158
159
163
АВТОЗАРУБЕЖЬЕТИПИЧНО БРИТАНСКИЙНазвание для этого материала я позаимствовал у телепередачи, вышедшей несколько лет назад на одном из каналов Би-Би-Си. Рассказывала она не о призраках старинных английских замков и даже не о безработице, а была посвящена экзамену на водительские права.Алексей ЮРЬЕВ. Фото Вячеслава Субботинаи спины. Бог знает, как там у них было дело, однако молодой человек заявил, что он очень удивлен: хотя он и провалился, но "все было очень мило и мы расстались довольные друг другом". Словом, сдача водительского экзамена - важнейший рубеж в жизни англичанина, сравнимый разве что с совершеннолетием. В магазинах поздравительных открыток (а они в Англии, как правило, с готовыми текстами) всегда есть отдельный стеллаж "Поздравляем со сдачей экзамена на "права"!" Подойдите в субботний день к "тест-центру", где сдают вождение: огромные букеты цветов, волнующиеся мамы и мужья, слезы радости (или отчаяния) на глазах обычно невозмутимых британцев и, наконец, ритуальное срывание, сжигание, измельчение, топтание и т. п. бумажных табличек "L" (аналог нашего "У" - "за рулем ученик"). Чтобы проникнуть в эту тайну английской жизни, придется попробовать сдать экзамен самому. "Английский я знаю", как говорил один из персонажей кинокомедии "Джентльмены удачи". С юридической точки зрения "попробовать" вы можете только после того, как полгода проживете в стране - до этого вы можете и должны ездить с иностранными "правами". Однако практически никто не помешает вам сдать экзамен, приехав в Англию ненадолго (правда, меньше чем за месяц все равно не уложитесь). Другое дело, что в этом случае ваши английские "права" могут быть признаны недействительными. С чего начать? Конечно, с медкомиссии. Районные психдиспансер, наркодиспансер, вендиспансер и т. п. остались далеко на Востоке. Вместо посещения этих заведений мне придется самому (!) подпиНаши российские разговоры о приключениях в ГАИ сводятся к тому, сколько кому и где надо дать. Правда, кто-нибудь непременно заявит, что он-де - никогда никому и нужно просто уметь ездить. Его выслушивают вежливо, но эта линия разговора не получает развития. Поэтому разнообразие сюжетов, возникающих на британском экзамене, с непривычки поражает. Англичане очень любят поговорить о водительских экзаменах и знают тысячи веселых и грустных историй. Вам могут рассказать о суеверном юноше, который, отъехав от обочины, немедленно врезался в катафалк (огромная черная машина для ритуальных услуг, часто "Роллс-Ройс", встречается на английских дорогах довольно редко). Экзамен был провален. Через положенный месяц, пересилив мистический страх и заплатив все сборы, юноша снова пошел сдавать - и снова врезался в катафалк, по непостижимому стечению обстоятельств вновь проезжавший по той же улице. Некая пожилая леди прославилась на всю страну тем, что пыталась получить "права" двадцать шесть раз. И наконец, совсем недавняя история: женщина-инструктор после экзамена подала в суд на экзаменуемого мужчину, который резким торможением якобы причинил ей травму шеисать бумагу (бланк взять на почте), что я не псих и, насколько мне известно, со здоровьем у меня все нормально. Бумагу посылаю по указанному адресу и через неделю нахожу в почтовом ящике "учебные права" на мое имя. Отныне можно ездить - пока с сопровождающим. Итак, с "учебными правами" иду - нет, не в ГАИ и не в дорожную полицию, а в "тест-центр", который к полиции не имеет отношения, - и записываюсь на экзамен. Это стоит около 30 фунтов (280 рублей). В Англии справедливо полагают, что дело полиции - ловить нарушителей, а экзамены должны принимать специально подготовленные инструкторы (а техосмотр проводить - о Боже, как мы сразу не догадались! - подготовленные автомеханики). Теперь можно пойти на курсы (а можно и не ходить), где вам дадут автомобиль для экзамена - конечно, за деньги. Но вы вольны сдавать и на своей машине или взять ее напрокат. Особых "экзаменационных" автомобилей - помните раздолбанную милицейскую "шаху" с загадочным алгоритмом включения заднего хода? - просто не существует. Но вот день экзамена назначен. До последнего времени сдавали лишь один предмет - вождение. В прошлом году введен и особый "теоретический тест". Типичный вопрос: "Вы слишком много выпили в гостях. Какое решение вы примете: 1) выпить кофе и ехать на машине домой; 2) подождать полчаса и ехать на машине домой; 3) ехать домой на автобусе". Кажется, это нововведение себя не оправдывает и, возможно, будет отменено. Однако и на практическом экзамене вам могут задать теоретические вопросы. Поэтому полистаем Правила. Так... у каждого народа свои причуды. Мы все помним наши изощренно-садистские задачки о приоритете трамвая, приближающегося справа и чуть-чуть сзади к дороге с бурным движением гужевых пово-158ЗР 6/98 КОШМАРзок. А вот в индустриальной Англии добрая поповина Правил посвящена железнодорожным переездам (я ездил по этой стране два года и не видел ни одного переезда). Зато правил приоритета нет вообще: очередность устанавливается либо дорожной разметкой, либо так называемым "визуальным контактом": помахали рукой в окошко - "проезжай", "спасибо" - и все в порядке. Все-таки уважают за Ла-Маншем здравый смысл. Кстати, и в Правилах прямо рекомендуется в спорных ситуациях руководствоваться именно им. Итак, наступает день, разделяющий жизнь каждого англичанина на "до" и "после". Вы побрились, надели чистую рубашку и явились в "тест-центр". Из заветной двери выходит "ваш" экзаменатор. Это не полицейский и не предприниматель, а просто правительственный чиновник, часто из отставных военных. Для начала он попросит вас прочитать метров с двадцати номер какого-нибудь автомобиля (единственная медицинская проверка). Садимся за руль. Никакой учебной площадки - сразу на дорогу. Не ждите, что экзаменатор будет на вас давить или провоцировать на нарушения. В этом случае, провалившись, вы легко оспорите результаты через суд и получите свои "права" - а он получит расчет. Не ждите шуток или разговоров о жизни. То, что произносит экзаменатор, установлено раз и навсегда должностной инструкцией: "Пожалуйста, отъезжайте от обочины и начинайте движение, как только будете готовы и как только позволят дорожные условия"; "на круговой развязке поверните направо - это третий выезд по счету"; "разверните машину на 180 градусов, пользуясь передним и задним ходом". Для большинства экзаменуемых самое серьезное испытание - парковка задним ходом (в отличие от нашей учебной езды с въездом в воображаемый бокс под 90 градусов, требуется близко - на расстоянии в полторы длины вашей машины - воткнуться между двумя автомобилями, припаркованными вдоль тротуара). Результаты "дрессировки" видны на улицах британских городов: маневр, который у московских водителей занимает в лучшем случае несколько минут, а в худшем не получается вовсе, британцы выполняют за секунды с артистической точностью. Эта легкость куплена ценой тысяч нервных клеток, оставленных на экзамене по вождению.Экзаменатор отмечает на бланке ваши промахи. Одна грубая (или "опасная") ошибка или две мелких одного типа - и можно идти домой. Бланк вам отдадут на память - он пригодится, если вы захотите оспорить результат. Следующая попытка - не ранее чем через месяц. Среднее число попыток при сдаче экзамена на "права" - 2,6. То есть вероятность провалиться выше, чем вероятность сдать. Но - о чудо! - кажется, вы выдержали испытания (кстати, чтобы сообщить об успехе или провале, у экзаменатора также найдутся стандартные формулировки, и лишь затем он имеет право показать свое человеческое лицо - поздравить вас, или пожалеть, или выразить удивление, что в России вам вообще кто-то доверил руль). С этого момента можете "пилить" домой самостоятельно. И не надо ждать никаких "корочек" - их тоже пришпют по почте: достаточно знать их будущий номер, который проставлен в экзаменационном листке. А вообще-то здесь никто и никогда не остановит вас просто так, для проверки документов - рабочее время дорожной полиции оплачивают налогоплательщики... Итак, я получил английские "права". Они действительны до 2030 года, когда мне исполнится 70 лет. Потом, если все будет хорошо, их продлят по предъявлении медицинских справок. Водительское удостоверение, выданное в родной стране, к тому времени двадцать семь лет как будет просрочено. Чтобы покататься на машине, я буду приезжать в Англию. Отнять у меня эти "права" может только суд: если я их потеряю или отдам какому-нибудь сержанту под Калугой, мне будут высланы по почте новые. Гарантирует ли такой экзамен от появления на дороге неумелых водителей? Как говорил Остап Бендер, полную гарантию дает только страховой полис. Однако надо признать, что ездить британцы умеют. Кроме отдельных клинических случаев. Такой мне как раз известен - одна из моих английских знакомых была просто биологически несовместима с автомобилем. Во время последней попытки получить "права" случилось так, что все формальные требования были выполнены, и экзаменатор оказался в трудном положении. С одной стороны - дама, которую ни под каким видом нельзя выпускать на дорогу, а с другой - детальные должностные инструкции. И вот здесь на помощь экзаменатору пришли "теоретические вопросы". Он спросил ее, что следует предпринять, чтобы перегнать стадо коров через нерегулируемый железнодорожный переезд ночью - вот, оказывается, зачем этот раздел присутствует в Правипах! Конечно, дама запуталась в сложных манипуляциях с фонарем и сигнальным телефоном. Через минуту все было кончено. Разумеется, этот случай нетипичен: если вы ездили нормально, вас спросят о значении знака "кирпич" и отпустят восвояси. А когда же давать деньги? Никогда! Случаи такие описаны в прессе, и все действующие лица - в тюрьме, а тюрьмы в Англии не так уж хороши, как принято у нас думать. А потом, зачем покупать "права", если их проще получить? Когда нет нужды бегать по сберкассам и медкомиссиям и слушать лекции отставного прапорщика о двигателе внутреннего сгорания, когда никто не намерен вас унижать. Никто не захочет вас "завалить" специально, потому что получение денег исключено. Получение денег исключено, потому что проще и безопаснее сдать экзамен как следует. Круг замкнулся. У нас, как мы знаем, круг тоже замкнутый, но совсем по-другому. А как размыкать будем, это уже другая тема.ЗР 6/98159 ИЮНЫ998ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУбJaSa^afcагдо•IIни!с•Beta |•!1 в*. <•J 11>с/я/>. 203Iclarion ?.:ЕКРИСТАЛЬНО ЧИСТ1"ОКА" • "ЖИГУЛИ" "ТОЙОТА-КАРИНА" "САМАРА" КАМАЗ • ЗИЛ • УАЗ