88
89
вт,и±нтЕСЛИ ДРУГ ЗАГОРЕЛСЯ ВДРУГЭффективна ли система автоматического пожаротушения?пожара - огнетушащий состав распространяется по всей окружности корпуса. Среди всех опробованных нами огнетушителей СОТ-ЗМ располагает наибольшим защищаемым объемом - до 3,2 м3. Сравните: у "Жигулей" объем 3 моторного отсека всего 0,8 м . А это значит, что СОТ-ЗМ отлично подойдет и для больших грузовиков. К очевидным минусам можно отнести отсутствие автоматического поджига от огнепроводного шнура. "Пурга-К02". Значительно меньше предыдущего, но зато практически не уступает ему по защищаемому объему. Срабатывает от электроподжига. Огнетушащий состав выделяется только с одного торца, поэтому огнетушитель необходимо закреплять у источника возможного возгорания. В комплекте есть хомут для крепления в моторном отсеке. "Пурга-К002" Самый маленький как по размеру, так и по защищаемому объему. Из конструктивных особенностей стоит отметить, что приводится он в действие только от огнепроводного шнура, который сгорает за восемь секунд. Конечно, "Пургу-К002" можно разместить ив моторном отсеке, но для надежной защиты от возгорания потребуется не меньше четырех штук, причем они должны сработать все сразу, что практически невозможно. МАГ-2М. Небольшой по размеру, снабжен 70-сантиметровым огнепровод-Согласитесь, случись пожар в моторном отсеке, не каждый водитель отважится засунуть пальцы под крышку капота, чтобы ее откинуть и воспользоваться огнетушителем. А если машина перевернулась или водитель без сознания? В таких случаях может спасти система автоматического пожаротушения. Сейчас на рынке предлагают несколько типов самосрабатывающих огнетушителей для подкапотного пространства, из которых можно "слепить" такую систему. Все они имеют сертификат соответствия и рекомендованы для установки на транспортные средства. С них и начнем.Владимир ОЛЕЙНИКОВ. Фото Владимира Князева и Александра Полунина"Допинг-2". Официально называется "генератор огнетушащего аэрозоля, пламяингибирующий", а попросту говоря - огнетушитель. В нем предусмотрено два режима пуска: от пятисантиметрового огнепроводного (бикфордова) шнура, загорающегося от открытого пламени, или от электроподжига. В этом случае на контакты необходимо подать 12-36 В. В установочном комплекте есть соединительные провода, кнопка дистанционного включения с предохранительным кольцом, скоба для крепления на корпусе автомобиля с полным комплектом крепежа и даже специальные наклейки, указывающие место расположения кнопки пуска. Корпус огнетушителя бывает двух цветов - черный и красный. СОТ-ЗМ. В отличие от предыдущего, выглядит довольно неказисто, зато устанавливается на четырех лапках и потому меньше подвержен разрушительной вибрации. К тому же его не нужно направлять в сторону предполагаемого очага88ЗР 6/98 ным шнуром и электроподжигом, в компможного появления огня, они не должлекте приложен хомут крепления. Огнету- ны гореть. Все они выдержали испыташащий состав выделяется только с одного ния ик ним претензий нет. А теперь, наконец, о действительторца - где установлен бикфордов шнур. Чтобы более реально представить но автоматической системе пожаротусебе возможности названных огнетушения, с которой мы начали наш обзор. шителей, мы опробовали их на вазовДа, она лучше всего приспособлена ском автомобиле. В подкапотном продля эффективной борьбы с возгоранистранстве монтировали огнетушитель, ем. Ее можно собрать самому из раздвигатель обливали бензином (1 л), а личных по типу срабатывания и защиснизу под моторный отсек бросали гощаемому объему огнетушителей. Мы сделали так: самый мощный, рящую ветошь. Прибор срабатывал от бикфордова шнура или, в его отсутст"Пургу-К02" смонтировали в подкапотвие, принудительно от электроподжига. ном пространстве у выпускного коллекВсе огнетушители для подкапотнотора и карбюратора (можно установить го пространства ("Пурга-К02", СОТ-ЗМ иу бензонасоса). Две маленькие "Пури "Допинг-2") с поставленной задачей ги-К002" лучше закрепить в салоне, насправились. Распространившийся аэпример, под "торпедо" у моторного щирозоль покрыл весь моторный отсек бета. Таким размещением можно убить ло-серым порошком, подавившим пладвух зайцев сразу: пожар, начавшийся мя. Повторное возгорание, даже при в моторном отсеке, часто перекидываутечке аэрозоля из-под капотного проется ив салон, а кроме того, под приборной панелью возможно возгорание странства, практически невозможно. Полученные в ходе испытаний данэлектропроводки. Ну а МАГ-2М устанавливается у ные сведены в единую таблицу. Входящие в комплект огнетушитебензобака ив случае ДТП не позволит ля электропровода мы испытали на огтопливу вспыхнуть в багажном отсеке, нестойкость. Ведь находясь в зоне возправда, только в тех машинах, у котоХарактеристики генераторов огнетушащего аэрозоля (ГА0) для защиты моторного отсека автомобиляХарактеристики Объем, защищаемый одним ГОД, м 3 Количество ГОД для надежной защиты моторного отсека легкового автомобиля, шт. Стоимость одного ГОД (апрель 98 Г.), руб. Срок годности, лет Масса одного ГОА, кг Габаритные размеры, мм: диаметр корпуса высота Предельная температура эксплуатации, °С: максимальная минимальная Время работы ГОА, с Возможность автоматического запуска от термошнура Возможность пуска от электроподжига 55 -55 60 -60 60 -50 50 -50 50 -50 122 65 78 166 75 95 80 110 28 125сот-зм3,2 1 274 5 1,6"Допинг-2"МАГ-2М"Пурга-К02""Пурга-К002" 0.252 1 250 10 1,31 2 122 10 0,53 1 170 50,754 43 50,075рых бензобак в багажнике. Разместить его лучше над бензобаком или за ним, бикфордов шнур закрепить на баке. Огнетушители "Пурга-К02" и МАГ2М связаны между собой единой электрической цепью с питанием от аккумулятора и приводятся в действие кнопкой в салоне автомобиля. Можно дополнительно установить температурные датчики под капотом. В принципе, составить такую систему под силу любому автолюбителю, к тому же для каждого огнетушителя приводится схема подключения, притом в нескольких вариантах. Как выяснилось, размещенный нами у бензобака МАГ-2М можно использовать и под капотом. Он справляется с возложенными на него обязанностями в одиночку, но все же лучше для надежности устанавливать пару штук. Любому огнетушителю с электроподжигом можно добавить еще одну функцию - "противоугонки". Дело в том, что выделяемый огнетушащий состав, проникая во впускную систему, полностью предотвращает воспламенение бензовоздушной смеси в цилиндрах. Правда, есть одно "но": если машина карбюраторная, достаточно вывернуть свечи зажигания и продуть цилиндры. Конечно, на это уйдет масса времени, а для угонщика дорога каждая минута. Совсем не так будет обстоять дело, если автомобиль оснащен впрыском топлива. Здесь уж точно придется менять форсунки, хотя на дорогой иномарке такая система тоже может себя оправдать. Потратив $1500 на новые запчасти, можно сохранить всю машину. Подключать или не подключать такую противоугонную функцию каждый автомобилист решает сам - достаточно включить в состав электроцепи потайной тумблер - и все. К еще одной "противоугонке" правда, скорей психологического действия - можно отнести пиропатрон ПАП-1. Ставят его в салоне и соединяют электропроводами с замком зажигания (опять-таки через потайную кнопку). Как только угонщик попробует запустить мотор, ПАП-1 взорвется, наполнив салон дымом. Конечно, здесь основной расчет на то, что внезапный взрыв и дым вспугнет вора, вот только как бы самому не оказаться на его месте.17 нетесть25есть есть5есть есть15 нетесть5естьнетЗР 6/9889