26
28
ИЗ ПЕРВЫХ УСТГлавный государственный автоинспектор Владимир Федоров отвечает на вопросы "За рулем".К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ•путь иеелигкий- Владимир Александрович, вы доПермяцком автономном округе они стали вольны работой ГАИ? Судя по официпричиной трети, а в Ненецком и Таймыральной статистике (стр. 150), аварий ском автономных округах - половины простало меньше - есть повод для оптиисшествий. Дороги - наша беда. Судите мизма... сами: темпы роста парка вдвое превыша- Повод можно найти всегда, но беседа с читателями такого серьезного журнала ко многому обязывает. Поэтому сегодНаказана поло&инз ня я буду не просто отвечать на вопросы. а вместе с вами размышлять о проблемах. трудоспособного По сравнению с 1991 годом количестнаселения страны. во ДТП снизилось на 41 тысячу, погибших - на 10 тысяч и на 36 тысяч - раненых. К сожалению, эти цифры - результат жесткого администрирования. С 1992 года коют темпы развития улично-дорожной сети! личество водителей, привлеченных к отМногие федеральные дороги не соответветственности за нарушение Правил доствуют предъявляемым требованиям. Борожного движения, возросло в два раза: лее трети - требуют реконструкции. Тольнынче их более 45 миллионов. Вдумайтесь ко 35% опасных участков оборудованы - наказана половина трудоспособного набарьерными ограждениями. На 85% всех селения! Так продолжаться не может: это дорог отсутствует разметка проезжей чапуть к жесткой конфронтации с участникасти. Поэтому в прошлом году из семнадцами дорожного движения. Для справки: с ти актов приемки участков дорог восемь 1991 года число сотрудников ГАИ увеличитак и не были подписаны ГАИ. лось в 1.7 раза, за этот же период количеВ стране 11 тысяч деревянных мостов ство транспорта возросло на пять миллио(13% общего количества). Все они не соотнов единиц, а дороги почти не изменились. ветствуют требованиям по грузоподъем- Вы сказали о дорогах, а наш журности 40% капитальных мостов требуют реконструкции или ремонта. 5% - в аванал как раз обратился к читателям с пририйном состоянии. Беда бедой, но никто зывом - бороться с теми, кто не хочет содержать их в нормальном состоянии... не снимал с ГАИ обязанности контролиро- Согласен. В прошлом году сотруднивать дороги. Тем не менее четвертая часть дорожной сети сотрудниками ГАИ не ки ГАИ стали более тщательно подходить к раскрытию причин ДТП. Сразу возрос обследуется. В республиках Дагестан. Тува не была проверена и треть федеральпроцент регистрации аварий из-за плохих дорог! В Калининградской области и Коми- ных дорог, а в Республике Мордовия. Ивановской. Ярославской областях - половина территориальных дорог. Любопытная подробность: в штаты подоазделений ГАИ не вводятся должности госавтоинспекторов дорожного надзора1 Что говорить о реализации данных ГАИ полномочий? - Говоря о полномочиях, невозможно обойти вопрос о профессиональной компетенции. Ведь нередко малограмотность инспектора соединяется с большой властью - получается настоящее самодурство. - Совершенно по-новому надо организовать профессиональную подготовку Приведу лишь один пример. В августе прошлого года в Казани прошел заключительный этап второго Всероссийского конкурса на лучшегс инспектора ДПС Разброс результатов - от 126 баллов у сотрудника из Татарстана до 36 у инспектора из Тюменской области. Еще досаднее, что 27 победителей республиканских краевых.Каждая четвертая Ворога не обследуетсяГАИ.областных конкурсов получили низкие оценки в соревновании по знанию Правил дорожного движения Инспекторский состав плохо обучен работе с материалами по административ-26ЗР 5'98 ным правонарушениям. Из-за этого принятые решения нередко отменяются. Здесь есть свои "чемпионы": из поступивших к нам каждая третья жалоба на действия сотрудников ГАИ Москвы признана обоснованной! К сожалению, редкое учебное заведение (системы МВД России) дает нужные знания и навыки. Забыты организация дорожного движения, техника, право, психология, физическая подготовка. Все боль-- Известно, что у ГАИ масса обязанностей. Наверно, нужно сказать "к сожалению", поскольку не хватает времеше ДТП совершается с участием сотрудни заниматься основной работой? ников ГАИ. Количество аварий по их вине - Задач действительно много. Одна из увеличилось на 9%! обязанностей ГАИ - борьба с преступникаИз года в год растет число сотрудними. В прошлом году с участием сотрудников ГАИ, привлеченных к ответственноков раскрыто 83 тысячи преступлений. сти. В 1997 году - 766 человек, что на В целом по стране число угонов и краж 27,7% больше, чем в 1996-м. уменьшилось на 13,4%. Для справки: в 1992 - Кто же берет на себя смелость году их было 187 тыс., а в 1997 - 82 тыс. Хо"чистить ряды"? Какое подразделение тя есть ряд "неблагополучных" регионов. В независимо, объективно и, самое главАлтайском, Хабаровском краях, Волгоградное, доказательно может объявить сот­ской, Калининградской, Калужской, Костромской, Новосибирской областях зарегирудника ГАИ виновным? - Для контроля за соблюдением дисцистрирован рост таких преступлений. В наплины и законности в ГАИ создана специальстоящее время в розыске около 300 тыс. авная служба. В прошлом году ее подразделетомобилей. Сотрудниками ГАИ в 1997 году ниями проведено 9,8 тыс. проверок, к ответобнаружено 37 тыс. автомобилей. ственности привлечены 4,2 тыс. сотрудников, из них уволено - 665. Однако несмотря на важность, необходимость и эффективность этих подразделений, до сих пор их нет в Республике Алтай, Курской, Ульяновской. Камчатской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Работа тяжелая. Нередко сотрудники сталкиваются с угрозами. Но! Сегодня любой инспектор знает: нарушил закон - наказание неотвратимо. - А если водитель пожалуется, свершится ли правосудие? - Без сомнения. Будут проведены служебные проверки, и если факт подтвердится - ответственность вплоть до уголовной. В ближайшее время у каждого сотрудника будет нагрудный знак с указанием должности, фамилии и номера подразделения. Водитель должен знать, с кем он общается и куда, в случае чего, жаловаться на неправомерные действия. И еще: мы будем добиваться, чтобы в каждом регионе работали телефоны доверия. Но не так, как в Москве, где все превратилось в бюрократическую игру: вреде бы признают правоту граждан, не отказывают в их просьбах, но и не решают проблем.Инслекторы часто сами не знают "Правил.- Говоря об устаревших методах лено более 21 тыс. свидетельств о регистработы, стоит вспомнить техосмотр... рации, 5 тыс. справок-счетов, около 2 тыс. - Согласен, формы и методы его продоверенностей, свыше 2 тыс. таможенных ведения давно устарели. Проверка автомодокументов с признаками подделки. Выявбиля нередко превращается в такую проблять-то выявляем, только водителям от лему, что водители находят десятки спосоэтого не легче. До сих пор законодателябов получить заветный талон, минуя ТО. ми не создан механизм регистрации Разумеется, не без участия сотрудников транспорта, если последовал отказ в возГАИ. Мы будем вводить обязательный (подбуждении уголовного дела либо приобречеркиваю!) инструментальный контроль. татель признан добросовестным. Поэтапно, в течение семи лет. Эксперимент - Далеко не единичный пример в 12 областях наглядно показал: руководиправового вакуума в деятельности тели коммерческих организаций (используя ГАИ. Честно говоря, создается впечатподдержку органов исполнительной влаление, что государство забыло о вас. сти) ориентируются на получение прибыли. - Скажем так: недавно Главному упраТехосмотр - все-таки прерогатива ГАИ. влению ГАИ, наконец, удалось обратить на себя внимание органов государственной власти. В Концепции мы говорили о необходимости принятия "Закона о ГАИ". Пока "думают", мы сами начали пересматривать ус-Аля контроля в ГАИ пришлось создать специальную службу.таревшие правовые нормативы - автоинспекция должна действовать в четких законодательных рамках. Из-за царящей на дорогах неразберихи мы попросили Правительственную комиссию разграничить компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации - в частности. Госавтоинспекции и Российской транспортной инспекции. Министерству транспорта поручено внести изменения в Положение о РТИ. чтобы освободить ее от государственного контроля за соблюдением Правил движения. - Хочется закончить разговор на оптимистической ноте: инспектор и водитель найдут пути к взаимопониманию. - Для этого ГАИ нуждается в кардинальных изменениях. Ведь принципы законности, уважения прав человека, гласности постепенно ушли на второй план. уступив место мерам принуждения. Формы контроля за дорожным движением подчас непонятны водителям и вызывают справедливые нарекания. Сложилась практика бесцельной остановки транспорта При привлечении водителей к ответственности преобладает субъективный подход. Добавьте к этому распространенность высокомерного, грубого отношения к участникам движения. Как видите, путь к взаимопониманию на дорогах еще неблизкий Беседу вел Дмитрий ЖЕРНОВf ee больше аварий по вине работников Госавтоинспекции.Обидно - можно было бы найти гораздо больше. Но база данных несвоевременно пополняется сведениями о кражах транспортных средств и снятии с учета разысканных - отсюда низкая эффективность поиска. Хуже того: сведения, поступающие в федеральную базу, изобилуют ошибками. Информация часто не содержит полных данных. Тридцать тысяч записей о разыскиваемых иномарках (77%) - без идентификационных номеров! В базе данных 304 автомобиля, номерные агрегаты которых не указаны, причем 108 из них объявлены в розыск Свердловской областью. Преступники используют для легализации похищенного транспорта поддельные документы. Масштабы таковы: сотрудниками ГАИ в течение 1997 года выяв28ЗР 5/98