118
НЕ ДЛЯ ТОЛСТОСУМОВСкорость падения цены автомобиля скажет вам о том, сколько ему осталось жить и сколько он будет стоить "на склоне дней".ЛУЧШИЕАлександр АЛЕКСЕЕНКО Вы купили машину. Если это наши родные "Жигули", то через пару месяцев их цена даже возрастет: вы поставили подкрылки, сигнализацию, магнитолу, обкатали движок, а все, что должно было сломаться, уже сломалось. Если же это престижнейшая иномарка - увы, она потеряла часть цены (например, в Германии - до 25%) еще до того, как вы в первый раз сели за руль. Дело в том, что потребительская стоимость начала утрачивать "престижную" составляющую - быть первым владельцем почетнее, чем вторым. Через два-три года истечет гарантийный срок, предоставляемый большинством западных производителей. Не заглядывайте под днище: масло не течет, шестеренки не отваливаются, однако где-то по пути вы-щ\потеряли нечто невидимое глазу "• стоимость удобного (часто бесплатного) сервиса. Затем наступает событие, которое, по-видимому, не грозит владельцам "жигулей", однако оно часто подстерегает владельцев иномарок: фирма снимает с производства вашу модель и запускает новую. Теперь уже никто не скажет, что автомобиль "с иголочки" новый, даже если вы тратите ползарплаты на автокосметику - еще один кусок престижа потерян навсегда. И это не в последний раз. Когда ваша модель из "предыдущей" превратилась в "предпредыдущую", цена опять упадет. Что остается от потребительской стоимости вашего движимого имущества? Комфорт, практичность и наслаждение ездой. Увы, это тоже не вечно: мощность двигателя когда-нибудь упадет, багажник перестанет открываться, а аккумулятор придется на ночь класть к себе в постель иласкать, как девушку... Но это происходит постепенно. Полной же катастрофы следует ожидать не раньше, чем лет через 10-15. Поэтому можно считать, что автомобили в возрасте от трех до десяти-двенадцати лет теряют цену плавно, без скачков, каждый год спускаясь на ступеньку. Если представить процесс обесценивания в виде графика, то это - прямая линия. Она тем круче, чем более высокой была начальная цена. Эта линия когда-то пересечет "нулевую" ось - период полной амортизации вашего автомобиля. Что же касается очень старых автомобилей, то они могут даже возрасти в цене: в них вложено много души. Хоть это - категория иррациональная, некоммерческая, но оцениваемая кем-то из покупателей. Как падает в цене ВАЗ-21083 в нашем отечестве ив Великобритании, где эти машины до сих пор пользуются спросом (здесь цена не подвержена давлению наших реэкспортеров - машины ведь с правым рулем)? Будем исходить из установленного факта: в России "восьмерка" в среднем полностью амортизируется за 19 лет, а ее сестренка на Западе - за 11.(Конечно,все зависит от того, что считать полной амортизацией. "За бугром" капремонт двигателя - удел фанатиков и коллекционеров, а в нашей стране его проводит едва ли не каждый младший научный сотрудник.) Отсюда у ВАЗ21083 ресурс не меньше, чем у европейской модели "Форд-Эскорт". Вот и получается, что не так уж плохи наши машины. По крайней мере, их никогда не поздно починить. Кстати, именно период "коммерческого умирания" в 18-20 лет характерен для большинства ВАЗов и среднепрестижных иномарок, бегающих по дорогам нашей страны. Среди продаваемых в России автомобилей исключительное место занимает "сорок первый" "Москвич". Он самый "быстрый" - проносится по жизни подобно метеору: цена падает до нуля за 10 лет. Не оправдалась и легенда о долговечности "Волги" (ГАЗ-31029)-14лет. А кто у нас чемпион? Владельцы "мерседесов", вы напрасно сглатывали слюну в предвкушении абсолютного первенства. Чемпион - ВАЗ-21063. Его ресурс ни много ни мало - 23 года коммерческой жизни - больше, чем у БМВ-525 (21 год). А что ему сделается!.. Правда, бывает, что велосипеды выдерживают еще дольше. Так что катайтесь на здоровье в "шестерках"! Разумеется, если за четверть века вам не наскучит однообразие. Таковы гримасы стихийного рынка, отражающие, скорее, общественное сознание, чем бытие. Если вы собираете аргументы в пользу того, что отечественные автомобили лучшие в мире, что ж - нате вам. Вместе с тем, следует учитывать мнение всей остальной автомобильной журналистики, которая отчего-то этот вывод оспаривает. Примечание. Для анализа взяты объявления одной из московских рекламных газет за лето-осень 1997 года и британские дилерские справочники того же периода. В статистике исключены аварийные машины и иномарки с проблемным учетом, но оставлены ржавые, "не на ходу", "под замену агрегатов" и т. п.118ЗР 4/98