232
233
234
РЕМОНТЗАЩИТНЫЕ КЛАПАНЫ ПНЕВМОТОРМОЗОВВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский" Грузовые автомобили оснащаются многоконтурными тормозными системами: рабочей, запасной,стояночной и вспомогательной. Это повышает надежность тормозного привода - ведь любой из этих контуров работает независимо от других. Они отделены друг от друга защитными клапанами. Неисправность того или иного защитного клапана чаще всего определяют по недостаточному заполнению воздухом соответствующего контура пневмосистемы. Реже случаются утечки воздуха из атмосферных каналов клапанов. Повышенное содержание в сжатом воздухе конденсата и масла ведет к разбуханию и разрушению резиновых мембран и уплотнений, коррозии и заклиниванию подвижных деталей клапанов. ДВОЙНОЙ защитный клапан разделяет магистраль, идущую от компрессора, на два самостоятельных контура; автоматически отключает один из них при нарушении его герметичности и сохраняет сжатый воздух в исправной системе; предотвращает выход воздуха из обоих контуров при нарушении герметичности нагнетательной магистрали. Этот клапан на КамАЗах установлен с внутренней стороны правого лонжерона. В ЗИЛах - закреплен двумя болтами на кронштейне справа под кабиной. На МАЗах клапан навернут на штуцер ресивера под правым лонжероном рамы. Двойной защитный клапан состоит из двух одинаковых секций, а между ними один большой поршень. Работу выполняем на примере одной секции. Упорные шайбы выполняют две функции: определяют исходное положение большого поршня в цилиндре корпуса; с увеличением толщины набора шайб снижается давление отключения воздушного контура защитным клапаном. Большой поршень уплотнен в корпусе двумя резиновыми кольцами, расположенными в кольцевых канавках цилиндра. От герметичности этого уплотнения и состояния рабочих поверхностей поршня и цилиндра корпуса в основном зависит надежность срабатывания двойного защитного клапана."Ослабляем" контргайку "на 2Т, сворачиваем клапан со штуцера.Снимаем защитный резиновый колпак.Чтобы не повредить поверхность большого поршня, извлекаем его из корпуса, захватив узкогубцами упорное кольцо клапана.Закрепив корпус клапана в тисках, ключом "на 46" отворачиваем крышку. Учтите: пружина поршня под ней находится в напряженном состоянии!Удаляем грязь и окислы, меняем уплотнения.На последних витках резьбы удерживаем крышку рукой и извлекаем вместе с пружиной.Чтобы демонтировать клапан из поршня, из влекаем упорное кольцо.Ключом "на 27" отворачиваем от клапана воздушные трубки.Требуемое количество упорных шайб установлено заводом-изготовителем и, как правило, одинаково в обеих секциях клапана: не забудьте при сборке установить их на место!Рабочая поверхность клапана не должна иметь разрывов и трещин. Небольшие дефекты можно устранить на мелкозернистом шлифоваль ном круге. СвоимиСилами 30232ЗР 5/98 Чем толще пакет регулировочных шайб, тем выше давление, поддерживаемое в исправном контуре при разгерметизации другого.д.Ключом "на 13" отворачиваем два болта крепления его к кронштейну.Если воздух выходил из-под крышки - меняем уплотнительное кольцо. Подкладывать под пробку дополнительные шайбы нельзя: это повлечет изменение параметров устройства. Выдавливаем малый поршень из крышки.Прижимая крышку рукой, отворачиваем четыре винта ее крепления. Утечка воздуха через атмосферный канал ука зывает на разгерметизацию малого поршня.Уплотнительное кольцо устанавливаем в кольцевую канавку поршня.шкСборка производится в обратном порядке. Перед установкой крышек проверяем легкость перемещения всех трех поршней. ТРОЙНОЙ защитный клапан нужен для разделения поступающего сжатого воздуха на два основных кон ­ тура и питающийся от них дополнительный. Поврежденные, они автоматически изолируются от нагнетательной магистрали. Если негерметичен Цля замены уплотнения ключом "на 2Т отворапитающий трубопровод или потребичиваем пробку поршня. тель воздуха, в исправных контурах сохраняется минимально допустимое давление. Поступление воздуха вдо ­ полнительный контур начинается после частичного заполнения основных. Этот клапан установлен внутри правого лонжерона рамы КамАЗа, у ЗИЛа справа под кабиной. У клапана три секции. Две из них одинаковы, а третья У снабжена дополнительно двумя об ­ ратными клапанами.Снимаем крышку с тарелкой и пружиной, затем направляющую, мембрану и толкатель с пружиной.щьИзвлекаем узкогубцами клапан. Резиновая поверхность уплотнения клапана должна быть гладкой, без повреждений.извлекаем пружину...Ч.и регулировочные шайбы. 31 СвоимиСиламиОтключаем от тройного защитного клапана воздушные магистрали.Извлекаем стопорное кольцо.. ЗР 5/98 233 ..и направляющую. Торец ее - это седло клапана.При разгерметизации одного из контуров в исправных будет поддерживаться давление, соответствующее открытию клапана неисправной системы. Давление открытия клапанов исправных контуров будет ниже, так как их срабатывание облегчается дополнительным воздействием сжатого воздуха, имеющегося в этих пневмосистемах. Этим обеспечивается пополнение воздухом исправных систем по мере его расхода, а излишки выходят через неисправный контур. Но для этого нужно установить одинаковое давление срабатывания всех трех секций.рукцией крышки, мембраной и способом ее установки. Оба устройства выполняют одни и те же функции и взаимозаменяемы в сборе. Так как конструкция верхней части одного из клапанов идентична секции тройного защитного клапана, описанного выше, т( подробнее рассмотрим второй.Одинарные защитные клапаны закреплены н переходных штуцерах. Соединения уплотнен резиновыми кольцами с контргайками: н< МАЗах под ключ "на 2Т\ а на КамАЗах - "на 32"Резиновое кольцо обеспечивает герметичность, а шайба служит опорой пружинам обратных клапанов. Перед регулировкой снимаем резиновые заглушки, предохраняющие резьбу и внутренние полости крышек от загрязнения.Выворачиваем переходной штуцер из корпуса.Другие стороны пружин входят в пазы обратных клапанов, которые изолируют основные контуры друг от друга.Подключаем к входу клапана (большего диаПрижав рукой крышку, выворачиваем четыр< метра) сжатый воздух давлением 5.1-5,5 ее винта. кгс/см2. Вращая регулировочные винты, устанавливаем начало открытия клапанов. ОДИНАРНЫЙ защитный клапан предназначен для сохранения в пневматической тормозной системе автомобиля-тягача минимально допустимого давления сжатого воздуха (5,5 кгс/см2) при повреждении питающей прицеп (полуприцеп) линии. Кроме того, он препятствует выходу сжатого воздуха из магистрали прицепа (полуприцепа) при разгерметизации тормозного привода автомобиля, предотвращая тем самым автоматическое торможение прицепа. На МАЗах, кроме этого, установлены еще два таких клапана, изолирующие магистрали стояночной тормозной системы ипи ­ тания потребителей от основных тормозных систем. Существуют два вида одинарных защитных клапанов, отличающихся друг от друга внешним видом, конст-К седлам в корпусе обратные клапаны прилегают своими сферическими поверхностями.Снимаем верхнюю часть в сборе с пружинами поршнем, опорную шайбу.Перед сборкой проверяем плоскости крышек, так как нередко из-за чрезмерной затяжки винтов крепления они деформируются и не прижимают мембраны.Извлекаем мембрану, которая и выполняв функцию перепускного клапана. Если на не» замечены потертости до тканевого слоя и трещины, то меняем на новую. (аюимиСилами234ЗР 5/9832