163
БУДЬТЕ НЕЗАВИСИМЫАвтомооильное пространство остается преимущественно мужским по стилю поведения и правилам, которые там приняты.расценить как прямую дискриминацию по признаку пола. Например, после длинных объяснений устройства карбюратора, назначения коленчатого вала преподаватель сокрушенно всплескивал руками и говорил, глядя на дам: "Дорогие вы мои! И что же вы делаете? Самое лучшее место в автомобиле - это заднее сиденье в салоне. Раньше вы могли там поспать, свернувшись калачиком, или глядеть по сторонам, слушая музыку. А теперь... Теперь ваш муж на природе выпьет водочки и закусит огурчиком, а вам придется везти его домой". Или: "Да не надо вам всего этого знать (где какая шестеренка к чему присоединена и как крутится). Все равно ведь мужик делать будет". Тем самым подразумевалось, что каждая из пришедших на занятия - жена или любовница (некое дополнение к своему партнеру, автомобильно более просвещенному). Я не была ни той, ни другой. Но даже если бы была, не думаю, что отнеслась бы к такому замечанию спокойно. Я потом поинтересовалась, кто есть кто в группе занимающихся со мной дам (из 28 учеников их было 22). Оказалось, что так называемым "женам" (которым, по мнению преподавателя, вряд ли надо разбираться во "внутренностях") мужья как раз отказывались "давать порулить" под предлогом незнания техники: "Учиться учись, а ездить на своей машине не дам - ты мне сцепление сожжешь, машину испортишь". Хорошо, если машина оформлена на имя жены, тут еще можно отстаивать свои права. А так, по признанию одной слушательницы, "хоть вторую машину покупай, а то вообще не начнешь ездить". Заниженные требования к женщине, очерчивание ее комплиментарности (дополнительности) к мужчине, как к главному знатоку автомобиля, порождает заниженные притязания женщин. На них смотрят не слишком серьезно и занятия с ними ведут соответственно. В результате и женщины ведут себя не слишком серьезно, и не потому, что они таковы по Дух состязания и соревновательности (оказаться первым, не пропустить, доказать свое превосходство и "правоту") проявляется на дорогах с тем рвением, которое куда уместнее в офисах делового мира. Появление множества иномарок не только не прибавило иногалантности и ино-вежливости русским мужчинам, но, напротив, подогрело их амбиции: дорогой автомобиль стал символом успеха, который они демонстрируют в агрессивной манере на колдобинах и ухабах наших дорог. Женщине, садящейся за руль автомобиля, приходится осваивать не только технику вождения, но и эти неписаные мужские правила, действующие намного сильнее обычных ПДД. Впрочем, не будем забегать вперед. До первого самостоятельного выезда женщина проходит еще одну "мужскую школу" - посвящение в автомобилисты. Ведь женщина-инструктор, преподаватель - все еще редкое исключение. Какое это имеет значение для того, чтобы научиться ездить? Непосредственное. Наша культура гендерно дифференцирована (слово "гендер" используется для обозначения различий в поведении полов). Сразу заметим, что все мы приучены делать обобщения типа: "ты как баба" или "да она настоящий мужик в юбке". У любого есть твердые представления о том, как должны себя вести "бабы" и "мужики", "настоящие женщины" и "настоящие мужчины". Каково же было мое удивление, когда одна из первых фраз, произнесенная на первом уроке преподавателем по устройству автомобиля, была: "Женщины четко делятся на две категории: аккуратницы и лихачки". Знал бы мой коллега (я тоже преподаю), что одна из его подопечных, сидящая за первой партой слева от окна, как раз изучает такого рода обобщения! Впрочем, это первое звучало совсем безобидно, скорее даже лестно. Но то, что пошло дальше, по американским меркам можно было бы своей природе, а потому что с ними так обращались. Когда в российской семье второй автомобиль будет рядовым явлением, многое само по себе встанет на нужные места. Улягутся мужнины страсти по поводу возможного урона железному коню, а наставничество преподавателей будет менее ироничным. Это время не за горами, но до него нужно дожить. Что же посоветовать, по крайней мере, еще одному поколению женщин для более безболезненного освоения автомобильного пространства? Думается, главный рецепт здесь такой же, как и секрет преуспевания в любом другом деле. Старайтесь быть самодостаточными. В этой жизни нужно прилагать максимум усилий, чтобы двигаться вперед без подпорок. Как только начинаешь озираться по сторонам и искать подсказки, попадаешь в состояние зависимости - материальной, моральной, эмоциональной. Сильный пол (по своей слабости) любит нас держать в этом состоянии, и вначале оно нам может показаться сладостным (если тот, от кого мы зависим, - наш любимый). Но в этой жизни все изменчиво и быстротечно. Приятная зависимость чаще всего перерастает в тягостную несвободу для обоих. А для автомобильной свободы появилась масса возможностей. Прежде всего - это море прекрасно иллюстрированной литературы, которую можно читать самостоятельно. Начните хотя бы с инструкции по эксплуатации того автомобиля, который был куплен кем-то из членов вашей семьи, а может быть, и лично вами. Второй совет - как можно чаще обращайтесь с вопросами к коллегам-автомобилисткам. Вы не только получите необходимую информацию, но заодно убедитесь в ложности столь живучего стереотипа, что женщина за рулем - существо беспомощное. Наконец, не стесняйтесь обнаружить всю глубину своей неосведомленности перед преподавателями автошколы. Когда-то и они впервые произнесли слова "карбюратор", "аккумулятор" - и кто-то им тоже объяснял, что значит "дать прикурить", когда последний по какой-либо причине отказывался работать...ЗР 5/98163