152
Винт М5(М4)Рис. 2. Ремонт шарнира рычага переключения передач раздаточной коробки: а - способ усилить кронштейн хомутами; б - шарнирный узел в сборе (1 - кронштейн; 2 - палец; 3,4 - втулки; 5 - шплинт).ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЧто делать после того, как двигатель был перегрет? Мой ВАЗ2106 "кипел" два раза. К каким последствиям это может привести? Начнем с последнего. Не случайно температура двигателя с жидкостным охлаждением строго ограничена (в отличие от более вы ­ носливого с этой точки зрения дви ­ гателя с воздушным охлаждением). Дело в том, что при закипании жидкости в рубашке охлаждения с ее стенками начинают контактировать пузыри пара, резко уменьшающие теплоотвод. С этого момента горячие стенки начинают накапливать тепло лавинообразно - это, в свою очередь, усиливает кипение жид ­ кости, зона кипения растет, захватывая все больший объем жидкости... Происходит общий перегрев двигателя, при котором не редкость - заклинивание деталей (и, соответственно, их механическое по ­ вреждение - вырывы материала, задиры, поломки и т. д.). Кроме то ­ го, часто происходит коробление деталей: после остывания их форма уже не соответствует исходной. Например, головка блока цилиндров может приобрести, как говорят, форму "домика", да и сам блок по ­ рой деформируется: цилиндры приобретают недопустимую эл липсность, нарушается соосность подшипников. Одновременно возникает течь охлаждающей жидкости через прокладку головки. Ремонт двигателя с такими по ­ вреждениями представляет серьезную проблему - ведь поврежденные детали или узлы приходится заменять новыми. Но если перегрев был умеренным (об этом можно судить по характеру работы дви ­ гателя: например, он не стал больше расходовать топлива или масла, нет внутренних утечек охлаждающей жидкости, не снизилась мощность и т. д.), то вполне возможна его дальнейшая эксплуатация. Несмотря на это, постарайтесь все же перегрева не допускать.1x45°Если сломан кронштейн рычага блокировки дифференциала (рис. 3), лучше от ­ ремонтировать его по-другому. Из стального листа толщиной 2 мм изготавливаем скобу 2, которую надеваем сверху на кронштейн. Ориентируясь по скобе и по отверстию в наиболее со ­ хранившемся "ухе" или в его обломке, размечаем и сверлим отверстия диаметром 8,2 мм. При этом важно избежать ошибки - не по ­ пасть в ребра жесткости между "ушами". Через эти отверстия (в сечении А-А) пройдет болт М8-50, к репя ­ щий скобу к кронштейну. (При окончательной сборке этого узла тоже полезен клей, исключающий какой бы то ни было неприятный люфт.) В сечении Б-Б расположены "ремонтные" д е ­ тали шарнира - это еще один болт М8-50, втулки 3 (две штуки) и распорная втулка 4 - она исключает защемление шарнира при затяжке болта. Если обломанные концы проушин упираются во втулки 3, подпиливаем их "по месту". Если вы все сделали правильно, управлять раз ­ даточной коробкой сможете легко и четко.Рис. 3. Ремонт шарнира рычага блокировки дифференциала: а - разметка отверстий в кронштейне; б - шарнир в сборе (1 - кронштейн; 2 - скоба; 3,4 - втулки; 5 -рычаг).152ЗР 3/98