шшшшшшшПРЕДОХРАНИТЕЛИЭти маленькие детали защищают проводку от короткого замыкания, а иной раз и сам автомобиль от пожара.Группа 3722 - "Предохранители электрических цепей". Наибольшее распространение получили плавкие предохранители - простые, дешевые и малогабаритные. Последнее особенно важно, поскольку количество собранных в компактные блоки предохранителей на современных автомобилях перевалило за два десятка. До эпохи "жигулей" на большинстве отечественных автомобилей стояли блоки предохранителей семейства Пр102 Пр108 (фото 1) производства завода ЛЭТЗ (Лысково, Нижегородская обл.). В таком блоке - три предохранителя на текстолитовых пластинках, между контактами которых зажат отрезок медного луженого провода. Главное их удобство - возможность быстро заменить перегоревший проводок: в верхней части пластинки намотан его запас минимум на десять замен. Когда запас кончится, провод нужного диаметра (см. табл.) можно найти, например, в многожильном кабеле. Цилиндрические одноразовые предохранители серии 469.32.00 (фото 2) впервые появились на ВАЗ-2101, а впоследствии стали самыми массовыми на наших автомобилях. Делают их (и блоки, в которые они сгруппированы) заводы ЛЭТЗ, ПЗА (ныне АВАР, Псков) и Точмаш" (Владимир). Роль плавящегося проводника в них выполняет полоска из цинковой фольги толщиной 0,22 мм. В последнее время они вытесняются штекерными предохранителями международного стандарта, которые уже давно применяются на иномарках (фото 3). Штекерные (или "ножевые") предохранители, для которых ПЗА и "Точмаш" уже освоили новые модели монтажных блоков, имеют штекеры размером 5x0,65 мм, залитые в корпус из цветной пластмассы. Каждому значению номинального тока соответствует свой цвет корпуса. Светло-коричневый - 5 А;Предыдущие обзоры приборов электрооборудования см. ЗР, 1997. № 6-9.12; 1998, №1.2.Антон УТКИНФото 2. Цилиндрические одноразовые предохранители 469.32.00.а на рынке продаются штекерные предохранители в основном из азиатских стран. Сравнивая эти три вида плавких предохранителей, отметим, что самые практичные из них - проволочные (если перегорит где-нибудь в дороге - запасной искать не придется). Цилиндрические - самые информативные: сразу видно, какой перегорел. А главный их недостаток - ненадежность контакта при ослаблении прижимных лапок на блоке. Штекерные - самые компактные и надежные. Правда, чтобы найти перегоревший предохранитель, придется тщательно осмотреть блок с лампой-переноской, вынимая предохранители. Впрочем, современные автомобили рассчитаны на обслуживание специалистом - уж он-то не будет вынимать из блока все предохранители подряд, а сразу определит по схеме нужный. Особняком стоят мощные плавкие предохранители в виде пластинчатых вставок на 30 и 60 А, закрепляемых на блоках винтами (фото 4). Их устанавливают вблизи "плюсовой" клеммы аккумулятора для защиты всей проводки автомобиля, но, к сожалению, только на некоторых грузовиках. На легковых автомобилях ряд цепей (зажигания, стартера и др.) не защищен, что может привести к пожару. Впрочем, ничто не мешает заботливомуФото 3. Современные штекерные предохранители. Фото 4. Плавкие вставки на 30 и 60 А. Фото 5. Предохранитель стеклоочистителя Пр502 А.темно-коричневый - 7,5 А; красный -10 А; владельцу поставить на свою машину синий -15 А; желтый - 20 А; белый - 25 А; блок мощных входных предохранителей зеленый - 30 А. ПЗА применяет предохра111.3722 от "Газели". нители собственного производства, ТочБиметаллические многоразовые маш" закупает их у фирмы Тесла" (Чехия), предохранители применяют редко - в осТоки плавления медных проводов Диаметр провода, мм Ток плавления. А 0.11 2ЗР 3/9877