130
131
132
БЫЛОЕЭДМУНД РУИПЛЕР ШСТРШОР-РОИДИТИКЕго технические идеи были столь революционны, что современники не смогли их оценить.Сергей КАНУННИКОВ Об Эдмунде Румплере известно немного. Даже в немецкоязычных изданиях о жизненном пути конструктора можно найти лишь отрывочную и скудную информацию. В то же время в книгах по истории техники его имя упоминается едва ли реже, чем имена таких великих европейских конструкторов, как Порше или Ледвинка. А начинался путь Румплера в спокойной Вене - одном из европейских центров искусств и ремесел. Эдмунд родился 4 января 1872 года. На родине, в Вене, он получил образование - окончил высшее техническое училище машиностроения и электротехники. Подававший надежды молодой инженер-механик сразу же получил работу на известной в ту пору а 10 августа того же года его зачислили техническим директором "Даймлер моторен Гмбх". Вскоре инженер оказался в "Центаур Аутомобильбау". Предприятие обанкротилось, едва выпустив первый автомобиль. И вновь Румплер на новом месте. В августе 1902-го он стал главным инженером известного в то время завода "Адлер" во Франкфурте-на-Майне. Год спустя инженер получил патент на приводную ось маятникового типа, но довести изобретение до серийного выпуска на "Адлере" не удалось. Конструкция показалась руководству фирмы слишком тяжелой, а главное - дорогой. Однако, начиная с 1904 года "Адлер" стал выпускать две модели с двигателями конструкции Румплера. Вскоре он получил характера. Молодой инженер был полон сил, полон идей. В голове его рождались все новые проекты двигателей, автомобилей, самолетов ему были тесны рамки серийного производства, а предпринимателей во все времена заботили, прежде всего, коммерческие результаты. Занятый по горло конструкторской работой, Румплер все же находил время для популяризации автомобильной техники: постоянно печатался в журнале "Дер Моторваген" издательства М. Крайн. Там же вышел составленный им автомобильнотехнический словарь, позже трансформированный в автомобильно-технический справочник, которым много лет пользовались специалисты.Переднеприводный грузовик Румплера (1930 г.)фирме "Нессельсдорф" - бурно развивавшейся промышленности нужны были способные специалисты. Но пробыл он там недолго. Уже в 1898 году двадцатишестилетний конструктор несколько месяцев был техническим директором берлинской "Альгемайнен Моторваген Гмбх",должность главного конструктора "Адлера" и... перешел на голландский "Спийкер", делавший в то время автомобили и самолеты. Румплер столь часто менял место работы, оставляя даже престижные и высокооплачиваемые должности, вовсе не по причине неуживчивости, плохого130ЗР 6/98 на из первых работ конструктора "Aflnep-24PS" 1904 года.В 1906 году конструктор, наконец, получил возможность для настоящего творчества. Он открыл в Берлине собственное конструкторское бюро (там работало еще пять инженеров) и предлагал услуги по проектированию "легковых и грузовых автомобилей с бензиновым и электрическим приводом, летательных аппаратов и двигателей к ним, производственного оборудования и т. п.". Разумеется, для осуществления этого проекта нужны были деньги. Румплер сумел их найти: в 1908 году он создал "Румплер Тропфенваген Силовой агрегат модели весьма прибыльную фирму по ошеломил современников. производству сварочного оборудования. Но главным его увлечением в те годы стала авиация. В 1910 гошено сопротивление ду он выступает как соучредитель "Э. движению до, по возРумплер Люфтфарцойгбау", первой в можности, самой малой Германии самолетостроительной фирмы, величины". и покупает лицензию на производство Форма кузова и аэропланов Таубе" конструкции австрийшасси автомобиля быцев Этриха (Etrich) и Велса (Wels). Самоли приближены к форлеты "Румплер-Таубе" с моторами Румпме капли. Румплер не лера мощностью 60 л. с. обрели известбыл первым, кто пыность в годы первой мировой войны. Одтался сделать обтеканако Германия была побеждена и по Веремый автомобиль. И сальскому договору лишалась права на раньше существовали собственную авиационную промышленподобные гоночные и ность. Румплер вернулся к автомобилям. опытные машины, в Чтобы получить средства на исслечастности сигарообраздовательские работы, он снова создает ная конструкция Камилля Женатцки, но Тропфенваген 10/30PS" поступил в пропобочное предприятие, на этот раз по то были чисто экспериментальные штучдажу. На версии 1922-1923 гг. стоял мопроектированию и изготовлению... холоные модели. Румплер же, опираясь на дотор увеличенного объема (2580 см3) и дильных установок абсорбционного типа. статочно большой научный опыт, накопмощности (36 л. с ) . В 1922 году лиценленный в самолетостроении, замахнулся зию на каплевидную форму приобрела Фирма быстро стала приносить доходы. В проектируемом автомобиле Румплер на серийное производство. Аэродинамифирма "Бенц", и через год появился ее стремился, как он писал, "полезно испольческие исследования были заказаны прознаменитый гоночный заднемоторный зовать уроки авиастроения", ив 1919 году фессору Прандтлю, труды которого и сеавтомобиль. им уже был получен патент на конструкцию годня считаются классическими. В 1921 В серийных "Румплер тропфенваген" автомобиля, "у которого, благодаря соотгоду в Аэродинамическом исследовавскоре обнаружились слабые места. Моветствующему усовершенствованию общетельском институте в Геттингене была тор W6 был дорог и ненадежен, к тому же го устройства и отдельных частей, умень- проведена серия опытов с деревянными вскрылась курсовая неустойчивость ма-моделями автомобилей. Но когда появились результаты исследований, "Тропфенваген" (автомобиль-капля) был уже практически готов. Опыты только подтвердили правильность выбранного конструктором пути: Прандтль отмечал не только снижение сопротивления воздуха, но и экономичность румплеровского автомобиля. Видимо, впервые в мировой практике форма рамы автомобиля соответствовала форме кузова. Мотор располагался сзади, за ним - коробка передач, а приводами к колесам служили патентованные Румплером еще в начале века "маятниковые оси". Кузов был пяти- и шестиместным, сиденье водителя выдвинуто вперед и установлено по центру. Маленькие крылья по форме напоминали самолетные. Впервые в серийном производстве применили гнутые стекла. Не менее удивителен был мотор Румплера. Компактный шестицилиндровый двигатель имел W-образную форму! При рабочем объеме 2310 см3 он развивал 30 л. с. Для производства автомобилей конструктор основал отдельную фирму, и в 1921 году "РумплерЗР 6/98131 'Тропфенваген" второго поколения (1924-1925 гг.).организовал очередную фирму "Румплер Форнтрибе Гмбх" для производства этих машин. Но предприятие вскоре пришлось продать. Для Германии и Румплера наступали черные дни. Нацисты, конечно же, вспомнили, что уроженец Вены был евреем - и имя его было поставлено под запрет. Потому-то о последнем периоде жизни конструктора так ма-двухлитровый "Бенц", построенны Румплера.шины, но главное - кузов: новаторские идеи Румплера не находили отклика у большинства покупателей. Модернизация автомобиля, проведенная в 1924 году, - установка четырехцилиндрового рядного мотора (2605 см3, 50 л. с), введение гнутых крыльев и подножек, выпуск открытого варианта - тоже не принесла коммерческого успеха. РумплерПереднеприводный "Румплер 10/50" 1926 года.пытался спасти фирму и спроектировал другой автомобиль. В 1926-1927 гг. выпускали "Румплер 10/50" с кузовом вполне традиционной формы, 50-сильным двигателем и передним приводом. Это был последний серийный "Румплер". Интересы конструктора вновь переместились в область авиации. Он начал разработку большого трансконтинентального самолета - двухфюзеляжной "летающей лодки" с десятью моторами! Этот фантастический проект был вполне в духе Румплера. Такие идеи тяжело воплотить в жизнь, заработать на них еще труднее, но именно они давали новые импульсы инженерной мысли, двигали технический прогресс. Современникам они казались сумасшедшими, зато их достойно оценили потомки. Румплер не забросил работы и по автомобильной аэродинамике. В 1930 году был построен оригинальный обтекаемый грузовик-фургон. Он был переднеприводный (!), колеса двух задних осей имели маленький диаметр, мотор развивал 55 л. с. Энергичный конструктор быстроло известно. Правда, на Лейпцигской ярмарке 1936 года был показан запатентованный Румплером коленвал, представлявший собой пустотелую отливку высокой прочности. Но это, скорее всего, произошло по недосмотру нацистских чиновников. В 1940 году конструктор скончался - в бедности, всеми забытый. Автомобили Румплера - обтекаемые, заднемоторные, с оригинальным решением привода оказали несомненное влияние на работы известных конструкторов - Ярая, Порше, Ледвинки. Но ценность наследия конструктора-романтика не только в этом. Не многим талантливым инженерам было дано соединить смелость фантазии, научные исследования и настойчивость в реализации своих проектов Румплеру это удалось.132ЗР 6/98