252
253
JJYJJ\\ii-YAhVAJJA^pimВАЗ-2101 как идеальный вариант первой машины для рукодельного человека.Феликс КАСАТКИН, Санкт-Петербург Свою "автомобильную карьеру" я начал с ЗАЗ-968. Проездив на нем полтора года, приобрел незыблемую уверенность, что любая машина способна более-менее послушно перемещаться во времени и пространстве не более пяти дней подряд. Да и то при условии, что последующие два выходных будут полностью отданы ей, любимой. Желание ездить на машине без еженедельных парко-хозяйственных дней спровоцировало покупку летом 1994 года "копейки" 1977 года издания за $1750. Пробег у нее был 70 тью. км: предыдущий хозяин-пенсионер ездил лишь на дачу - с дачи. Поэтому состояние было на удивление хорошим. Некоторое время я просто КАТАЛСЯ и радовался: дескать, какую замечательную машину придумали итальянцы. Но как-то раз все-таки пренебрег поговоркой "от добра добра не ищут". Это и стало началом апгрейда* моей "копейки". Первым шагом была установка блока электронного зажигания "Искра-2М". Эта тиристорная система, достаточно популярная в советские времена, давно уже не выпускалась серийно. Но я смог приобрести ее из старых запасов прямо на заводе-изготовителе Темп" за 10 тью. руб. (около $3,5 на то время).* Апгрейд (от англ. upgrade) - повышение мощности или функциональных возможностей механизма путем замены или установки дополнительных составляющих (компьютер ный жаргон)Установив систему, сначала был несколько разочарован, не почувствовав "снижения расхода бензина, увеличения мощности двигателя и уменьшения выброса СО'. Но с течением времени оценил: электронное зажигание позволило забыть о существовании в машине трамблера. За три с половиной года ни разу не возникало необходимости чистить контакты прерывателя и регупироватъ УЗСК.имеющий две особенности. Во-первых, у него есть специальный измерительный вывод, подключаемый прямо к плюсовой клемме аккумулятора. Теперь напряжение генератора зафиксировалось на уровне 14,2 В при любых оборотах и нагрузках двигателя. Установленный тогда же новый аккумулятор (снова тюменский 6СТ55 ПМА) ни разу за последующие три года не потребовал подзарядки и долива воды. Во-вторых, у реле есть провод, подключаемый к датчику аварийного давления масла. При остановленном двигателе и включенном зажигании обмотка возбуждения генератора отключается, не перегреваясь и не сажая аккумулятор.Чтобы контролировать работу системы энергоснабжения, собрал индикатор напряжения, использующий штатную лампочку. Она загорается при напряжении ниже 13,2 В, сигнализируя о разряде аккумулятора. А при напряжении выше 14,8 В лампочка моргает, показывая перезарядку. Освободившееся при установке индикатора реле РС-702 было использовано как реле блокировРис. 1. Схема индикатора напряжения. R1, R8, ки стартера после пуска двигатепя. А для соR9: 33K; R2, R4:10К; R3: 5К; R5, R6: З.ЗМ; R7: 300' хранения контактов реле и замка зажигания 0,5Bt; R10: 240К; R11:10К; R12:27; R13:820; R14: я применил диод (Д-242), гасящий ЭДС само1,5К; С1. С2: 2,2 мкФ (керамика); СЗ: 1,5 мкФ (кеиндукции обмотки втягивающего реле. рамика); С4 100 мкФ' 16В; VD1: КС 147А; VT1:КТ503; VT2: КТ816; DA1, DA2: К554 САЗ; DD1: К561 ТЛ1 (ЛФ7).Следующий шаг апгрейда был вынужденным. В реле-регуляторе традиционно слиплись контакты, и бедный аккумулятор выкипел до самого дна. На знакомом заводе Темп" мне посчастливилось приобрести реле-регулятор РН-6,Схема индикатора показана на рис. 1. Резистором R2 устанавливается порог загорания лампочки в 13,2 В, а резистором R4 порог начала мигания в 14,8 В. Подключение индикатора к проводке автомобиля показано на рис. 2. В случае возникновения проблем к штатной схеме можно вернуться за пару минут, переставив три штекера.Г'"Рис. 2. Схема подключения контрольных приборов системы электроснабжения: а - штатная; б - с индикатором напряжения.Г Генераторiкккумупяторнаяк _I + 6 атарвяГенератор,|гО0*185(130/5Аккумуляторная1 + батарея — I85 87 РС-702Контрольная лампа зарядки87 Д-242Контрольная AK (лампа зарядки и ИНДРС-702^ Укл|130/51-&АК втягивающему реле86¥252 ЗР 5/98К контакту "15" замка зажигания> Ездить на "копейке" хотелось быстро и, по возможности, безопасно. Для этого я поставил галогеновые фары. Возросший ток заставил применить для их включения реле РС-527 (так же, как на ВАЗ-21013). Вскоре на моем авто появились "волговские" противотуманки. Для их подключения был установлен дополнительный предохранитель на 16 Аи реле РС-527. Включать противотуманки было поручено включателю подсветки приборов (на мой взгляд, практически бесполезному). Видимость после этих мер существенно улучшилась. Чтобы добиться адекватного улучшения заднего обзора, особенно с осени по весну, решился на установку заднего стекла с обогревом. Непрекращающаяся борьба за хорошую обзорность принесла еще один результат: былтак удалось задействовать манометр. Подрулевой переключатель заменил на аналогичный с правым рычажком для "дворников", установив бачок омывателя с электромотором. Из разряда вещей, необходимых каждой машине, поставил аварийную сигнализацию в виде опять же "шестых" реле поворотов 231.3747 и выключателя аварийной сигнализации 24.3710. Страдая некоторой рассеянностью, я нередко захлопывал ключи в багажнике. Каждый раз прибегать к монтировке надоело - из подручных средств изготовил электромагнитный замок багажника. Этим "подручным средством" стало втягивающее реле от случайно завалявшегося "восьмерочного" стартера. У реле убрал заднюю крышку с контактами, возвратную пружину заменил на более сла-втулку для датчика включения не хотелось. Да и надежность датчика вызывала сомнения. Поэтому я решил управлять вентилятором с помощью компаратора, подключенного к указателю температуры (рис. 4). Эта схема надежно работает уже два года. Сложнее было установить кожух вентилятора на радиатор - в "копейке" он значительно ближе к двигателю, чем в "шестерке". Пришлось изогнуть по месту нижнюю перекладину опоры кожуха, отпилив нижний кронштейн ее крепления (чтобы не задевал за шкив помпы). Резиновые опоры радиатора снизу развернул задом наперед, а из верхних проушин его крепления удалил резиновые втулки. На двигателе отпилил заподлицо с гайкой верхнюю шпильку крепления крышки цепного привода. В итоге между двигателем и мотором вентилятора получился зазор около 5 мм, которого вполне достаточно, чтобы исключить их "встречу" при продольной раскачке двигателя. Теперь мотор Рис. 3. Регулятор дли прогревается раза в два бысттельности паузы "двор рее (особенно зимой - в любую ников'. R1: 6.2К; R2 15К; R3: 220К гр.А; R4 температуру и без картонки в 1К; R5: 390К; R6-R8: 2К радиаторе), на холостом ходу в С1,СЗ:100мкФ16В;С2 машине стало чуть тише, а 0,068 мкФ; VD1, VD2 КД521Б; VT1: КТ315Б "печка" начинает гнать теплый VT2: КТ816В; DA1 воздух минут через пять после К1006ВИ1. пуска при минус 20°С. Такими были изменения, внесенные мной в конструкциюсделан регулятор длительности паузы "дворников". В качестве исходного материала использовал штатное реле-паРис. 4. Компаратор уза РС-514. Вся электронная схема на управления электровентилятором системаленькой монтажной плате умещаетмы охлаждения. R1: ся в корпусе реле. Из него удаляются 10K;R2:1K;R3:5,6K; R4: 27К; R5: 120К; контакты, размыкающие цепь обмотки, R6: 680 Ом; R7: 2К; и навитая на них нагревательная спиС1:3,Змкф'25В; С2: К датчику раль (это позволяет использовать даже 262 мкф (керамика); VT1: КТ817Б; DA1: нерабочие реле). Контактная часть саK554CA3. мого реле остается прежней, как и подключенный к ней жгут проводов. Никаких изменений в цепь подключения "дворников" не вносится ив случае отказа ребую и закоротил на корпус вывод удерживаюгулятора паузы (всякое бывает) его можно щей обмотки, оставив только втягивающую. просто заменить на обычное РС-514. Реле установил на двух кронштейнах, приПочти навязчивой идеей у меня была установка тахометра - и результатом стала... замена родного "Торпедо" на переднюю панель от старого ВАЗ-2106 в сборе со щитком приборов. Доплатить пришлось около $35, но давняя мечта сбылась. Новое подключение измерительных приборов несложно, но требует терпения, достаточного количества разноцветных проводов, штекеров и обязательно удобочитаемых и правильных схем электропроводки обеих машин. На двигатель установил тройник с датчиком давления масла крепив их к ребру жесткости багажника, идущему вдоль его нижней кромки. В выступающем верхнем конце защелки замка просверлил отверстие 2 мм и соединил его с якорем реле стальной проволочкой. Если реле установлено в плоскости качания защелки, то при открывании багажника ключом якорь реле свободно перемещается, не создавая помех. Полдня потратил на замену штатного вентилятора охлаждения на электровентилятор от той же "шестерки". Менять одновременно радиатор на "шестой" или впаивать"копейки". Предвижу вопрос: если в результате конструкция электрооборудования просто стала повторять схему "шестерки", то не проще ли было просто купить себе ВАЗ2106? Отвечу: нет, не проще. Во-первых, изготовление своими руками различных самоделок - это тформа самовыражения, своеобразное хобби (в моем случае с уклоном в сторону закона Ома). Во-вторых, я считал и считаю "копейку" просто идеальным вариантом первой машины молодого человека, не лишенного склонности к кручению гаек Опыт ежедневной эксплуатации моего экипажа на протяжении почти четырех лет это полностью подтверждает.ЗР 5/98253