255
г:ага FEfWiriTи иРис. 4. Часто встречающиеся нарушения в работе шкивов: а, б - расположение в разных плоскостях; в - осевое биение.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬВ трамблере на ВАЗ-2106 из-за дефекта шарикоподшипника мне пришлось отключить вакуумный регулятор. Купить новый подшипник сразу не удалось -ия "застопорил"старый эпоксидным клеем (от кого-то слышал такой совет). Удивительно, но мотор без "вакуума" стал работать лучше, чем прежде, так и езжу с тех пор. Но как этот факт объяснить? Если оценивать работу мотора в режиме максимальной мощности, что обычно все и делают, то заметить какой-либо отрицательный результат отключения вакуумного регулятора трудно, поскольку он включается в работу при частичных нагрузках на двигатель, например, когда вы едете по ровному шоссе со средней скоростью 70-80 км/ч, поддерживая ее двигателем. В этом случае наполнение цилиндров рабочей смесью топлива и воздуха небольшое, сгорает каждый такой заряд медленнее, а значит, воспламенять его нужно раньше. Иначе говоря - увеличивать угол опережения зажигания, что и обеспечивает вакуумный регулятор. Если его отключить, то на режимах частичных нагрузок мотор работает с несколько поздним зажиганием. Это во многих случаях (особенно с точки зрения самого водителя) может дать даже положительный эффект. Так, при резком открытии дросселя мотор меньше склонен к детонации. В то же время позднее зажигание отрицательно скажется на экономичности машины, на температурном режиме ее работы и, наконец, на токсичности выхлопных газов Если претензий к этим показателям нет, можете и дальше ездить без вакуумного регулятора. (В конце концов, не было же его на первых "жигулях"!) И еще: "заглушив" подшипник, вы наверняка заметили, насколько ровнее стал работать мотор, например, на холостом ходу. А каков вывод, если ничего другого вы не делали? Значит, причиной неустойчивой работы скорее всего была нестабильность зазора в прерывателе из-за люфта в подшипнике. Избавившись от него, вы добились устойчивой работы. Но тогда правомерен вопрос, не перевешивают ли минусы вакуумного регулятора его плюсы. Этот вопрос постоянно вызывает споры специалистов, последователей разных "школ". В конкретном же случае, объективно оценив работу двигателя, вы можете выбрать наилучший вариант регулирования.лдвигателе, где сильно изношены шкивы (рис. 3). С такими даже сильно перетянутый ремень передает вращение агрегату (например, помпе, генератору) ненадежно. Из-за этого на "классиках" ВАЗа нередки случаи поломки валика привода помпы по передней канавке для шариков. Вот почему ремень нужно правильно натягивать - настолько, чтобы он явно не проскапьзывал, но и подшипники не перегружал. Но сделать это неопытному человеку не так просто, как может показаться после ознакомления с инструкцией. В ней обычно указан лишь прогиб ветви ремня под действием определенного усилия руки. Да вот руки-то у всех разные! Не каждый похвастаеттем, что может надавить с усилием ровно в два килограмма. В этом смысле еще "смеш0,1 не более нее" некоторые приемы для проверки натяжения зубчатого ремня: нужно попытаться закрутить его пальцами на 90"! На ВАЗ-2108 "бывалые" обнаружили полезный диагностический признак: будучи слегка перетянут, ремень громко "ревет" при увеличении оборотов - тогда его чуть ослабляют. Недотянутый же сильно вибрирует. Срок службы клинового ремня резко сокращается, когда соединяемые им шкивы работают не в одной плоскости или имеют большое биение - особенно осевое (рис. 4, а, б, в). Последнее не должно превышать 0,1 мм на радиусе 100 мм, что на отечественных автомобилях, увы, встречаешь не часто. Вот и лопаются ремни в таких машинах куда раньше отведенного времени. Лечение одно - подбирать новые шкивы (или по возможности править старые) и выводить их в одну плоскость. И тогда о ремне можно надолго забыть, хотя менять его, как правило, дело пустяковое.Рис. 5. Схема ременного привода агрегатов 6-цилиндрового двигателя М104 ("Мерседес-УУ124", длина ремня - 2440 мм): 1 - натяжной ролик; 2 шкив коленчатого вала; 3 - шкив компрессора кондиционера; 4 - шкив вентилятора системы охлаждения; 5 - шкив воздушного насоса; 6 шкив генератора; 7 верхний направляющий ролик; 8 - шкив гидроусилителя руля; 9 шкив помпы.ЗР 5/98255