигатель работает! Но торжество оказалось преждевременным: буквально через 20 километров мотор остановился... Добирался водитель до гаража "малой скоростью" то и дело останавливаясь, чтобы опять вручную (!) подкачать бензин в карбюратор. Продолжив "расследование" вспомнили, что при ремонте двигателя, когда мы развертывали втулки подшипников скольжения "поросенка" — так народ называет эксцентриковый валик привода вспомогательных агрегатов, который вы видите на фото 1, - зазоры оказались больше положенных. Т ео ­ ретики" надоумили: ход штока привода бензонасоса равен 2,5 мм; смещение валика из-за увеличенных зазоров соответственно уменьшило ход. Кто-то сразу предложил удлинить шток (толкатель). К тому же эксперимент провели: сняв насос, прижали шток к валику и, включая стартер, убедились - ход есть... но он как будто меньше тех самых 2,5 мм. 'Теоретики" предложили удалить одну прокладку (что равносильно удлинению штока), но двигатель по-прежнему глох... "Практики" пожертвовав закаленным воротком из инст-"ПОРОИ&ШГоворят, жигули изучены уже настолько, что вновь о них рассказывать почти неприлично. Но вот случай, который вряд ли покажется банальным. Рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ.Когда валик оказался у нас в руках, проверили его твердость: нерабочий край эксцентрика легко поддавался надфилю. Валик "сырой"! Новый обошелся владельцу в 130 руб. Короче, запчастей сейчас изобилие, но что касается качества... Да и как "опознать" производителя? На самом старом "родном" мы видели цифры "50" на "сыром" - буквы "ВАЗ'.' Наконец, на последнем вообще никаких обозначений. Здесь уместно еще раз вернуться к деталям привода бензонасоса. Если насос исправен, он вполне работоспособен даже при уменьшении хода штока до 0,5 мм, так как его расчетная производительность примерно в восемь раз выше, чем требует двигатель. Важнее при установке насоса контролировать выступание штока из пакета деталей: прокладка + термоизолирующая проставка + прокладка. Оно должно составлять 0,8 - 1,3 мм. Чем оно больше, тем сильнее нагружаются (и изнашиваются) детали привода. И выше давление в магистрали перед иголь1. Бракованный эксцентриковый валик с чатым клапаном карбюратора, что моканавкой от штока (показана стрелкой). жет обернуться повышенным расходом топлива. 2. Термоизолирующая проставка. Заметим, наша "эпопея" этим не 3. Шлицевый конец валика привода закончилась. (Возможно, последнее и сломан. для вас окажется поучительным.) Вскорумента, изготовили-таки удлиненный ре после сборки привода уже с новым эксцентриковым валиком мотор вновь (на 2,5 мм) шток. Одновременно сняли термоизоляпустили... но вдруг вспыхнула лампа ционную проставку. Оказалось, что ее аварийного давления масла! Снова раконическая часть почему-то обломана зобрали привод и обнаружили, что об(фото 2). Купили новую (20 руб.). Собломился шлицевый конец валика прирав механизм с удлиненным штоком, вода шестерни маслонасоса (фото 3). действовали строго "по науке": гайки Пришлось покупать новый за 70 руб. и крепления насоса затягивали постепенвинтовую шестерню за 25 руб. но, прислушиваясь к работе двигатеОтчего сломался валик? Здесь моля... - и вот он, тот самый скребущий гут быть разные причины: производстзвук! Снова сам пройдет? Действительвенные огрехи, ненормальные нагрузки но, через несколько минут звук исчез. А в ходе наших многочисленных "опытов" двигатель вновь остановился. (помните тот самый скрежет, скрип?), а Снова сняв насос и прижав пальцем также неверные действия при сборке, шток, провернули стартером коленвал. когда при посадке "грибка" на место каИ только тут поняли - шток неподвижен. жется, что он "не сел" и вы бьете по его Прощупав пальцем эксцентрик валика, торцу, стараясь осадить. Посадка "грибобнаружили на нем глубокую канавку, ка" на шлицах довольно точная - и удар, оставленную штоком (взгляните снова сопряженный с перекосом, вполне способен сломать валик. на фото 1).148ЗР 3/98