30
31
33
34
Ш,Ы±Н!кШь&с&\\\\АСТРА'ОПЕЛЬ-АСТРА" OPEL ASTRAИгорь ТВБРДУНОВ.Ф ото автора и фирмы " О пель '"Опель-Астра" второго поколения впервые представлен в сентябре 1997 года на автосалоне во Франкфурте. Серийное производство начато весной 1998 года с тремя вариантами кузова: трех- и пятидверный хэтчбек и универсал. Двигатели - бензиновые объемом 1,2; 1,4; 1,6; 1,8, 2 ли два дизеля -1,7 и2 л. Коробка передач - механическая пятиступенчатая или четырехступенчатая автоматическая. Вторая по счету Астра на клумбе "Опеля' расцвела, как положено астрецветку. в сентябре. Тогда, на Франкфуртском салоне машину впервые показали публике. Правда, издалека, отгородив от слишком любопытных заборчиком. Серийная "Астра появилась лишь в самом начале весны - в неурочное время, когда астрам цвести вроде не положено РОДОСЛОВНАЯ "АСТРЫ" "Астра - автомобиль массовый, автомобиль для народа - так называемый 'Гольф-класс . Одновременно с Астрой второго поколения во Франкфурте дебютировал тот. чье имя получил целый класс машин - "Гольф IV". Выходит, история "Астры" на два поколения короче? Нет. просто ее предшественники назывались иначе. Опустив древнюю историю 'Опеля', начнем сразу с 70-х годов До 1979 года предки Астры имели классическую компоновку, которая нынче в этом классе машин почти не встречается, а тогда была массовой (вспомним хотя бы "Жигули"). В конце 1979 года заднеприводный "Кадет С уступил место на конвейере переднеприводному Кадету D". Его-то и можно считать предком "Астры". (Первый Кадет . серии А появипся еще в 1962 году. так что род у новой машины довольно древний.) В 1984 году увидел свет очередной Кадет' - серии Е: теперь он хорошо знаком российским автомобилистам. Подержанный "Кадет Е очень популярен в нашей стране. То был последний Кадет : следующая модель (она появилась в конце 1991 года| уже называлась "Астра". Правда, преемственность поколений сохранилась в буквенном индексе: на смену "Кадету Е" пришла Астра F. так ее называют некоторые книги. Значит, новая "Астра - серии G7Кстати, название Астра появилосв раньше выхода одноименной модели "Опеля". С 1980 года "Опель-Кадет . выпущенный в Англии, назывался "Воксхолл-Астра "Кадет", а потом и Астра' - самые многотиражные модели "Опеля". Причем выпуск маленьких опелей' (до появления Корсы' малышом считался "Кадет ) рос от модели к модели. Если годовое производство "Кадета С" достигало 312 тыс. шт.. то "кадетов Dв 1982 году сделали 431 тысячу, кадетов Е" в 1989-м - более 570 тысяч. Годовой выпуск первой "Астрь, уже перевалил за 660 тысяч Для тех. кому столь массовый Опель зауряден, фирма "Бертоне" с 1986 года делает кабриолеты - сначала на базе Кадета . а в 1992 году его сменила Астра-кабриолет" "АСТРА" НА ЛЮБОЙ ВКУС Предки предками, но нам интересна Астра сегодняшняя. Начнем с того, что новая Астра" в самом деле - новая: от прежней "Астры не осталось ни одной более-менее важной детали. Автомобиль спроектирован заново. Новинка представлена с тремя типами кузовов: два хэтчбека - трех- и пятидверные и универсал (в предыдущем семействе4ltu были еще седан и кабриолет). Последние обычно на год-другой переживают базовую модель. Так что новый кабриолет придется подождать, а седан должен появиться куда быстрее. Чего раньше в модельном ряду "Опеля" не было, так это компактного минивэна. "Зафира". к созданию которой фирму подтолкнул успех "Рено-Меган Сеник", базируется на агрегатах новой "Астры". Правда, машину эту еще не выпускают. Двигателей хоть отбавляй: пять моторов семейства ЭКОТЕК - от 1.2 до 2 л, 2литровый дизель и даже заслуженный мотор объемом 1,6 л "доэкотековской эры". Самый маленький бензиновый двигатель - новинка. Он единственный не агрегатируется с четырехступенчатой автоматической коробкой передач - только "ручная" с пятью передачами. Широкий выбор модификаций - крупный козырь в борьбе за потребителя. Одна и та же машина должна менять характер: становиться дешевой или пижонской. степенной или быстрой, семейной или индивидуальной. Массовый автомобиль-такова "Астра" - должен угодить многим людям с разными запросами. "АСТРА" ПО ВИНТИКУ... Теперь поговорим о конструкции машины. Кузов новой "Астры" - предмет особой гордости его создателей. Во-первых, его отличает очень тщательная аэродинамическая проработка. Коэффициент лобового сопротивления - всего 0,29: отличный показатель. Во-вторых, высокая прочность кузова. Его жесткость на кручение по сравнению с кузовом старой "Астры" значительно возросла. Силовая схема соответствует всем требованиям пассивной безопасности. В случае чего кузов будет сминаться "правильно", спасая пассажиров. Ну и последнее - гарантия на 12 лет от сквозной коррозии кузова красноречиво гсворит о качестве материала, технологии и применяемых защитных покрытиях. Произносить слово оцинкованный" даже не хочется. На сегодня этим уже никого не удивишь: даже родная 'десятка", как сообщали нам в прогнозе погоды, и та оцинкована. Правда, новый кузов "Астры" тяжелее и, чтобы автомобиль не набрал лишнего веса, кое-что понадобилось облегчить. Заглянем под машину. Передняя подвеска вроде обычная - треугольные "в плане" рычаги, пружинно-амортизаторная стойка, стабилизатор. Как принято нынче, элементы подвески, рулевая рейка, силовой агрегат крепятся к подрамнику, а тот, в свою очередь, через упругие подушки - к кузову. И все же есть тут свои изюминки. Например, передняя стойка, возьмешь ее в руки - удивишься: больно легкая. Вот она, борьба с килограммами. Корпуса стоек из легкого сплава. Но это еще не все. Стойки стабилизатора и вовсе карбоновые (из сверхлегкого и прочного пластика на основе волокон углерода). Вообще легкие сплавы применяются в конструкции "Астры достаточно широко - даже для каркаса рулевого колеса. Рассказать о конструкции задней подвески проще всего: как у "Самары". Такая подвеска задних колес на продольных рычагах, связанных упругой поперечной балкой (иначе - полунезависимая), отлично себя зарекомендовала на машинах подобного класса и применяется по сей день не только на "Астре". Особенность машины - электрогидравлический усилитель руля. Обычного насоса. приводимого ремнем от коленчатого вала. здесь нет: его заменил скоростной электронасос. Преимущества - меньше потери мощности на привод насоса, узел компактен (весь усилитель как бы "висит" на рейке) и, главное, отличные реакции автомобиля. О собственных ощущениях от езды чуть позднее. Бензиновые двигатели семейства ЭКОТЕК вобрали в себя большую часть технических новаций в двигателестроении. Газораспределение с четырьмя клапанами на цилиндр, впускные трубы переменной длины, современные материалы и технологии. Двухлитровый двигатель оснащен балансирными валами для "борьбы" с неуравновешенностью. Как правило, балансирные валы для рядной четверки" считают излишест-ЗР 5/9831 вом. но с ними она работает плавнее - машина делается комфортабельней". в чем мы смогли убедиться О новых опелевских дизелях мы писали совсем недавно (см. ЗР. 1997. № 12). На "Астру" устанавливают дизель "ЭКОТЕК 2.0DI 16V" мощностью 82 л. с. Сегодня пунктик всех производителей - безопасность. Чем поможет Астра своим пассажирам, если аварии избежать не удалось'' О конструкции кузова, который принимает удар на себя . уже говорилось. Есть еще ремни безопасности с пиронатяжителем. четыре подушки - две Фронтальные и две боковые, спрятанные в спинках передних сидении. Педальный узел по конструкции аналогичен тому, что стоит на "Опеле-Вектра". Если при ударе деформация доходит" до педалей, они не смещаются, а просто... отваливаются: кррнштеины сминаются и отпускают педали. Исследования показали, чтс при столкновении педали могут серьезно травмировать голеностоп СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Вот они - стоят в огромном белом шатре на краю аэродрома Начищенные и блестящие. будто с конвейера. хотя журналистская братия мучает эти машинь уже не первую неделю Нам бы для начала что-нибудь поспокойнее: после многочасового перелета надо втянуться. Пожалуй, мотор 1.6 - как раз. Грузимся в Астру баклажанного. вроде бы. цвета (в темноте все кошки серые) и начинаем знакомиться". Отрегулировал сиденье, но руль оказался далеко-далеко. Шарю ПР колонке руками, но не сразу нахожу рычаг, фиксирующий руль. Он в "Астре' движется не вверх-вниз, вдоль машины, а поперек. справа налево. Разобрался, поставил руль как надо (у колонки две регулировки: по углу наклона и длине), теперь зеркала. Где же кнопка или рычажок, ими управляющие9 Опять поиски на ощупь - заветный пульт обнаружил на левой двери. Жаль, что он не подсвечен. С регулировками разобрались - едем1 Педаль сцепления с длиннющим ходом - привык не сразу. Да иу мотора в самом "низу" какой-то "затык". Поэтомупервый раз почти каждый из нас трогался. как "чайник", дернув машину. Потом начинаешь действовать сцеплением аккуратно и все приходит в норму. "Астра 1.6 оказалась аппаратом достаточно тягучим'. Мотор набирает обороты ровно, но не так чтобы рчень быстро. Потом переключаешь передачи, как учили - в два приема, через нейтраль - и снсва такой же ровный. уверенный разгон. Ходы рычага коробки передач отнюдь не короткие, зато фиксация очень четкая. Кстати, то и другое вообще характерно для опелей" Словом, поначалу машина казалась немного заторможенной - лишенной остроты. чересчур семейной что ли. Но две вещи никак не вязались с образом бюргерВ таком камуфляже автомобиль проходил испытания.скогс автомобиля - слишком жесткая подвеска и шумноват двигатель. Зато, свернув с автобана на лесную дооогу. по достоинству оценили эффективность головного света Астры : не ради красного словца скажу что в свете фар видно почти как днем Первое впечатление об Астре есталссь какое-то невнятное, и когда утррм получил ключи от трехдверного хэтчбека с мотором 1.8 л. решил повнимательней присмотреться . Правда, очень скоро понял, что вчерашние впечатления придется не сопоставлять. а прстивопоставлять: нам дали совсем другую Астру"! Да. подвеска не стала мягче. мотор не стал тише, НР все это воспринималось как должное - потому что машина ехала' Мотор оказался очень шустрым, новомодный усилитель действительно делает машину отзывчивой К тому же Астра на больших пятнадцатидюимовых колесах уверенно держит дорогу. Управлять таким аппаратрм одно удовольствие. Где вчерашние семейность и спокойствие9 Их обеспечил тот же мотор "1,8" с автоматической коробкой. Из автомобиля, ехать на котором в радость, снова получилось средство передвижения из пункта Ав пункт В". Не спешите упрекать автора в амбициях гонщика. Просто есть машины-провокаторы". которые подталкивают к активной езде. Автрмат же педразумевает не управление, а передвижение. и от этего машина резко меняется: активнаяДаигатели для автомобилей "Опель-АстраПаоаметоь ^~~~~-—^__^ Рабочий объем. см ; Диаметр цилиндра и ход поршня. мм Мощность кВт гс гюи об МНИ Максимальныи крутящий момент. Н м при об МНИ Степень сжатияБ1198Б1389Б1596Б1598Б179651998Д1998.572.5x72.6 77.6x73.4 79х6-.5 79x81.5 60.5x882 86x86 84x904865 5600 11С 4000 10,166 SO 6000 125 4000 10.55575 5200 128 280074100 600С ;5: 3600651-5 540С •70 3400 10.5100136 60 82 5600 188 3400 10.8 4300 185 1800 18.595'05Примечание. Б - бензиновый. Д - дизельный езда для нее - редкое исключение в долгой размеренной жизни. Два слова об "Астре" "помимо" мотора. Все хэтчбеки не слишком просторны сзади. Усядутся там двое, да и то среднего рсста. Люди выше метра девяностс ни войти, ни выйти, ни разместиться без проблем не смогут. Руль с усилителем, как уже отмечено, в самом деле очень "острый". Но эта острота в удовольствие лишь в напряженных режимах езды, когда водитель сконцентрирован на управлении. Когда же едешь нетороппиво и неспешно, чрезмерная острота начинает раздражать. "Астра" с двухлитровым бензиновым двигателем субъективно не показалась более "живой", чем ее родственница "1.8", зато она заметно тише. Очень "старательным" по-казал себя 1,2-литровый двигатель: жужжит под капотом, напрягается и на равнине со своей задачей вполне справляется. "Астра" с ним, конечно, не спортсмен, но для неспешной езды вполне приемлема. Лишь когда дорога начинает карабкаться в горы, понимаешь, насколько ограничены возможности маленького мотора. Зато, обутая в высокопрофильные шины, самая слабая "Астра" показалась и самой мягкой на ходу. Дизельный универсал ничем не удивил. Мотор умеренно приемистый и очень тяговитый, каким и должен быть дизель. Шум и вибрация заметны на холостых оборотах: на ходу мотор не показался более шумным, чем бензиновые ЭКОТЕКи. С одной стороны, заслуга хорошегр дизеля, с другой - бензиновые моторы "Астры" все-таки слишком "громкие".ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОбщие данные: число мест - 5. снаряженная масса - 1224 кг. полная масса - 1655 кг; максимальная скорость - 200 км/ч. время разгона с места до 100 км/ч - 10 с. расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6; 10,9 л/100 км, запас топлива - 52 л Размеры, мм: длина -4111; ширина -1709, высота -1425, база - 2614; колея спереди/сзади -1464/1452; объем багажника - 370/1180 л, радиус поворота - 5,05 м Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый рядный, расположен спереди поперечно; число клапанов на цилиндре - 4, рабочий объем -1796 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 80,5 х 88,2 мм, степень сжатия 10,5, мощность - 85 кВт/115 л. с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент -170 Нм при 3400 об/мин Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I-3.73,11-2,14, III-1,41; IV-1,21. V-0.89. з х - 3,31, главная передача - 3,74 Подвеска: передняя - независимая, типа "Мак-Ферсон", задняя - на продольных рычагах, связанных упругой поперечной балкой Тормоза: дисковые на всех колесах, с усилителем и АБС Рулевое управление: реечное, с усилителем Размер шин: 195/60R15H."АСТРА" ДЛЯ НАС Новый "Опель" особенно интересен потому, что его собираются делать в России, в Тольятти. Взглянем на машину с этой точки зрения. Вопрос ее адаптации к российским условиям, в общем-то, решаем. Сложнее "приспособить" наши условия к новому автомобилю. Ведь "Астра" - машина самого последнего покопения и организация ее производства - огромный, через десятилетие, шаг вперед для отечественногс автозавода. Что ж, попробуем 'шагнуть", нашлись бы финансовые и технические возможности. А вот как быть с той действительностью, в которой предстоит "жить" машине? Со скверными дорогами, отсутствием сервисной сети, высококачественных топлив и масел? С привычкой владельцев к ремонту своими силами? С отсутствием средств у массы потенциалы^ых покупателей? Вопросы, вопросы...