106
ш.ыл:1Л*\1:1М1ы:ш/,1лтттПРОКОЛТЕСТЕР "СМАЖЬТЕ ИЗОЛЯТОРЫ СВЕЧЕЙ ДЛЯ "ТОСОЛА' Когда нам подарили эту книгу, мы сначала удивились,Плотность охлаждающей жидкости и антифриза важный параметр! потом смеялись, а потом рассердились на халтуру...Давным-давно мы оба прошли школу Клуба юных автомобилистов" при московском доме пионеров и вот уже более 45 лет активные "автолюбители", хотя. пожалуй, опыта у нас больше, чем у иных профессионалов. - в руках ка- ^ с ^ - = ждого перебывало более десятка машин, у обоих собралось по библиотечке. Но такой Думаю, многие читатели знают, сколько бед может наделать чрезмерное количество воды, залитое в систему охлаждения автомобиля, если Тосол" не поменять или не восстановить его плотность до наступления холодов. В лучшем случае может грозить замена радиатора, в худшем - даже ремонт двигателя. В жару разбавленный водой Тосол"' в большей степени склонен к закипанию. До последнего времени измеоить плотность жидкости можно было только аоеометэом. однако теперь автомобилисты смогут обойтись без этого поибора. Экспресс-тестео известной американской компании Престоун' обещает быструю и легкую проверку охлаждающей жидкости, основанной на этилен- или пропиленгликоле. I каждой упаковке четыре полоски-тестера: таким образом, одного комплекта покупателю хватит на четыре проверки. Инструкция по применению препаэата предельно проста: опускаем полоску-тестер в охлаждающую жидкость на одну секунду, а затем сравниваем ее цвет с контрольной таблицей на упаковке. Не правда ли. очень напоминает школьные опыты на уроке химии9 Единственное неудобство связано, пожалуй. лишь с тем. что испытуемая жидкость должна быть комнатной темпеоатуры. Что же. проверим. как замооское средство справится со своим заданием. Мы специально приготовили емкость с Тосолом" и поочередно опустили в нее все четыре полоски, каждый раз добавляя в охлаждающую жидкость воду. Результаты нашего эксперимента на срото: в воде индикатор остался желтым, разбавленный напслрвину Тосол - 40 : С" сделал полосочку желто-зеленой, чистый - серо-зеленой и, наконец, Тосол - 60 ; С" окрасил ее в ярко-зеленый цвет. Вы. конечно, ждете совета - покупать ли тестер для Тосола'7 Мы лишь констатируем, что нам он показался полезным. Конечно, владелец Жигулей" может просто заменить Тосол' на новый - это выйдет не намного дороже (цена тестеоа - 36 руб.). Но что делать владельцу ЗИЛа или КамАЗа? Им-то потребуется литров тридцать, а это уже немалые деньги. Учтите и следующее: при покупке Тосола". скажем, на авторынке можно тут же проверить его качество, что. согласитесь, немаловажно.лЛ. КИСУРИН, Л. НОВИКОВЗато сколько открытий в области русской словесности! Например: с. 194. № 224 - "...внезапное заглухал '- s>vние двигателя во время движения"; с. 388. № 496 - "постучите протекто'-•' ром о землю": с. 438 - "не выливаите тормозную жидкость вч природу". Спорны и неполны рекомендации по набо' <; - 5 г \МихаилГЗОВСКИИk N'ру инструментов в машине, в гараже, приборов диагностики и возимых запчастей. В качестве приложения пред^ ставляем перечень ошибок и ляпов. - конечно. выборочный. Начнем с нелепиц. С. 21. № 5 - при ежедневном ТО "первым делом надо осмотреть состояние зеркал, номерных знаков и подвески". (А нас-то учили проверять уровни масла, тормозной жидкости. "Тосола"...). С. 24, № 10 - "...графитсодержащей смазкой стоит профилактически смазать изоляторы свечей зажигания, поскольку они "прилипают" к головке цилиндров". С. 38. № 19 - "Натяжение цепи регулируем, когда она начинает "шелестеть". (Инструкция предлагает регулировать натяжение цепи через 10 тыс. км ив тех случаях, когда в цепном приводе появляются посторонние стуки. Что касается "шелеста", то цепь всегда издает звук, как писалось, типа "швейной машинки", в отличие от зубчатого ремня). С. 40. № 22 Ремень генератора не должен продавливаться более, чем на 5 мм при нажатии большим пальцем в его середине". (В инструкциях дается 10-15 мм. иначе подшипник генератора будет испытывать значительную нагрузку.) И далее в том же духе. С. 245. № 281 - "Наибольшие отличия дизельных двигателей от бензиновых здесь обусловлены тем. что нет карбюратора. Следовательно. нет повода для его подогрева. Кроме того, отличия могут быть в ременном приводе..." И все.как просто! Обсудив книгу с друзьями, заключили: от таких советов - один вред. Но как воздействовать на халтурщиков? Пожалуй, только ославить книгу на весь свет...книги, признаемся, еще не видели. В предисловии написано, что " она "будет полезна как молодым, начинающим автомобилистам, так и асам дорог". Однако для последних от советов мало пользы, потому что одни переписаны из заводской инструкции (например, советы № 64...68. 78 и др.). другие отсылают на СТО (советы по регулировке клапанов и все по заднему мосту), остальные же - либо констатация фактов без каких-либо рекомендаций, либо из ряда Будьте здоровы". "Дышите носом". "Храните деньги в сберегательной кассе" и т. д. Например. в совете № 178: Вода в отличие от антифриза замерзает"! Что касается рисунков - они ниже всякой критики, словно их от руки перевели на кальку с фотографии или чертежа. Это при современном-то уровне компьютерной полиграфии! Вдобавок рисунки почему-то повторяются на с. 57 и 98. а также на с. 100 и 240. Распредвалу "повезло": его показали в виде одной и той же фотографии дважды, на с. 31 и 52. Правда, про него написано, что на "Жигулях" он служит только 30 тыс. км. Когда-то такая беда действительно была, но вот уже много лет. как этот дефект изжили. У меня распредвал прослужил около 200 тыс. км и был в полном порядке, когда я расстался с машиной. Случайны ссылки на конструкции различных зарубежных автомобилей: Форда' (с. 45). Опеля-Вектра" (с. 75, 100). "Фольксвагена-Пассат" (с. 32). На с. 141 представлен рисунок двигателя неизвестной модели, на с. 214 - схема устройства электронного впрыска "Ауди" и "Фольксвагена ". Рекомендации по снятию водяного насоса на с. 246 приведены для "Опеля", свободный ход педали тормоза - для "Вартбурга" (с. 442). сцепления - для "Фольксвагена" (с. 324). Текст советов изобилует неоправданными скороговорками: о маркировке и взаимозаменяемости свечей, о маркировке масел и их применении. о шинах и др.t"600 практических советов (ремонт и обслуживание автомобилей". Москва. "Континент-пресс". 1997. 480 с. переводчик-составитель А. В. Дынько.