ПЕРСПЕКТИВАЛУЧ СВЕТА В БУДУЩЕЕОптоволоконные фары - непривычное словосочетание, не правда ли?Александр БУДКИН В сегодняшнем автомобилестроении есть несколько устойчивых тенденций. Одна из них стратегический курс на снижение расхода топлива и токсичности выхлопа. От размеров и формы фар во многом зависит форма передний части кузова, а следовательно, и аэродинамика автомобиля. Значит, размеры фары влияют на коэффициент лобового сопротивления С„, то есть косвенно и на расход топлива. Еще одна проблема: фары должны светить далеко, но при этом не слепить встречных водителей. Для этого световой пучок должен иметь вполне определенное светораспределение; обычно его обеспечивает рассеиватель, а чтобы "светить ярче", увеличивают яркость источника (лампы). Наряду с галогенными лампами появились более мощные - газоразрядные металло-галогенные, но и они всех проблем не решат, поскольку чуть не в десять раз дороже обычных - всерьез говорить о массовом применении не приходится. Эти лампы не лишены и других недостатков: им необходима относительно громоздкая пускорегулирующая аппаратура (см. фото). Уже говорилось, что светораспределение для противотуманного, ближнего и дальнего света реализуется по-разному, а это тоже недостаток. Специалистам отдела перспективных световых приборов НИИ автомобильной электроники удалось разработать фару, в которой световой пучок формирует не рассеиватель, а специальная вставка из оптоволокна, на языке специалистов факон. Условно можно считать, что этот волоконно-оптический преобразователь на входе имеет сечение в форме окружности, а на выходе - такой же профиль сечения, какой должен иметь "идеальный" световой пучок. Само оптоволокно, опять-таки условно, можно представить в виде множества микрокапилляров, по каждому из которых, "изгибаясь", проходит световой луч. В результате входящий свет "расщепляется" на тысячи "лучей", каждый из которых проходит внутри волоконно-оптического преобразователя своим маршрутом и превращается на выходе в световой пучок с заданной формой сечения. Поэтому у новой фары с оптоволоконным преобразователем нет вообще рассеивателя как такового, вместо него обычная, относительно дешевая линза. Главное достоинство приборов головного освещения "оптоволоконного поколения" близкое к идеальному светораспределение. Благодаря этому и при маломощном источнике света удается хорошо осветить дорогу - у водителя создается впечатление, что фары стали светить лучше. Даже с лампой мощностью 15 Вт удается получить требуемые характеристики светового потока при диаметре фары всего 46 мм. а если использовать лампы типа Н1. хватит и диаметра 36 мм. Применение дорогостоящей газоразрядной металлогалогенной лампы типа D1 сократит необходимый диаметр фары до 15-20 мм. Вот где кроются широчайшие возможности для снижения размеров фар! Но это еще не все: в конструкцию новой фары заложена возможность встроенной регулировки, так что фару можно устанавливать в кузов автомобиля без регулировочных зазоров. Еще одно преимущество фар с волоконно-оптическим преобразователем: оптоволоконный элемент частично отфильтровывает инфракрасное излучение, рассеивая тепловой поток, а потому на-"Внутренности" современной металлогалогенной лампы (слева) и новая фара с волоконно-оптическим преобразователем (справа). грев внешней линзы здесь сокращен до минимума. Благодаря этому новую фару можно изготавливать из устойчивой к абразивному износу пластмассы, например из полиметилметакрилата. Наконец, последнее, о чем нельзя не сказать: новая конструкция обладает высокой степенью унификации. Ближний или дальний свет, противотуманные фары, приборы для мотоцикла, автомобиля или трактора все будут иметь один и тот же отражатель, одну и ту же лампу типа Н1 или НЗ и даже, возможно, один и тот же унифицированный корпус. В некоторых случаях волоконно-оптический преобразователь тоже можно унифицировать. Это означает, что цена новой фары при серийном производстве может быть вполне приемлемой.ЗР 5/9865