162
163
164
ДРУГ b\ -*01!>ЛРЬРА\ -- \\l\yrfOМы задались целью выяснить "моторные" пристрастия автомобилистов и найти им объяснения. Объективные показатели и субъективные оценки моторов по пятибалльной шкале вы видите в таблицах. Вторая из них со ­ ставлена по результатам опроса редакционных и околоредакционных специалистов автомобильного дела. И хотя среди них были и дипломированные конструкторы, и профессиональные испытатели, мы просили их занять позиции рядового автолюбителя, но учитывать собственные знания и богатый опыт. То есть - оценивать не табличные показатели дригателей, а реальные, не забывая, --то технические новинки в эксплуатации часто доставляют проблемы, а кверное ка ­ чество изготовления спо ;обно свести на нет все конструктивны з преимущества. И главное - ради Бога, не сравнивать наши и зарубежные двигатели, а занимать место поближе к земле, рассматривая моторы, что называется, "от сохи" Оценка "юрмы" то есть средненького уровня - четверка" Поясним первую к элонку табл. 2. Конструкция - то, с чр л бороться почти невозможно; оценла работы заводских специалистов. Здесь же косвенно оценивается качество изготовления. Технические показатели хватает ли мощности и момента, устраивает ли экономичность. Две первые графы интересно рассматривать вместе - насколько удалась конструкция с точки зрения современного автомобилиста? Обслуживание удобство проведения ТО и обязательно - его периодичность (а все вместе - трудоемкость). Ремонт - возможность починить (восстановить) двигатель самостоятельно, наличие станций сервиса, технической литературы, стоимость запчастей. С надежностью и долговечностью все ясно и так. Л ю ­ бопытно, как соотносятся две последние графы: например, при высокой надежности удобством ремонта можно и пожертвовать. Таблица получилась, на наш взгляд, весьма любопытной, но все же неполной без "довеска" в виде доводов "за" и "против" каждого агрегата.Он определяет потребительские свойства автомобиля. От него во многом зависит популярность машины, отношение к ней потребителей, специалистов, наконец, нас - журналистов. О моторах своих "железных коней" автолюбители готовы рассуждать и спорить бесконечно. Мы - тоже. Точки над "Г пытаются расставить Сергей КАНУННИКОВ и Антон ЧУЙКИН.Двигатель "Самары". Для регулировки клапанов необходимы шайбы. Ими надо запасаться заранее или работат возле магазина. _Ъигатель "Жигулей". Цепной приводе^, A Tn^nLyS"nlBr?ZZ,2^1TSuZ OJ Приспособления для регулировки клапаны регулировать неудобно. VJ Папанов у ВАЗ-111 Ги ЁАЗ-2108 *fp одинаковые. _Моторы "Жигулей" прекрасно известны большинству автолюбителей, их брали за "печку" оценивая конкурентов. Интересно, что даже некоторые специалисты ВАЗа считают эти агрегаты на сегодня лучшими: "При соблюдении технологии сборки (читай - без брака) и правил эксплуатации (значит - строго по заводской инструкции, без "надрыва") двигатель близок к идеальному для России" Однако условия эти не выполняются. Вспомним хотя бы историю с "жигулевскими" распредвалами. До сих пор моторы "страдают" маслосъемными колпачками - заводские служат в среднем 60 тыс. км. Заменить их, правда, несложно, но на рынке полно подделок, которые не выхаживают и 10 ты ­ сяч. Износ колпачков, как правило,становится первой причиной повышенного расхода масла, который на исправном двигателе невелик. Но 130 тысяч до капремонта двигатели в среднем работают (хотя многие к этому времени нещадно дымят). Для полноценного ремонта цилиндры надо растачивать. Ставить гильзы, поделки кустарей, нежелательно ухудшается тепловой режим двигателя. На многих сервисных станциях плохо хонингуют стенки цилиндров, отчего кольца после "капиталки" служат 20-30 тыс. км. Вывод: морально устаревшую, но работоспособную и столь привычную162ЗР 3/98 Цилиндро-поршневая группа конструкцию рано списывать. В двигателя УЗАМ. Это почти все, рейтинге отечественных моточто нужно для капремонта мотора. ров она держит второе место. Двигатели семейства 2108 расход масла очень небольшой сегодня, пожалуй, можно отнести (не больше, чем у вазовских к лучшим. Конструкторы и испымоторов). Но в последние годы татели ВАЗа вправе гордиться встречаются двигатели, "с новЗ" своим детищем - пожалуй, наипожирающие масло. Это объяс---"" более беспроблемным для по ­ няется халтурной сборкой (натребителей. Правда, осторожпример, неправильной запресные, привыкшие полагаться совкой втулок клапанов) и низтолько на себя автомобилисты ким качеством комплектующих. назовут несколько, по их мнеУЗАМ чувствителен к чистонию, отрицательных черт мотора: те системы вентиляции картера. Засоренный фильтр в крышке - привод механизма газомаслозаливной горловины - причина распределения зубчатым ремнем, б о ­ Для двигатечи масла через уплотнения, в том лее уязвимым, нежели привычная цепь телей МеМЗ числе через сальники коленвала. (контрдоводы. ремень обладает рядом завод не преимуществ, главное - не вытягивапоставляет Фильтр достаточно промывать в керопоршни ресине, а масло менять почаще (особенется, а чтобы предотвратить обрыв или монтных но отечественное). Традиционно на срез зубьев, достаточно вовремя, черазмеров. Владельцы "москвичовских" двигателях подтекает рез 60-70 тыс. км пробега, заменять "таврий" доремень; к тому же обрыв его на самом рабатываютмасло из-под бензонасоса. Чаще всего и герметик не помогает, приходится поршни массовом моторе - 21083 - к "встрече" "восьмерки'. мириться с дефектом. клапанов с поршнями не ведет); В обслуживании УЗАМ прост, регу- регулировка зазора в механизме лировка зазоров в приводе клапанов газораспределения подбором шайб, с доступна даже новичку. Благодаря использованием специнструмента jna гильзованному блоку капремонт также самом делеона занимает даже меньнесложен. Хорошо собранный УЗАМ ше времени, чем возня с "классиые=-. честно отрабатывает 120-150 тыс. км, а скими" рокерами, регулировочны если повезет, то и больше (рекордсмевм-гтаШ; КОнтргайкамиГ периодичнов-двухсоттысячников среди них мноность провер^аГТГрегулировки клапам го больше, чем у вазовских). нов при прямом их приводе можно до" вести до 70-100 тыс. км - сравните с 8™^*** "*г &»» *** Устоявшаяся конструкция мотора ВАЗ-1111 ("Ока"). Главный конст"классическими" 10-20 тысячами); скорее плюс в наших условиях. Отвраруктивный недостаток двигателя, как тительное качество постепенно сводит - сложная для ремонта, особенно остроумно заметил один из респонденего на нет. От двигателя отворачива"в поле" система зажигания (так ведь тов, - "мало цилиндров" (имеется в виются даже постоянные партнеры Уфы она и отказывает не в пример реже ду дефицит мощности). Мотор предста"Москвич", "Ижмаш"... Спасет ли его контактных систем, и обслуживания вляет собой, по сути, половинку 2108, конструктивное обновление - увеличепочти не требует, хотя основания для что решает проблему со многими запние рабочего объема, система впрыопасений есть - в начале жизненного частями. Увы, оригинальные детали ска? пути "восьмерок" коммутаторы были (распредвал, коленвал, блок и т. п.) весьма ненадежны). МеМЗ-245 (двигатель "Таврии") придется долго искать, а найдя - слишМотор действительно самый совком дорого платить. К сожалению, и - довольно современный агрегат, конременный и надежный среди массоресурс модели 1111 - половина "восьструктивно близкий к моторам передвых. Характерный плюс - небольмого" А что вы хотите от маленького неприводных ВАЗов. Ременный привод шойобъемиувеличенный до двигателя в маленьком автомобиле?! распредвала расстроит консерваторов, 15 тыс. км интервал обслуживания. В Двигатели УЗАМ, больше из ­ зато классические коромысла и, слеремонте двигатель, пожалуй, не сложвестные как "москвичовские" всегда довательно, привычная регулировка нее "классического" отличались неприхотливостью и долтеплового зазора весьма порадуют. По нашим наблюдениям, в посговечностью. Недостатки полуторапи- Двигатель обладает завидным темпеледнее время снизилось качество во ­ трового мотора - далекая от оптираментом (южанин!), который с удодяных насосов, которые редко "выхамальной характеристика крутящего вольствием отмечали почти все хозяеживают" до 100 тыс. км. момента (особенно это проявлялось в ва "таврий" Правда, есть опасения, что И опыт эксплуатации редакционсочетании с "41-й" трансмиссией) и в жертву мощностным показателям ных машин, и отзывы автолюбителей склонность к детонации. Кстати, если принесена долговечность: средний позволяют поставить семейство двив "технических показателях" раздесрок службы до капремонта не превыгателей 2108 на верхнюю ступеньку лить двигатели 1,5 и 1,7 л, то их оценки шает 100 тыс. км. Но возможна и еще нашего рейтинга. В завершение вы ­ весьма разойдутся: 3,1 и 3,7 соответодна причина. Серьезнейший минус МеМЗ-245 - плохая сборка и скверное ведем средний срок службы до капрественно. монта - 150 тыс. км. У нормально собранных УЗАМов качество запчастей. Последние, вдоба-ЗР 3/98163 (в худшем - много раньвок, чрезмерно до ­ ше). Примерно тогда же роги, а некоторые и масло начинает сочиться дефицитны. Испычерез прочие уплотнения тывающим экономотора. Затем проявляет мические трудности себя износ деталей клаМеМЗу и ЗАЗу панного механизма - как приходилось идти следует отрегулировать на разные ухищреклапаны не удается. ния, чтобы отгруБольшинство дефектов, жать в торговую как иу других отечестсеть комплектные венных двигателей, свяавтомобили. Так, зано с плохими комплеккарбюратор ДААЗ тующими и отвратитель(типа "Солекс") усной сборкой. Серьезного тупил место "Пекаремонта мотор ЗМЗ ру" (К-126), заслуобычно требует уже к жившему справедпробегу 100 тыс. км. ливые упреки автолюбителей (больВозможные достошинство тут же инства ветерана переАрхаизм в производило об ­ конструкции крыты его недостатками. ратную замену за ЗМЗ-402 Единственное, почему набивной сальник собственный счет, коленвала. он еще держится на другие, помучиврынке, - низкая цена и шись, делали то же самое в первые меотменная ремонтоприсяцы эксплуатации). годность. И все же это ЗМЗ-406. Проблемы с цепным приводом распредвало первый кандидат на "выпохоже, остались в прошлом. Итак, этот мотор упустил реальную возможность овладеть сердцем и лет" из рейтинга, где он душой российских автолюбителей. сейчас занимает последнее место. торого испорчены временным отсутстТем не менее за ним третье место. ЗМЗ-406 с момента "рождения" вием сервиса, дороговизной запчастей. О долговечности и надежности пользовался нашим повышенным "Детские болезни" постепенно излечи"волговского" мотора ЗМЗ-402 сревниманием. Характерные неисправваются, хотя окончательный вывод деди тех, кто знаком с ним понаслышке, ности первых двигателей ("детские лать рано (маловато информации). По ходят легенды. На практике архаичный болезни") описаны в ЗР, 1997 № 4, ос"низу" двигателя (блоку, поршневой двигатель мучает владельцев. Шестетается их вкратце напомнить: быстрый группе, коленвалу) претензий, по наренчатый привод газораспределительизнос башмака гидронатяжителя и усшим сведениям, ни у кого не было - отного механизма, конструкцию которого покоителя цепи привода распредвадельные моторы честно ходят по 300 (!) впору описывать в материале по истолов, отказ гидротолкателей, некототыс. км. У остальных, более позднего рии автомобиля, пожалуй, самый нарые проблемы с системой управления выпуска, это еще впереди (?). (впрыском). дежный элемент мотора. Молодость - быстро преходящий Конструктивно это наиболее сонедостаток. Возможно, через год-два Набивной сальник коленвала дает течь в лучшем случае тысяч через 30 вершенный мотор, впечатления от ко - ЗМЗ-406 займет верхнюю строчку рейтинга. Таблица 1 Общий вывод Краткие технические характеристики двигателей прост и ясен. Мы го ­ товы мириться с усПараметры ВАЗ-2103 ВАЗ-2106 ВАЗ-2108 ВАЗ-21083 ВАЗ-1111 УЗАМ-331.10 УЗАМ-3317 МеМ3245 ЗМЗ-402 ЗМЗ-406 таревшими, а ино1.45 1,48 2,45 Рабочий объем, л 1,57 15 , 0,65 2,3 1,3 1,7 1,1 гда и вовсе архаич47/63,7 52,9/72 75/102 Мощность, кВт/п.с. 55,5/75,5 21.5(29.3) 63/83 39/53 110,3/150 53,3/72,5 51,5/70 ными конструкцияпри эб мин 5600 5600 5500 5500 4500 5200 5400 5600 5600 5400 ми, мечтая только о Крутящий моментНм/кгс-и 94,-9,6 80.4/8,2 104/10.6 116/11,8 106,4/10,85 44,1/4.5 106/10.8 129/13.2 206(21 181,5/18,5 том, чтобы они норпри об/мин 2600 3400 3500 3200 3000 3500 4000 3000 3400 3400 мально и долго раЛитровая мощность, л.с/л 49 42 50 48 49 47 45 49 48 65 ботали. Правда, Таблица 2 многие уже сравниСубъективные оценки двигателей ли отечественные моторы с зарубежЗМЗ-402 Показатели ВАЗ-2101-2106 ВАЗ-2108-21083 ВАЗ-1111 УЗАМ-331.10 (3317) МеМЗ-245 ЗМЗ-406 ными образцами и... Конструкция 4 2,5 3,9 3,3 4,3 4.5 4,5 сделали выбор в4 2,7 4 Технические показатели 3,7 3.4 4,3 4.2 пользу последних. 3,7 Обслуживание 3,3 3 4,1 3,9 3,8 3,5 Мы пока терпим ог ­ 3,7 4,1 3,6 Ремонт 3,9 3,3 2,5 4,1 рехи моторострои4 Надежность и долговечность 3,7 3,5 4,2 3 3,6 3 телей. Пока... 20,1 20.7 18.2 18,1 15,6 17 Сумма 19,1164ЗР 3/98