84
85
Продукция ВАЗа попадает в столицу двумя торными путями - по железной дороге и на автовозах. Та партия из 10 машин, отгруженных в адрес московской фирмы "X", прибыла поездом. От станции до торговой площадки фирмы - примерно 30 км, большая часть из них по МКАД; время - воскресное утро; задача - быстро доставить машины к месту продажи. Фирма наскоро сколотила команду из пяти перегонщиков-любителей, в которую по доброте (надо помочь знакомым) и врожденному любопытству (предпочитаю называть его профессиональным) попал и ваш корреспондент. Любопытство сослужило хорошую службу: перед вами ХРОНИКА ОДНОГО ПЕРЕГОНА 11.10. В открытом двухэтажном вагоне - десять сугробов, внутри которых "пятерка", три "самары" и (гордость волжского автогиганта) шесть "десяток". 11.20. Выясняется, что дверных ключей (они ехали отдельно) не хватает. Похоже, у одной "десятки" оба комплекта заперты в салоне... К счастью, она стоит не первой - редкое везение в этот день. Пока осторожно сгоняем "восьмерки", а наш "старшой" мается с проволочкой, подражая взломщику. Неожиданно дверь открылась - в салоне, и правда, лежат все четыре ключа в целости и сохранности. Можно продолжать разгрузку. 11.50. "Десятки" пускаются много хуже своих товарок. "Самарам" достаточно нескольких оборотов коленвала при вытянутом "подсосе", чтобы двигатель уверенно заработал. Такой же мотор "десятки" гоняешь стартером намного дольше, проклиная новинку - полуавтомат пуска. Кстати, никакой он не автомат -ни "полу", ни "четверть". Предполагается, что перед пуском водитель "взводит" устройство, то есть закрывает воздушную заслонку, нажав до упора педаль газа. Дальше простейшая автоматика открывает заслонку по мере прогрева. Ничего подобного! С грехом пополам заработав. откашлявшись, моторы набирали 2000-3000 об/мин и готовы были молотить так сколько угодно. Функцию автомата брал на себя водитель - удар по педали газа, и обороты снижены до нормальных 1000-1500. 12.15. Все машины на твердой земле. Вы думаете, теперь сел и поехал? Как бы не так! Видимо, как превентивную меру против хищений, ВАЗ по старой традиции доверяет дилеру (или клиенту) устанавливать зеркала, поводки и щетки стеклоочистителей, часы,прикуриватели, кнопки сигналов, брызговики. Спасибо, что все это лежит в багажниках, а не расползлось по рыночным прилавкам1 Оглядев машины, решаем для экономии времени ставить только "дворники", а остальным пренебречь. 13.00. Наконец, первые пять машин (из них одна ВАЗ-2110) готовы тронуться в путь. Почему так долго? Мучились с поводками стеклоочистителей на "десятке". Похоже, осознав, что ставить их все равно будут потребители, а не рабочие завода, ВАЗ отказался от простой, я бы сказал, человечной схемы крепления в пользу чудовищной конструкции. Вдобавок штатным инструментом поводки не закрепить - необходим всего-то рожковый ключ S10, которого в прилагаемом к автомобилю комплекте нет... Мы так ругались - думаю, кое-кто на заводе страдал икотой, будучи не раз памянут нами в неприличном контексте.13.30. Мы почти у цели. Моя "десятка" почему-то перестала держать "холостые". И ведь "подсос" не вытянешь, чтобы не глохнуть на каждом светофоре - здесь же все по-современному: в карбюраторе воздушная заслонка с "автоматом", будь он неладен. Ладно, доеду и так. Кстати, "жигули" и "самары" доехали без всяких проблем. На всякий случай (вдруг на ВАЗе захотят разобраться или владельцам ВАЗ-2110 любопытно) заводской номер забарахлившей машины - ХТА 211000W00 27412. 14.20. Крепим стеклоочистители на оставшиеся пять ВАЗ-2110.а) Вид сверху на поводок стеклоочистителя. Крепление почти недоступно... б) и все же, прижавшись ухом к ветровому стеклу, гайку кое-как можно разглядеть и даже - открутить. Одна машина не реагирует на педаль газа (это стало заметно, еще когда сгоняли ее с платформы). Оказывается, выскочил из заделки тросик привода. Привязать его прямо к педали? Не хватает длины. Решили зафиксировать дроссельную заслонку в полуоткрытом положении и "пилить" до стоянки на постоянном газе. Как назло, на этой машине выпадает ехать мне. С таким трудом приведенный в рабочее состояние стеклоочиститель выкинул злую шутку - "дворники" при включении попытались нырнуть под капот! Оказывается, из-за какого-то дефекта в электрооборудовании у них есть только один режим работы (постоянный), а останавливаются они в произвольном положении. Пришлось вновь терпеть издевательство завода, переставляя поводки. Понемногу появляется навык этой бесполезной работы. Дефекты - один за другим! Здесь еще не работает электрообогрев заднего стекла и левый передний указатель поворота. Идентификационный номер этого автомобиля ХТА 211000W00 27338. 14.45. Едем. На постоянном газе (обороты холостого хода - 4500 об/мин) вести автомобиль утомительно - временами чувствуешь себя беспомощным. Скорость в гору - не более 40 км/ч, на ровных участках разгоняешься до 90 км/ч. На обгоны наложено табу: а вдруг не хватит запаса скорости? 15.00. Колонна встает - обнаружились новые неисправности. На одной машине та же беда с "дворниками" - переставляем поводки (ХТА 211000W00 27492).мотор не держал холостые обороты, плохо "тянул", что заедала педаль газа, так теперь при пуске двигатель издал отчетливый металлический стук! Сразу отведу обвинения в наш адрес - масло в моторе было, давление его, судя по сигнальной лампе, в норме. Чтобы не рисковать, машина сопровождения берет бедолагу "десятку" на буксир. Этот брак на колесах имеет идентификационный номер ХТА 2110 00W0026147. 15.30. Отсылаем более-менее исправные машины вперед и "пилим" в арьергарде - автомобиль без педали газа, "девятка"тягач и на буксире "десятка" с застучавшим двигателем. Второго тягача нет. Что будем делать, если встанет еще одна машина? 15.55. Так и есть! На обочине притулилась "десятка" без габаритных огней - явно наша. Она тоже страдала поначалу "дворниками", периодически выключался спидометр, и вот теперь отказала вся электрика. Причина простейшая - "сел" аккумулятор, ведь генератор не работал ни одной минуты. Бывалые в таких случаях говорят: нет зарядки. На дороге разбираться, почему отказал генератор, не стали. Поменяли аккумулятор (разряженный достался мне) и поехали дальше, уповая, что свежей батареи хватит на оставшийся путь. Номер последней "десятки" - ХТА 2110 00W0026198. 16.20. Неужели все, дотянули? Действительно, больше ничего не случилось - даже не верится. Остается припарковать машины, переписать дефекты и номера VIN,чтобы рассказ потом получился доказательным. Судить о нем вам, я же дам некоторые КОММЕНТАРИИ Из 10 машин, которые прибыли в тот день на фирму "X", шесть оказались с браком. Неплохо согласуется с данными нашего опроса (ЗР, 1997, № 4) - читатели сталкивались с дефектами у 54,2% новых автомобилей ВАЗ. У нас получилось, что завод дает 60% брака. Возникает впечатление, что ВАЗ сосредоточился на поставке полуфабрикатов, доверив "отверточную сборку" дилерам. Ведь заводские дефекты приходится исправлять им, проводя "предпродажку" (некоторые, правда, ленятся, и тогда машину доукомплектовывает покупатель). Ужасно, что в этом случайном тесте столь плохим качеством выделились именно "десятки". Признаться, мы снисходительно относились к дефектам редакционного автомобиля - все-таки из первой партии, сборка не на заводском конвейере, а в опытном производстве, обходная технология... Неполадки в автомобилях 25-й, 26-й тысяч по счету (см. номер) никак не спишешь на болезни роста - конвейерный автомобиль обязан быть свободным от "детских" дефектов. Или "десятка", как и ее предшественница "Самара", перестанет отпугивать автолюбителей, лишь окончательно устарев? Лозунги рекламы никак не воплотятся в жизнь. Где они, "восторг и новизна" "нового друга" по имени ВАЗ-2110?..I, ЧТО ДУМАЮТ ДИЛЕРЫ Другая "десятка" порадовала было исМы попросили высказать свое мнение о "десятке" руководителя одной из правностью всех систем, но... вдруг вскипела (это зимой-то!). Пр^чинапока неизвест- фирм - дилеров ВАЗа. на, подозреваем недостаток охлаждающей Никакой другой автомобиль из Тольятти не продвигали с такой рекламой. Но - без жидкости и воздушные пробки в системе (от толку! Машину не берут, хотя ее цена (в среднем $9400) почти сравнялась с "девяносто де"печки" тянет холодом). Пришлось замкнуть вятой". Причина - крайне низкое качество изготовления, отсутствие сервиса и запчастей. контакты на датчике включения вентилято- j ^ Дилеры не брали бы "десятки" вовсе, но... по заводской разнарядке 10% от всех маpa, чтобы тот работал постоянно. Теперь шин составит именно новая модель. Больше не возьмет ни один здравомыслящий провыше рабочей температура не поднимает- давец, меньше - не позволит завод, силой пропихивающий новинку на сопротивляюся. Номер-ХТА2110 00W0025360. щийся рынок. Купить на ВАЗе 300 популярных "шестерок" нельзя без довеска в 30 обре9 Самый неприятный сюрприз приготоменительных "десяток". Помните - "книги с нагрузкой", "продуктовый набор" вила четвертая "десятка". Мало того, что Приводить машины в нормальное состояние приходится нам, дилерам. Деньги на это берем из собственного кармана. Но если на старые модели достаточно установить стеклоочистители, зеркала и прочее (иногда купить пару лампочек, прикуриватель), то с ВАЗ-2110 этим не отделаешься. Часто машины поставляют без электронной части в приводе спидометра (стоит 170 рублей, купить можно только в Тольятти); если установлены электростеклоподъемники - нет кнопочного пульта (120 рублей, только в Тольятти); датчика температуры в салоне (не достать вовсе, продаем машины без него); нескольких реле, чаще - аварийной сигнализации и стеклоочистителей; часов (100 рублей, бывают только в Тольятти). Посудите, что стоит укомплектовать "десятку"!Боюсь, новый мотор (16-клапанный, модели 2112) репутацию машины не спасет скорее, наоборот. Купить запчасти, реализовать гарантию можно будет только в ТольПод капотом. Тросик газа, оторванный от педаятти - а значит, в удалении от завода взять мощную машину просто побоятся. И, судя ли, вытягиваем из оболочки, приоткрываем по моему опыту с 2110, правильно сделают. дроссельную заслонку и фиксируем трос, приНе хочу "хоронить" "десятку". Все-таки самый новый, самый перспективный, самый посжимая его защелкой воздушного фильтра. Теперь мотор все время работает при 4500 об/мин. ледний российский автомобиль. Вот только... как бы он не похоронил и нас, дилеров, и завод.$1leju (-ASULHIJL .