54
55
МИНИ-ТЕСТЭтот "медведь" не только пройдет по зыбучим пескам или болотистой тундре, но сможет даже плавать.ВладимирОЛЕЙНИКОВФото Сергея ИвановоВездеходы-болотоходы в последнее время строят многие. Возможно, конструкторов подтолкнул к этому выпуск фирмой ТРЭКОЛ шин низкого давления, которые обеспечивают удельную нагрузку на почву в два раза меньшую, чем стоящий человек. Вездеход, построенный в НАМИ, "зовут" "Умка", как рассудительного и любознательного медвежонка в одноименном мультфильме. Если присмотреться, увидишь массу знакомых узлов и деталей. Кабина "Умки" - обычная газовская, а если заглянуть под днище, благо дорожный просвет позволяет, то легко узнается ходовая часть от УАЗ-31512. Колея расширена, чтобы разместить здоровенные колеса. Поначалу это пытались сделать с помощью проставок, но ульяновский завод, идя, как говорится, навстречу, в цехе малых серий изготовил чуть удлиненные мосты. Все узлы и агрегаты в "Умке" от двух машин: УАЗ - шасси, ГАЗ - кабина и вся электрика. Дизайн вездехода разработан здесь же, в НАМИ. Кузов - металлический с распашной дверью, но по заказу могут сделать любой: платформу с тентом, типа "кунг" или объединенный с кабиной. На ходу "Умка" - вылитый медведь. Казалось бы, толстый увалень должен двигаться неторопливо, но стоит поддать газу он понесется по пересеченной местности стремительно и напористо. И хотя у машины обычная автомобильная подвеска, а огромные шины низкого давления должны, по идее, поглощать удары, в кабине изрядно потряхивает, не спасают и подпружиненные сиденья. На асфальте все неудобства исчезают, остается только шум трансмиссии. В городе "косолапому" делать нечего, его стихия - тундра да непроходимые болота. К сожалению, найти болото ранней веснойнам не удалось, а вот по оврагам и чуть оттаявшему озеру полазили вдоволь. Ведь, как известно, медведи воды не боятся. Вот наш 'Умка" поплыл, потихонечку вращая колесами. Если понадобится улучшить "мореходные" качества, можно установить гребной винт уазовская раздатка имеет вал отбора мощности. А пожелаете - поставят и лебедку. В заказной комплектации, для конкретных условий можно предусмотреть все: кондиционер, импортный предпусковой подогреватель, электролебедку, гидроусилитель руля. Кстати, о последнем. Стремясь удешевить машину, конструкторы отнесли усилитель руля к опциям, а зря. Повернуть широченные колеса, да еще на талом снегу под силу только тренированному атлету. Но вернемся на лоно природы. Конечно, вряд ли водитель, везущий на вахту бригаду нефтяников, будет лихачить по косогорам, хотя азартному шоферу трудно отказать себе в таком удовольствии. Тем более, что машина позволяет и впрямь творить чудеса. К примеру, влезть на крутой откос, наверху которого вертикальная 70-сантиметровая стенка. Короткий разбег - и машина, задрав нос, выпрыгивает из оврага. Однако стоит отметить, что ездить постоянно с полным приводом без межосевого дифференциала нельзя - трансмиссия долго не проживет. Подведем итог. Из всех знакомых нам вездеходов "Умка" наиболее приспособленПрокол колеса можно устранить, ввернув обычный "саморез".к эксплуатации без фирменного сервиса найти уазовские запчасти нетрудно в любом автохозяйстве. Да и цена - 18 тысяч долларов за базовую модель - намного ниже, чем за аналогичные модели других производителей. К примеру, ТРЭКОЛ стоит около 35 тысяч долларов. Почти в такую же сумму обойдется и перепахавший всю тундру бессменный трудяга гусеничный ГАЗ-71. К достоинствам "Умки" стоит отнести и возможность развития конструкции: идет работа над шестиколесным вариантом. Пока потенциальные российские заказчики не торопятся с приобретением "Умки", какой-то расторопный шейх из Арабских Эмиратов уже заказал себе целых 20 штук. Может, для выездов на пикник в зыбучие пески?Техническая характеристика Общие данные число мест - 2 + 4, снаряженная масса -1850 кг: полная масса - 2400 кг: максимальная скорость - 70 км/ч, расход топлива -15-29 л/100 км: запас топлива - 120 л: топливо - бензин А-76. Размеры, мм длина - 5005: ширина - 2500: высота 2600: база - 2760: колея -1850: дорожный просвет 450-500, радиус поворота - 7.5 м. Двигатель; карбюраторный, четырехцилиндровый рядный, модель 4178: рабочий объем - 2445 смз: мощность - 66 кВт/90 л. с. при 4000 об/мин: максимальный крутящий момент - 172 Н.м при 2200 об/мин. Трансмиссия: привод полный с отключаемым передним мостом без межосевого дифференциала: коробка передач - механическая четырехступенчатая передаточные числа: I - 3.78: II - 2,60, III - 1.55. IV - 1, 3 х 4,12: главная передача - 4,625, раздаточная коробка: I -1.00: II -1,94, Подвеска: передняя - пружинная, задняя - малолистовая рессорная. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем, спереди - дисковые, сзади - барабанные. Рулевой механизм - типа "червяк-ролик" Шины: 1300 х 600R660 ТРЭКОЛ.54ЗР 5/98 Многие специалисты по моторным маслам оказались озадачены: фирма «Тексако» представила на рынок масло нового поколения Havoline Formula 3 «Энергия». Характеристики нового масла на первый взгляд удивлять не должны: класс качества по API SJ, температурно-вязкостные свойства no SAE 5W-30. Масла с такими характеристиками уже встречаются в продаже. В чем же изюминка? Откуда же тогда разговоры о революции в мире моторных масел? А вот откуда: попробуйте найти серийное масло, имеющее по АСЕА класс А1, В1; попробуйте найти хоть одно моторное масло, энергосберегающие свойства которого позволяют экономить до 6% топлива. Известно, что классификация масел по низкотемпературным свойствам, согласно требованиям SAE, проводится по двум вязкостным параметрам. Первый - проворачивание коленчатого вала, второй - низкотемпературная прокачиваемость. Проведенное тестирование показало, что по проворачиванию масло «Энергия» значительно превосходит требования, предъявляемые к классу 5W. А по прокачиваемое™ - значительно превосходит требования класса OW. Это очень существенно, так как, во-первых, масло обеспечивает прекрасный запуск двигателя в холодную погоду, сравнимый с маслами класса OW. а. во-вторых, масло попадает к трущимся поверхностям в головке двигателя практически мгновенно после егоНеужфйь впрямь нет аналогов"ва». Очень важно, что именно по этому показателю масло Havoline Formula 3 «Энергия» является признанным лидером - его использование позволяет экономить до 6% топлива. Для автовладельцев это означает. что приблизительно два дня в месяц машина будет ездить на бесплатном топливе. Для спортсменов важно, что трение в двигателе будет сведено к минимуму. а значит, и вероятность «завернуть мотор» во время гонки минимальна. Но, как ни странно. главным для российского потребителя окажется не высокий класс качества по API и даже не экономия топлива Новое масло Havoline Formula 3 «Энергия» было специально разработано в Европе для современных экономичных двигателей, и оно как нельзя лучше подходит для наших климатических условий Что имеется в виду? Прежде всего температурно-вязкостные свойства масла, соответствующие SAE 5W-30. Масло «Энергия» может с успехом использоваться как в иномарках, так ив отечественных автомобилях. Зим-запуска. Конечно, сам по себе класс качества no API или по АСЕА харание свойства масла 5W гарантируют хорошие пусковые свойства зиктеризует лишь соответствие некоторым общим требованиям, а потому мой. вплоть до минус 35. .40 градусов мороза. Вторая цифра «30» поучитывает не все. Например, оперируя классом качества, нельзя объказывает. что масло при 100°С имеет вязкость 10...12 мм;/с. Почему это яснить, что позволило маслу Havoline Formula 3 «Энергия» добиться идеал? Вспомните, что «родные» отечественные масла М53ЮГ1 и столь высоких результатов в автоспорте и принести многим командам М6312Г1. под которые проектировались наши машины, имеют вязкость победу в самых разнообразных автогонках, включая гонки лимузинов. 10 и 12 мм2/с соответственно. Следовательно, масло «Энергия» от Теспециальных раллийных и серийных автомобилей ксако» попадает как раз в золотую середину Есть у моторного масла свойства жизненно важные как для спортивНо это тоже еще не все. Владельцы отечественных автомобилей хоных машин, так и для автомобилей Одно из них - так называемые три- рошо знакомы с проблемой использования синтетических масел: в их бологические характеристики масла, то есть его способность противосостав могут входить компоненты, вызывающие поверхностное растрестоять износу, обеспечивать низкий коэффициент трения и обладать выскивание сальников, изготовленных из некачественных сортов резины. сокими противозадирными свойствами. Среди различных методов оценПоэтому в России желательно применять масла с уменьшенным содерки этих свойств наибольший интерес представляет стандартный тест на жанием вредных компонентов. Но даже в этом случае лучшие из плоэкономию топлива. Он интересен тем. что учитывает целую группу факхих сальников начинают подтекать после 20 - 30 тысяч. В этом смысле торов. Ведь экономия топлива возможна не только за счет снижения масло Havoline Formula 3 «Энергия» выгодно отличается от обычных трения. Свой вклад вносит даже такой показатель, как моющие свойстмасел: при столь высоких характеристиках оно не является синтетичева: масло с высокими моющими свойствами лучше очищает двигатель от ским. Базовое масло для Formula 3 «Энергия» получают гидрокрегингонагара, влияющего как на процессы теплообмена, так и на реальную стевой обработкой обычного минерального масла, а поэтому оно не содерпень сжатия, и обеспечивает более экономичное сгорание. жит вредных компонентов. Уникальная технология обработки позволяНаконец, все мы знаем, что при работе на хорошем масле у двигает этому маслу иметь качество на уровне лучших образцов полностью теля заметно снижается выброс вредных компонентов и прежний уросинтетических масел и при этом сохранять стоимость на уровне обычвень токсичности будет достигаться при более оптимальных регулиной полусинтетики. Таким образом, высокие эксплуатационные свойстровках карбюратора, а это тоже экономия топлива. Становится пова и относительно небольшая цена делают новое масло «Тексако» нятно. почему специалисты оперируют понятием «экономия топли- Havoline Formula 3 Energy 5W-30 наиболее выгодным именно в РоссииЗР 5/98