257
Как заставить бензин поступать из топливного бака к карбюратору?Сергей КАНУННИКОВИдея подачи топлива к двигателю насосом с механическим приводом на первый взгляд, лежит на поверхности. Однако этот несложный прибор далеко не сразу прижился в авто мобиле. Первоначально бензин поступал из бензобака к двигателю самотеком. Для этого бак помещали выше карбюратора (как правило, на "торпедо" кузова). Это нередко приводило к курьезам. У одного из владельцев "Форда-Т" с "самотечной" подачей бензина двигатель попросту глох на крутых подъемах, когда топлива в баке оставалось немного. Владелец ничего не понимал в автомобилях ис возмущением обратился к дилеру. Тот прекрасно разбирался в сильных и слабых сторонах конструкции "Форда". Устыдив хозяина машины за неумение ездить, он въехал в гору задним ходом, как бы демонстрируя, что у хорошего водителя "Форд" поднимается в гору без проблем. Очевидно, что в этом случае бензин попадал в систему питания даже при самом низком уровне. Однако верхнее расположение бензобака было не только неудобным, но и небезопасным. Инженеры пытались пристроить его где-нибудь под рамой - но тогда карбюратор был выше бака и требовалось некое приспособление для подачи бензина под давлением. Как создать его? Родилась идея использовать "невостребованное" давление выхлопных газов. Система работала так (рис. 1). В топливный бак от выпускного коллектора проводили трубку с клапаном - так называемым пульсатором. Роль этого клапанаРис. 1. Подача бензина под давлением выхлопных газов: 1 - бензобак; 2 - бензопровод; 3 трубопровод подачи выхлопных газов; 4 - ручной насос; 5 - манометр; 6 - регулятор давления - "пульсатор". Рис. 2. Схема привода дроссельной заслонки: 1 - педаль газа; 2 - рычаг управления дроссельной заслонкой; 3 - тяга; 4 - дроссельная заслонка - "кран"; 5 - центробежный регулятор.4ШШ$•-viwyvwvwwwwwwvwwMбыла очень ответственна - пропускать к баку строго определенное количество газов, чтобы не создавать там избыточного давления, способного деформировать и даже разорвать бензобак. Впоследствии добавили второй - предохранительный клапан и манометр, дабы водитель мог контролировать давление. Пульсатор работал в тяжелых условиях - нагар из выхлопных газов сбивал его регулировку. А выхлоп у автомобилей того времени был гораздо менее чистым, чем сейчас. Кроме того, оставалась нерешенной проблема подачи бензина для пуска двигателя. Пришлось сделать ручной насос для подкачки воздуха в бак.Развиваемое выхлопными газами давление оказалось более чем достаточным для надежной подачи топлива - возникла необходимость регулировать поступление рабочей смеси во впускной коллектор. Напомним, что в те времена на большинстве автомобильных двигателей дроссельная заслонка (рис. 2) работала как бы независимо от карбюратора, изменяя проходное сечение впускного коллектора. Ее даже называли иначе краном. Управлялся кран подпружиненной телескопической тягой. При пуске двигателя водитель специальным рычагом воздействовал на тягу, максимально открывая заслонку. С увеличением оборотов двигателя особый центробежный регулятор (два соединенных пружиной шарика) несколько прикрывал заслонку - полному ее закрытию препятствовала пружина телескопической тяги. Однако для набора скорости центробежный регулятор надо было отключать. Нажимая на педаль газа, водитель через систему рычагов и пружин воздействовал на регулятор, и заслонка приоткрывалась на требуемую величину. Такая система подачи топлива была весьма сложна, а потому не слишком надежна. Даже "самотечные" конструкции превосходили ее. Тем не менее она применялась на многих моделях автомобилей и не один год.ЗР 5/98257