222
223
224
225
РЕМОНТРАЗБИРАЕМ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ "САМАРЫ" И "ДЕСЯТКИ"Геннадий ЕМЕЛЬКИН. Технический центр ЗР "Тушино" Пятиступенчатая коробка передач ВАЗ-2108,2109,21099,2110. Двухвальная коробка передач Включаем третью или четвертую передачу, пеВАЗ-2108...2110, представляющая инреместив рукой в нужную сторону шток привоСнимаем вилку, муфту и ступицу синхронизатерес не только для владельцев этих да переключения передач. тора пятой передачи. Внимание! Нельзя переавтомобилей, но и дпя ценителей "класмещать муфту относительно ступицы, так как сических" "Жигулей" показала себя допри этом могут выскочить и потеряться сухари статочно надежной, прочной и долгофиксатора с шариками. вечной. Но рано или поздно в ее работе могут появиться неполадки: повышенный шум на холостом ходу или при движении машины, затруднения при включении передач, их самовыключение во время движения автомобиля, износ уплотнений и как результат - утечка масла, которая, в свою очередь моКлючом "на 10" отворачиваем болт крепления жет привести к серьезным поломкам в вилки пятой передачи на штоке... коробке передач. Ремонт этого сложного и дорогого агрегата вполне по плечу человеку, обладающему слесарными навыками. Из специального инструменСнимаем блокирующее кольцо,.. та понадобятся ударная отвертка, универсальный съемник и клещи для снятия стопорных колец....и включаем пятую передачу, нанеся несколько легких ударов по вилке молотком через медную оправку.Ш 3^^^jlСтавим коробку вертикально на верстак и ключом "на 13" отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки.Щк^л\Щ...ведомую шестерню,.! 11 /!!Слегка постучав по крышке молотком, снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой.Убедившись, что валы не вращаются, ключом "на 30" отворачиваем обе гайки.„подшипник..222ЗР 4/98СвоимиСилами20 ...и ведущую шестерню пятой передачи.Извлекаем стопорные кольца подшипниковКлючом "на 13" отворачиваем двенадцать гаекпервичного и вторичного валов. При этом однойи один болт, соединяющий коробку передач с отверткой прижимаем стопорное кольцо к подкартером сцепления. шипнику, а другой постепенно выводим кольцо из проточки в наружной обойме.Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления пластины, фиксирующей подшипники,.. торов... Вставляем отвертку в проточку на линии разъеОтворачиваем два болта "на 13" крышки фиксама,.....поддеваем картер коробки передач и снимаем ...и снимаем ее. ...и снимаем ее вместе с прокладкой. Извлекаем его со шпилек. пружины и шарики из картера коробки передач.Ключом "на 13" отворачиваем пробку фиксатоКлючом "на 10" отворачиваем болт вилки вклюра заднего хода. чения первой и второй передач на штоке.Снимаем втулку подшипника пятой передачи, Чтобы достать из картера пружину и шарик, коподдев ее двумя отвертками. робку придется наклонить. Приподняв шток, снимаем его вместе с вилкой.21СвоимиСиламиЗР 4/98223 Для замены подшипников дифференциала используем подходящий упор...Аналогичным образом снимаем шток и вилку включения третьей и четвертой передачи....и снимаем вилку включения заднего хода вместе с осью....и универсальный съемник. При таком способе ведь подшипник-то все равно менять!сепаратор почти наверняка будет поврежден, ноСлегка покачивая, вытаскиваем первичный и Внимание! Перед снятием шток с помощью отвторичный валы из подшипников и картера ковертки нужно вывести из механизма выбора робки передач. передач. да спидометра, подшипник аккуратно спрессовываем двумя отвертками.Если замене подлежит только шестерня привоИзвлекаем ведомую шестерню главной передаШток пятой передачи, повернув против часовой чи в сборе с дифференциалом. стрелки, вытаскиваем вверх. Для разборки вторичного вала зажимаем его в тисках, подложив под губки накладки из мягкого материала. Монтажными лопатками спрессо1зб1Вк'--»Д •вываем шариковый подшипник,..1 1~-1vXПоддеваем отверткой стопорное кольцо.. его.*^..снимаем упорную шайбу,..Ключом "на 10" отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач и снимаем224ЗР 4/98СвоимиСилами22 ...ведомую шестерню четвертой передачи,.....игольчатый подшипник кольцо.и дистанционноеСнимаем блокирующее кольцо синхронизатора четвертой передачи.Этими же лопатками воздействуем на ведомую шестерню третьей передачи,.....спрессовывая одновременно втулку игольчатого подшипника четвертой передачи... 23 СвоимиСиламиханизм выбора передач), то, покупая новую, знайте: для четырех- и пятиступенчатой коробок кулисы очень похожи, но невзаимозаменяемы. Вместо "штатных" гаек крепления первичного и вторичного валов при необходимости можно использовать гайки наружных шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов), удалив предварительно 4 мм "лишнего" ме...и ступицу синхронизатора третьей-четвертой талла со стороны, противоположной передач вместе с муфтой. Муфту относительно стопорному пояску. ступицы не перемещать! Все описанные приемы вполне применимы и при разборке четырехступенчатой коробки передач, за исключением, разумеется, процесса демонтажа вилки и шестерен пятой передачи. И застопорить валы одновременным включением двух передач нельзя, поскольку используют для этого пятую. Без приспособления не обойтись. Его легко изготовить из отслужившего свой срок ведомого диска сцепления от любой модели "Жигулей" или "сорок первого" "Москвича" (благо, шлицы у них одинаковые) и подходящего обрезка стальной трубы. Привариваем его к торцу ступицы диска под прямым углом так, чтобы получилась буква Г. Надев ступицу на первичный вал, удерживаем его от вращения за конец трубы. Этот же способ годится и для пятиступенчатой коробки. В таком Дальнейшая разборка по аналогии. случае не придется отворачивать болт крепления вилки пятой передачи на штоке. Для тщательной проверки технического состояния деталей нужен специальный мерительный инструмент, которого в гараже, как правило, нет. Ограничимся поэтому визуальным осмотром. На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, Не забудьте снять стопорное кольцо, удерживающее ступицу первой передачи на вторичном сколов, а поверхность расточек для подшипников не должна иметь износа валу. или повреждений. На линии разъема После дефектовки и замены некартеров недопустимы дефекты, спогодных деталей собираем коробку в собные привести к потере герметичнообратной последовательности. К этому сти узла. Убедитесь, что сапун на заднесколько замечаний. Если при разней крышке коробки передач не за ­ борке порвалась прокладка между грязнен и находится в рабочем состокартерами сцепления и коробки переянии. Очистите магнит от частиц изнодач, использовать здесь один лишь са деталей. Проверьте сальники. И з ­ герметик нельзя - нарушится "предна- нос рабочей кромки по ширине не долтяг" подшипников дифференциала. жен превышать 1 мм. Если не удалось приобрести новую Даже при незначительном поврепрокладку, можно отремонтировать ждении сальник нужно заменить. Оцестарую, используя, например, Терме- ните состояние зубьев шестерен персил" Изменения монтажного размера в вичного и вторичного валов. Проверьэтом случае не произойдет - излишки те состояние посадочных поясков вагерметика выдавятся при затяжке солов, на которых расположены подшипединения. ники. Шариковые, роликовые и игольЕсли придется менять кулису (мечатые должны быть в безукоризнен-ЗР 4/98225