14
15
16
18
Сидя за рулем, господа водители, вдыхайте городской воздух полной грудью, можете даже опустить стекло, чтобы лучше ощутить аромат, исходящий из выхлопной трубы стоящего рядом КамАЗа. Не откажите себе в удовольствии затянуться крепчайшей папиросой. Не курите? Начните - вам это не повредит. Уже не повредит.Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Александра Полунина и Александра БудкинаГЛУБЖЕ...фшУЦГ*' Лучшая агитация - наглядная. Можно без конца твердить об экологических проблемах, но разговоры разговорами и останутся. Кто-то гдето заболел или помер? Мало ли от чего! Вы чувствуете себя разбитым. болит голова? Просто устали на работе. В сознании многих все это не связывается с загрязнением окружающей среды. Ведь вредные вещества сложно увидеть, не всегда можно унюхать и мало кто рискнет попробовать на вкус. Стоит ли бояться того. чего вроде бы и нет? Идея теста родилась сама собой: застряли как-то "зарулевские" испытатели в пробке. В горле першило, глаза щипало, разговор перескакивал с темы на тему - и тут кому-то пришла в голову мысль: почему бы не проверить, чем дышит автомобилист, живущий в большом городе. Сколько и какой дряни попадает в его организм во время ежедневных поездок из дома, расположенного в пригороде или на окраине, на работу в центр. Ну, и завертелось... Проконсультировались со специалистами, нашли приборы, составили программу. Измерять решили содержание окиси углерода, окиси азота и углеводородов в салоне автомобиля (ВАЗ-2106 1996 года выпуска, пробег - 30 тыс. км) в разных точках города. Ездили с газоанализаторами по одной из самых загруженных московских магистралей - Садовому кольцу. Потом отправились из центра за город. Скорость автомобиля зависела, в основном, от средней скорости транспортного потока и колебалась от 0 (остановки у светофоров на перекрестках и пешеходных переходах, а также транспортных пробках) до 70-80 км/ч за городом. На остановках двигатель не выключался и работал в режиме холостого хода. Приточная вентиляция автомобиля работала при полностью открытой заслонке забора наружного воздуха, электровентилятор был включен на малые обороты (положение переключателя № 1). В контрольных точках маршрута снимали показания приборов. Через пару дней, когда погода изменилась. замеры повторили: хотелось посмотреть, каквлияют температура, ветер, давление, влажность на загрязнение атмосферы. Не обманывают ли нас радио и телевидение.когда милым голоском предупреждают об особо неблагоприятной экологической обстановке? Перед заездами на "шестерке" установили пробоотборник, через который проходил тот воздух, что поступает вГазоанализаторы, с помощью которых измерялось содержание СО, NO, С„Н тв салоне автомобиля.салон по системе вентиляции. На сменных фильтрах пробоотборника оседали взвешенные в воздухе частицы. Четыре фильтра, отработавшие по два часа в разных районах города, отправились на экспертизу. Вместе с ними поехали на анализ три бумажных конвертика, в которых находилось черное маслянистое вещество соскобы с внутренней стороны стеколВоронка-пробоотборник закреплена на дефлекторе вентиляции ВАЗ-2106. Внутри нее - специальный фильтр АФА-РМ-20.автомобиля (ВАЗ-21213, 1995 год выпуска, пробег - 70 тыс. км). Не видел бы сам. ни за что не поверил бы, что на чистом вроде бы стекле столько грязи. Лабораторные анализы должны были ответить. сколько и каких вредных веществ содержится в городском воздухе ив отложениях на стеклах автомобиля. Результаты всех замеров приведены в таблице и на графиках. Осталось их прокомментировать. Вспомним, что ни на одном отечественном автомобиле нет фильтров для поступающего в салон воздуха. Стало быть, приточная вентиляция подобна пылесосу. Что же он засасывает, когда автомобиль едет или, того хуже, стоит в потоке транспорта? Сразу оговоримся - проведенные замеры не претендуют на полноту данных об угрозе здоровью тех. кто ездит по Москве. Хотели просто оценить общую картину "объем бедствия", прибегнув для этого к помощи специалистов автополигона (НИЦИАМТ). Опыты показали: содержание СО, N0 иCnHmв салоне автомобиля во много раз превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферы населенных мест. Мало тоЗР 5/9815 го. кое-где концентрация вредных оксидов многократно "зашкаливает" даже за ПДК промышленных зон. Так что, сидя за рулем в центре города, вы не просто работаете, а трудитесь на вредном производстве. И лишь отъехав от города на порядочное расстояние, можете считать, что наконец-то выбрались из "газовой камеры". Немалый интерес представил и спектр полициклических углеводородов ^ПАУ). Пробы с фильтров и образцы отложений со стекол автомобиля после специальной обработки подвергли анализу методом газовой хроматографии. Результаты - в таблице.Все эти ПАУ отличаются красивыми труднопроизносимыми названиями и на редкость вредным воздействием на организм человека. Говоря научным языком, они обладают канцерогенной и мутагенной активностью. А если попросту - канцерогены способствуют возникновению у человека злокачественных опухолей. (Канцероген - от латинского слова "рак и греческого "рождение" то есть "рождающий рак"). Мутагены же, как видно из названия, вызывают мутации - изменения в свойствах и признаках организма, передающиеся потомству. Все насмотрелись поКонцентрации СО и N0 в салоне автомобиля, который движется от центра города в пригород.ГГ20.03.98г. Давление - 743 мм. рт. ст. Влажность - 85% Скорость ветра - 1-4 м/с. северный Температура воздуха -1 "С 24.03.98г. Давление - 759 мм. рт. ст. Влажность - 47% Скорость ветра - 1-5 м/с. восточный Температура воздуха +4- СПромышленная зонаПДКтелевизору "ужастиков - что такое мутант, представляют. Медики же прекрасно знают, что действительность бывает пострашнее кино. Исследования показали, что ПАУ всегда присутствуют в отработавших газах автомобилей. Содержание их находится в прямой зависимости от регулировок двигателя и резко возрастает, если двигатель неисправен. Для большей наглядности в ту же таблицу мы поместили результаты анализа вредных веществ в отработавших газах автомобилей ВАЗ2106 и КамАЗ-5320. "Особо выдающиеся" концентрации ПАУ в таблице выделены. Как выяснилось, в кусочке грязи со стекла размером с булавочную головку опасной химии" бывает на два порядка больше, чем в кубометре вонючих выхлопных газов. Неудивительно - как показал анализ проб на фильтрах, за пару часов в салон попадает через систему вентиляции одного только бенз(а)пирена столько, сколько его в двадцати кубометрах выхлопа". Куда ему деваться - в салоне. Стоит ли спрашивать. откуда берутся злокачественные опухоли, почему рождаются больные дети 9 "Неавтомобилизованная" часть городского населения если и может чувствовать себя спокойней, то ненамного. Пешеходы ходят по тротуарам а тротуары, как правило, идут по краям дороги... А разве в салоне автобуса чище, чем в легковом автомобиле9 Цифры, в самом деле, заставляют задуматься, в каком же грязном мире мы живем. Причем автомобилисты смело могут отнести себя к числу основных потребителей канцерогенных. мутагенных и прочих, на редкость "полезных" веществ. Подтвердим эту мысль таким примером: содержание окиси углерода в помещении редакции не превысило 5 мг/м 3 . тогда как на Сухаревской площади. до которой от редакции метров пятьсот. прибор показывал в салоне машины концентрацию СО в десять раз большую. Конечно, загазованность зависит от многих факторов: от места. интенсивности движения, погодных условий. Но в черте Москвы водителям и пассажирам то и дело приходится вдыхать "смесь", в которой все предельные концентрации безнадежно превышены. Безусловно, сПДК1 2345678 Таганская пл. 9 10 11 *J2 13 14 15 16 17 18 1920 21 22 23 24 25 26 27 1МКАД Путь.км15.3 20.03.98г. Давление - 743 мм. рт. ст. Влажность • 85% Скорость ветра - 1-4 м/с. северный Температура воздуха -1 "С 24 03.98г Давление - 759 мм. рт. ст. Влажность - 47% Скорость ветра - 1-5 м/с. восточный Температура воздуха +4° С^ш*ПДК9 10 11*12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 I МКАД, Путь.км16ЗР 5 98 Каретная ynfe jлII .\ Садово-I5552 12, 32,5[b^Сухаревская iекая плхолмскии мостторов на все машины проблему вряд ли удастся решить в одночасье. Вообще. борьба за чистоту выхлопа тема отдельного разговора. к которому мы обязательно вернемся. Сегодня "в бой" за чистоту своего "личного" воздуха могут вступить лишь состоятельные люди, чьи жилища расположены в зеленых пригородных зонах, а дорогие автомобили мало того, что имеют "чистый" выхлоп, но еще в какой-то мере защищают обитателей салона от чужой "грязи". Кстати, насколько эффективны фильтры, установленные в системах вентиляции многих импортных автомобилей? "Герметичен" ли их салон? Это тоже тема одного из будущих тестов. В начале статьи мы предложили всем некурящим водителям закурить. Делать этого, конечно, не стоит. Но если вы вдоволь надышались чистым воздухом на природе и решили все же покурить, то знайте - содержание окиси углерода в сигаретном дыме будет заметно ниже, чем в салоне автомобиля, стоящего в пробке где-нибудь в центре города.Содержание CO 20.03.98г. Содержание СО 24.03.98г. | Содержание N0 20.03.98г.Содержание NO 24.03.98г. I Содержание СпНгл 24.03.98г.Содержание полициклических углеводородов в пробах Содержание в пробе, «кКонцентрация СО, NO, C nHm (мг/м 3 ) в салоне автомобиля в разных точках Садового кольца. П ДК для СО жилая зона 5 мг/м3. промышленная зона - 20 мг / м 3 ; для NO: жилая зона - 2 мг / м 3 , промышленная зона - 5 мг/м 3 ; для CnHm : жилая зона - S мг/м 3 , промышленная зона - 300 мг/м 3 .ВОЗДУУСодержание 6 отработавших$XIIФенантрен Флуорантен Пиреь Бенз(б|флуорен Бенз(а)антрацен Хризен Бенз|е)пирен Бенз1а)пирен Перилен 20-метилхолантрен12.0 2.0I2.6 0.43|0.2Э»1.72 0.34М1.16 0.46IS 519.0 28.0 21.8загрязнением атмосферы надо бороться. Весь цивилизованный мир помешан на экологии неспроста строгие требования к автомобилям появились не на пустом месте. Сейчас и московские власти вступили в борьбу за чистоту воздуха: нейтрализаторный "бум" то затихает, то разгорается вновь. Однако принудительной установкой нейтрализа2,760.881.22 0.58 0.460.21 0.05 0.06 0.37 0.09 0.10.350,76 18,4 18,0 5.08 0.19 0.94 0.37 0.82 0.390.6 0.6 7,4 7,0 0.94 1.960.2 0.2 013 015 0.02 0.1112,94 12,90 0.32 0.3 0.02 0.30,07 0.06 0.013 0.011 0.001 0.01«84,38 435,10.27 047 0.06 0.320.6 0.64 0.13 0.690.73 0,64 0.23 0.818ЗР 5'98