218
219
А МЫ ДЕААЕМ ТАКНЕ СПЕШИТЕ ПИЛИТЬК нам в мастерскую недавно попали два рулевых механизма известной фирмы ZF. Доставивший это "железо" владелец "Ауди-100" предложил - в порядке эксперимента! - отремонтировать гидроусилитель, используя пригодные для этого детали. В одном из механизмов жидкость ATF Dexron сильно подтекала из рабочего гидроцилиндра при крайних положениях рейки, у другого был основательно замаслен гидрораспределитель. Замысел владельца был очевиден: при удаче "эксперимента" он мог избежать немалых затрат на покупку нового гидроусилителя. Нас же соблазнила возможность изучить конструкцию при условии, когда владелец согласен "на все" Тем более, что любому мастеру стоит знать собственный "потолок" - за что можно браться, а за что нельзя. Забегая вперед, скажу, что затея полностью себя оправдала. Особенно в "педагогическом плане" о чем честно и хочу рассказать. Начав с изучения руководств по обслуживанию "Ауди-100" тотчас обнаружили: не то что ремонт, устройство гидроусилителя представлено крайне поверхностно (что при немецком сервисе вполне объяснимо, но мы-то живем в России). О каких-либо тонкостях разборки или сборки - ни слова. Пришлось положиться на метод проб и ошибок, который часто выручает российских умельцев. Снять с машины рулевой механизм несложно - часа за два вы легко управитесь. Но дальше перед нами раскинулась "целина" С чего начать? Взглянув на правый конец трубчатого картера (рис. 1, 2 и фото 1), мы обратили внимание на два отверстия на торце внутренней детали. Было очевидно, что они служат для захвата специальным ключом... А дальше естественно предположить, что эта деталь - скорее всего резьбовая втулка (гайка, пробка), которую можно вывернуть. Попробовали... Деталь и вправду вращалась. Но не вывинтилась... Чтобы вас не утомлять, предлагаем снова обратиться к рис. 2. Здесь показано устройство гидроцилиндра, смонтированного в правой трубе картера, но вообразите, что вы этого устройства еще не знаете. Деталь (заглушка) 14, которую мы вращали, резьбы не имеет. С нею соединен ци-У вас автомобиль с гидроусилителем рулевого управления - и тот дал течь... Большинство в этом случае предпочитает заменить механизм по частям или целиком. А если попробовать починить самому? Что из этого может получиться, рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ, а целесообразность такой работы оцените сами. линдр 13, внутри которого перемещается (под действием разности давлений слева и справа) поршень 9, связанный с рейкой 1. Величины давлений определяет гидрораспределитель, уже не проходил сквозь отверстие крышки 6. Пришлось, вооружившись надфилем, аккуратно, ничего не повредив, спилить "заусенец" Соединение штока и рейки в меха-соединенный с валом руля. В картере 16 заглушка с гидроцилиндром закреплены сквозным болтом М8, который служит и для крепления механизма на автомобиле. А те два отверстия, о которых речь шла выше, нужны лишь для правильной установки заглушки при сборке. Наши дальнейшие действия выглядели так. Мы отсоединили трубопроводы от усилителя. Кстати, здесь важно не потерять резиновые уплотнения, которые норовят выскочить из расточек. После этого, упершись отверткой в заглушку через отверстие А, довольно легко выдвинули ее вместе с цилиндром вправо и извлекли из картера 16. Следующая задача: отвернуть гайку 12, удерживающую поршень на штоке 7. Для этого, вращая вал приводной шестерни, сместили рейку в крайнее правое положение, когда гайку можно отвернуть ключом с удлинителем. Поршень и шайбы 8, 11 снять легко. Теперь открылась часть штока, выступающая из крышки 6 уплотняющего узла. Здесь надо было проверить кромку торца, к которому прилегала шайба 8. Если гайка какое-то время недостаточно затянута, на кромке появляется "заусенец" (следствие наклепа), и он может помешать дальнейшей разборке узла: увеличение диаметра штока до 10,3 мм достаточно, чтобы оннизме ZF внешне напоминает шарнир. Оно хорошо видно через паз в картере - к счастью, это не ввело нас в искушение и тут что-то разобрать. Соединение жесткое. Посему переключили внимание на детали возле рулевого вала (см. рис. 1). Отведя вправо резиновое кольцо 4, отметили (острой "чертилкой" карандашом и т. п.) взаимное положение частей картера и фланца 3. После этого отвернули четыре болта S10, М6-20, что позволило разъединить левую и правую части картера. Последняя оказалась "в сборе"с рейкой и гидрораспределителем 8. Теперь, отвернув два болта S13, М8-22, сняли крышку упора рейки 2и извлекли все его детали (конструкция практически такая же, как у "Москвича-2141"), после чего трубу картера вместе с уплотнительным узлом штока сдвинули вправо относительно рейки и штока. Конструкция соединения частей картера показана на рис. 3. Вроде бы полдела сделано: сейчас снимем узел уплотнения, заменим резиновые колечки - и вперед! Но не тут-то было. Выпрессовать узел после того, как мы изготовили, измерив СвоимиСилами 1б218ЗР 5/98 Рис. 1. Рулевой механизм ZF (защитный чехол не показан): 1 - левая труба картера; 2 - упор рейки; 3 - фланец; 4 - резиновое кольцо; 5 правая труба картера; 6 - узел расположения гидроцилиндра; 7 - трубопроводы; 8 - гидрораспределитель.Паз"по месту" необходимую оснастку, так и не удалось! Секрет же узла стал понятен, когда мы его разрезали. Именно эти "препарированные" детали представлены на фото 2. Оказалось, что труба картера (см. рис. 2), выполненная из двух кусков, Рис. 2. Гидроцилиндр усилителя: 1 - рейка; 2 - узел соединения рейки и штока; 3 - резиновый бусоединена в одно целое с корпусом 4 фер; 4 - корпус уплотнения; 5 - уплотнение штока; 6 - крышка уплотнения; 7 - шток; 8,11 - шайба; уплотнительного узла с помощью свар9 - поршень; 10 - уплотнительное кольцо; 12 - гайка М8, S13; 13 - цилиндр; 14 - заглушка; 15 - упки. А крышку 6 лотнительные кольца заглушки; 16 - труба картера правая. действительно Деформировано . 255 можно выпрессов 4-х местах ~""~ ~~" вать, нажав на нее с левой стороны диаметр отверстия в корпусе на 2 мм больше, чем в крышке, что вполне позволило бы упе ­ реться в нее какойнибудь "выколоткой" Затем заме ­ нили бы детали уп ­ лотнителя, запрессовали крышку наРис. 3. Соединение частей картера: 1 левая труба; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - пружинное кольцо; 4 - фланец; 5 - резиновое кольцо;6 - правая труба.место, "закернили" ее - подобно тому, как это было сделано изначально на за ­ воде. Впоследствии мы изготовили при ­ способления для этой работы. Они по ­ казаны на рис. 4, 5, 6. Довольно сложную оправку (рис. 6) можно заменить достаточно длинным (450-500 мм) заточенным стержнем. Но с оправкой работать проще. Таким образом пришли клюбо ­ пытному заключению: похоже, что экономные, умеющие считать деньги, немцы не всегда сводят ремонт авто ­ мобиля к замене дорогостоящего ме ­ ханизма целиком, как это часто у нас в России практикуется. Цена нескольких уплотнительных колец несопоставима со стоимостью всего "агрегата" - даже 17 СйоимиСиламиузлом. Дорого обходится отсутствие информации в уважаемых книгах! А что же автовладелец? спросите вы. Ему мы все же Рис. 6. Оправка для зачеканки крышки уплотнения штока помогли, собрав из двух руле ­ 2x45° вых механизмов один. Ведь 1x45° резали-то "по уму" - тот, из которого масло текло ручьем. От него взяли левую часть с гидрораспределителем, а от другого - правую, с рейкой и гидроцилиндром. Это себя оп ­ равдало, хотя мы понимаем, что такое решение, конечно, "временное"с учетом затрат на разборку и сборку. К тому же при наличии "ноу-хау" р або ­ та эта несложная. В нашем же случае "ноу-хау" было оплачено разрезаннымРис. 5. Оправка для выпрессовки крышки уплотнения штока.ЗР 5/98219